В мире людей бродит сила, грубая и всепоглощающая, тупая, наглая и жестокая, имя ей – хамство. Нас повсеместно окружает оно — мрачное и невежественное, глухое и удушающее. Мы с ним свыклись.
Недавно в метро в час пик я стал свидетелем одной конфликтной ситуации: один молодой мужчина, не говоря ни слова, вмазал в челюсть другому мужчине, тоже не старому, и тот упал. Молодой мужчина хотел, было, добить противника, но преодолел в себе этот импульс, видимо, результат физического воздействия на противника его удовлетворил и так. Пассажиры, сторонясь, проходили дальше, привычно-гипнотично шумело метро. Судя по всему, один человек нахамил другому. И результат — «на лицо». Меня не удивила привычность этой картины. Мы настолько привыкли к подобным ситуациям, что принимаем их за норму.
Все против всех?
Самое печальное, что современное российское государство не только не способно ситуацию изменить, оно, наоборот — провоцирует людей по-хамски относиться друг к другу. Ценности, навязываемые этим государством, ведут ко всё более острому отчуждению человека от человека. «Разделяй и властвуй» — принцип особенно актуальный для капитализма вообще, а для российского капитализма — чиновничьего и олигархического — в особенности. Чиновники от власти заинтересованы в войне всех против всех. Тезис о том, что человечество находится в состоянии войны всех против всех, озвученный Томасом Гоббсом, лежит в основе идеологии капиталистической системы — либерализма. Гоббс, как это ни парадоксально, считал, что агрессивная природа человека — производное от всеобщего равенства. Все в равной мере имеют естественные права, это и приводит к конкуренции и войне. В животном мире идёт борьба за выживание. Социальные отношения в человеческом обществе выстраиваются по аналогии, здесь одни имеют власть и деньги, а другие – неудачники, проигравшие. Мерилом силы, выносливости и ловкости, короче, лучших качеств, в этой системе являются деньги. Поэтому живите, человеки, в соответствие с вашей животной природой. Но это утверждение — подмена и ложь.
Известный австрийский биолог Кондрад Лоренц призывал не обижать волков, сравнивая их с человеком. Ни одно животное не способно так жестоко поступать со своими сородичами, как человек. С помощью техники, экономики, политики человек убивает миллионы себе подобных. А самые страшные преступления совершаются ради удовольствия или похоти. Да, с одной стороны человек способен на поступки высшей степени мерзости, но с другой же – он совершает возвышенные и благородные поступки. Героизм и самопожертвование определяют развитие цивилизации. Человек — больше чем животное!
Невежество как наказание
В церковно-славянском языке есть буква и слово «глагол», что означает единство слова и дела. Это значение сохранилось в понятии глагола и в современном русском языке. Сегодня слово, которое мы произносим, должно быть посылом к выбору, глаголом, а не болтовней. В наших условиях просто необходимо терапевтически сказать человеку о его благородной сущности. Ведь власть с помощью СМИ делает противоположную работу, вдалбливая людям, что они тупые и коварные, что у них нет выбора, что их юдоль — жевать ту идеологическую жвачку, какую им подсовывают, и не рыпаться. Власть агрессивно превращает человека в обывателя, культивируя в нём его самые низменные качества.
С одной стороны, капитализму необходимо превратить человека в безликую массу, в стадо, для чего он и развивает в нём его скотские наклонности, коих у него немало. Этот процесс осуществляется всеми возможными способами, как на уровне примитивных медийных смысло-образов, так и на уровне социально-философских систем (как правило, материалистических). Главная задача власть и деньги имущих – заставить человека забыть о его мистической природе, свести смысл его жизни к удовлетворению животных инстинктов.
С другой стороны, капитализм заинтересован в одиночестве индивида. Само понятие индивид (от лат. Individuum – неделимое) возникает на заре эпохи Нового времени в свете зарождающихся новых экономических отношений. Теоретики либерализма — британцы Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм, а также французские просветители помогли оформиться капитализму идеологически. Личность, то есть индивида они объявили главной социальной ценностью, а общество представили как множество разрозненных атомов. В либерализме автономных в принципе индивидов объединяет лишь необходимость совместного быта и производства. Причём в социально-экономической основе рынка лежит конкуренция и противостояние. Сегодня в России всходят особенно мрачные плоды этой давней либеральной идеи. Нам навязана война всех против всех, которая в межличностном общении проявляется как банальное хамство.
Одна из причин хамства — отчуждение в марксовом понимании этого термина. Однако ограничиться экономическим детерминизмом было бы слишком просто. Хамство – особое невежественное состояние души. А невежество есть забвение смысла существования и собственной природы. Человеку как духовному существу не свойственно быть хамом. Таковым его делает низкий уровень его духовного развития, который является результатом не только воспитания, образования или материального уровня жизни, но и ряда иррациональных аспектов. Воля, творческая активность, совесть – такие явления духа необъяснимы с точки зрения разума. Деградация этих качеств ведёт к неминуемой гибели как отдельного человека, так и общества в целом.
Ныне мы — свидетели такого заката человеческой культуры. Хамство перестаёт быть лишь нравственным понятием области поступков, это уже онтологическая категория, характеризующая нашу эпоху. В России это ещё и идеология. Те политические условия, в которых нам довелось жить, иллюстрируют абсолютно хамское отношение власти к людям. Гибельные для страны и людей реформы, обогащение одних за счёт других (около 80% капитала сосредоточены в руках менее 1% населения). Цинизм власти чиновников по отношению к собственному народу, отсутствие возможности выбора, жёсткая эксплуатация трудящихся – всё это формирует политический климат современной России. На этом фоне жители нашей страны всё более забывают элементарные правила вежливости и в повседневной жизни. Модель поведения, всё чаще выбираемая нашим обывателем, выстраивается на культе превосходства силы, и чем грубее и бессмысленнее, чем вульгарней и нарочитей будет проявление этой силы, тем лучше. Пример подают первые лица нашего государства.
Внутренний Зверь России
Гюстав Лебон, сравнивая поведение толпы с поведением дитя, женщины и дикаря, предполагал, что управлять толпой возможно, лишь подбрасывая ей максимально простые, красочные, удобоваримые идеи. Толпа – иррациональная сила, на языке разумных доводов с ней говорить бессмысленно: чем хлестче и резче будут фразы лидера, тем легче овладеть людской массой. Именно на таком языке разговаривает с нами нынешняя власть — нарочито грубо и примитивно. Нас просто ставят перед фактом.
Возникает вопрос, почему за такое малое количество времени, народ, давший так много для мировой культуры и науки, превратился в быдло? Без борьбы и сопротивления. Никакие рациональные схемы не ответят на этот вопрос, и объяснить это без обращения к метафизическим принципам не удастся. Здесь в тему русское слово «распоясаться» в смысле расслабиться, потерять самоконтроль и самодисциплину. Хамы распоясались – то есть распустились, обнаглели. Если у человека нет сдерживающего фактора в виде закона, морали и нравственности, той или иной традиции, он раскрепощает своего внутреннего Зверя. Платон называл такого зверя многоглавой гидрой, сокрытой в чреслах каждого человека. Без укоренённости в вечных духовных принципах человек обречён. Атеистическая советская система координат — пример того, как непрочен секулярный свод правил порядочного человека перед мощнейшей силой бессознательного животного начала. Чтобы помочь людям убить в себе Зверя, нужно предложить им великую Идею, требующую тотального мобилизации всего того, что в них есть лучшего.
Хамство есть дурная природа человека, это удобоприемлемость его ко греху и злу. Грядущий Хам есть в каждом из нас, он лишь ждёт момента и повода, чтобы явить себя вовне. В системе норм, позволяющих и провоцирующих это проявление, мы и живём ныне. Более того, всё сокрытое становится явным в экстремальной, пограничной ситуации. Несомненно, что наш кризисный мир находится в состоянии перманентной войны. Поэтому наше время – время хамства.
Сегодня хам – это конформист, потребитель, тот, кто живёт только для себя. Это существо агрессивное в своём мещанском невежестве, подозрительное и закостенелое. Как правило, он способен на самую низкую подлость. Напомню, что Хамом звали сына Ноя, нарушившего табу, систему норм поведения. Его потомки были прокляты. И создаётся такое впечатление, что сейчас большинство из них поселилось в России. Здесь опять возникает проблема необходимости норм и ценностей в свете деонтологии. Человек не может жить без системы координат, а значит, без понимания Долга. В этом – основа культуры. Другое дело, что современный капитализм в принципе не может дать иной системы координат, кроме системы, уничтожающей человека. В этом свете борьба против капитализма вырисовывается не только как борьба за кусок пирога, за лучшие бытовые условия, но и как мистический Долг человека. Тот, кто не борется с капитализмом, вряд ли заслуживает звания человека. Это просто индивид, кандидат в хамы.
Капиталистическая система антикультурна. Возможная этимология понятия культура – культ, то есть сопричастность человека сфере сакральной. Соотношение со священным предполагает преодоление животной природы — у зверей нет культа. Чем более человек существует в пространстве духовных смыслов, тем более он человек. Капитализм как религия выстраивается на культе денег. Здесь он осуществляет подмену истинных ценностей на ложные идеалы, которые и духовно и телесно убивают человечество. Умножение войн, ухудшение экологии, голод, эпидемии, обнищание большинства населения планеты – это жертвы, приносимые на алтарь культа капиталистического Зверя, и хамы – его легион.
В этой ситуации задача человека состоит в том, чтобы культивировать в себе ту благородную часть своего естества, которая и отличает его человечность. Сочувствие, солидарность, взаимопомощь, творчество в межличностном отношении, интерес к развитию общества должны лежать в основе общественного устройства. Лишь на фундаменте тотального социального единства возможен качественный рост человечества, возможен истинный прогресс. Более того, сама «дикая» природа даёт примеры преимуществ и красоты такого симбиотического единства. Коллективизм, солидарность, самопожертвование отдельных особей во имя целого распространены в природном мире, среди животных, о чём, кстати, писал Петр Кропоткин. Созвучие интересов множества видов, одним из которых является человек, есть условие богатства и многообразия природы. Поэтому понимание тотального единства человечества как вида, есть условие не только самосохранения цивилизации, но и жизни вообще, ибо капитализм, разобщая, эксплуатируя людей и природу, уничтожает всё живое.
Итак, противостоять хамству как мировоззрению, как культу, есть одна из самых актуальных жизненных задач современности. Если тот молодой мужчина отрихтовавший в метро человека, наказал хама, поставив его на место, то он поступил правильно. Хамство должно быть наказано. То же самое и в отношении к власти. Систему необходимо изменить в принципе. Отказ от капитализма – единственный правильный путь развития человечества.