Цикл статей «Города красные – города розовые»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Когда мы говорим о феномене «красных», «розовых» или «зелёных» (то есть находящихся под управлением экологистов) городов, мы обычно, что совершенно естественно, ориентируемся на многочисленные примеры в Европе и Латинской Америке. Но в современном мире мы имеем перед собой также множество примеров крупных городов в Азии и Африке, которые управляются левыми и левоцентристскими политиками. Одним из таких центров является достаточно крупный для Африки город – столица Сенегала Дакар, расположенный на самом западе Чёрного континента.
После достижения Сенегалом независимости, во второй половине ХХ столетия, Дакар большую часть своей новейшей истории находился под управлением Социалистической партии (СП), которая на протяжении многих десятилетий бессменно управляла страной. Эта партия входит в Социалистический Интернационал, принадлежа к международной социал-демократической семье. Но безальтернативное нахождение у власти привело в итоге к её перерастанию в своего рода «партию-государство». В 2000-е годы администрацию в Дакаре сменили и возглавили основные оппоненты СП – представители праволиберальной Демократической партии Сенегала. Однако после очередных муниципальных выборов 2009 года альянс во главе с социалистами вновь одержал победу на выборах в дакарский муниципальный совет, а мэром столицы страны был избран Халифа Абабакар Салл, учитель истории и конституционного права по образованию, видный представитель руководства СП, в прошлом занимавший посты министра-делегата при премьер-министре и министра торговли. Ключевые посты в столичной администрации также заняли соратники Х. А. Сала по СП. Дакар вновь стал «социалистическим городом»…
Сегодня бывшая столица Французской Западной Африки насчитывает немногим более 3 миллионов человек, а Дакарский регион – 3 млн 215 тысяч жителей. Город, в котором в середине прошлого столетия проживали менее 135 тысяч жителей, растёт грандиозными темпами и считается одним из самых перенаселённых в Африке. Сейчас на Дакар приходится четверть всего населения Сенегала, но его экономическая, финансовая роль для западноафриканской республики ещё более внушительна; по данным социологов, около 80% всей экономической деятельности в Сенегале приходится именно на столицу.
Современная экономическая инфраструктура столицы Сенегала создавалась, главным образом, в период монопольного нахождения соцпартии у власти, поэтому нынешнему поколению дакарских социалистов не пришлось начинать управление делами с чистого листа. Дакар известен в Западной Африке как город и регион с развитыми продовольственной, химической, текстильной и лесной промышленностью, в департаменте Дакара немало предприятий, занимающихся рафинированием и меблировкой. Другое дело, что кризис последних серьёзно затронул и Сенегал, некоторые традиционные отрасли промышленности пришли если не в упадок, то оказались в состоянии кризиса; заметно возросла безработица. Соответственною, у мэрии Дакара появилось много новых проблемных зон ответственности, в частности в том, что касается развития программ по оказанию помощи безработным и по перестройке тех или иных пришедших в упадок городских предприятий.
Сам мэр Дакара заявляет, что нужно «превратить Дакар в полюс развития, который интегрирует все измерения городской жизни». При этом Х. А. Салл и его команда, рассчитывающая сегодня на абсолютное большинство мандатов в муниципальном совете («мэрское большинство» там весьма внушительно – 81 советник из ста), пытается также продвигать на столичном уровне «демократию участия», развивая динамичное партнёрство между членами городского и окружных советов с одной стороны, и их избирателей – с другой. Муниципальные власти изыскивают средства на создание новых городских пляжей, спортивных дорожек для бегунов, строительство муниципальных стадионов, недавно в Дакаре открылся общественный «Олимпийский бассейн».
Очень важна также транспортная политика местных властей. С 2009 года в Дакаре увеличился парк общественных автобусов. В то же время власти пошли на снижение налогов с владельцев такси, что способствует увеличению числа такси в столице Сенегала. Одновременно делаются усилия, направленные на продвижение велосипедного способа передвижения по городу-миллионнику.
Уже достаточно давно Дакар считается культурной столицей далеко не только сенегальского государства, но и всей Западной Африки. Дакар, кстати, входит в Организацию городов-носителей мирового достояния, созданную в 1990-х годах. В столице Сенегала действуют немало музеев и театров, многие из них находятся, так сказать, «на балансе» мэрии. Городская администрация по мере возможности оказывает содействие в организации разнообразных культурных мероприятий Музея африканского искусства Теодора Моно – одного из самых известных музеев на Западе Африки. Большую роль в продвижении общекультурных ценностей играет и Французский институт, носящий имя Леопольда Седара Сенгора – президента-основателя независимого Сенегала, виднейшего представителя африканской социал-демократии. То же самое можно сказать о значении деятельности Фундаментального института Чёрной Африки. С 1984 года в столице Сенегала регулярно проводятся международные фестивали квартальных кинофильмов, важная роль в проведении этих мероприятий принадлежит как раз городской администрации. Популярен среди жителей столицы театр имени Даниеля Сорано. Также в Дакаре регулярно проходят фестивали народной и молодёжной музыки, на которые приглашаются гости из других африканских стран. В Дакаре также проводятся Биеннале современного искусства.
В 2010 году в Дакаре был построен в честь 50-летия государственности Монумент африканского возрождения, на создание которого было потрачено, по разным данным, от 15 до 23 млн евро. Левые силы протестовали против столь дорогого памятника – в условиях, когда около половины сенегальцев живут за чертой бедности. Но в итоге выполненный по решению экс-президента Вада монумент был построен, причём кампанией “Mansudae Overseas Projects”, дочерней структурой “Mansudae Art Studio” из КНДР– и сегодня эта статуя считается самой высокой не только в Африке, но и во всём мире – по сравнению с памятниками подобного рода. Очевидно, что Монумент африканского возрождения уже стал «визитной карточкой» столицы Сенегала.
Следует сказать и о том, что городская администрация оказывает поддержку развитию средних учебных заведений, большинство из которых в Дакаре являются бесплатными и общественными колледжами и лицеями. Как отмечает мэр Дакара, «только образованное население имеет шанс на успех в Дакаре будущего». Также пользуются поддержкой администрации функционирующие в Дакаре Университет Шейха Анты Диопа (он насчитывает около 60 тысяч учащихся, являясь одним из крупнейших высших учебных заведений Западной Африки), национальная административная школа и Национальная экономическая школа. К слову, во многом благодаря энергичной работе дакарских социалистов, уровень неграмотности в столице во много раз ниже, чем в отдалённой провинции. То же можно сказать и об уровне развития общественного здравоохранения. По количеству амбулаторий и коек на душу населения Дакар опережает столицы других государств западноафриканского региона.
В общем, современный Дакар продолжает весьма активно развиваться. Демонстрируя своим примером, что «левые города» существуют сегодня и в Африке.