30 апреля 2013

Евреи: нация, маркер, миф

Никто так не возвеличивает евреев, как юдофобы: евреи то, евреи это… Послушать антисемитов, евреи всё успевают, всё держат под контролем, определяют настроение в обществе и задают тренды – вчера марксизм, сегодня – либерализм… А главное – они обирают мир. Нужны доказательства? Изучите список “Forbes”! Забавно, что многие евреи повторяют заверения юдофобов, меняя только минус на плюс. Они убеждены: евреи — «самый великий и талантливый народ мира». За доказательствами они тоже далеко не ходят, прибегая к тем же спискам “Forbes” и лауреатов нобелевской премии. То, что юдофилия – зеркальное отражение антисемитизма, и наоборот, прекрасно показал в своём тексте Игорь Эйдман, а заодно он доходчиво объяснил, почему евреи сегодня занимают ведущие позиции в политике, в мире финансов и медиа.

Редактор сайта «Новый смысл» Дмитрий ЖВАНИЯ

Игорь ЭЙДМАН

Игорь ЭЙДМАН

Игорь ЭЙДМАН

Для начала, чтобы не было кривотолков по поводу моего происхождения и ангажированности. Я еврей, по крайней мере, такая национальность была указана в моём советском паспорте. Как интернационалист и космополит я  пытаюсь разглядеть среди нагромождения националистических мифов и предрассудков контуры реальности. 

Осколки разбитого вдребезги

Евреи в рассеянье всегда были не только нацией, но и группой, помеченной общим социальным клеймом, стигматом. После начала еврейского просвещения в конце 18 века, распада общины, эмансипации и культурной ассимиляции, европейские евреи всё меньше оставались нацией. Однако социальная приписанная характеристика «еврей» продолжала сохранять значение для окружающих. В России в первой половине 20 века этот процесс был наиболее радикальным. Большинство выживших после Холокоста российских евреев не сохранили национальных традиций, языка и религии. Они практически перестали быть единой нацией (исключение — сознательные сионисты, большинство которых выехало в Израиль в 70-е — 80-е). С тех пор главным стал внешний социальным маркер «еврей». Носители этого «лейбла» в разной мере сохраняют осколки национальной самоидентификации и некоторые традиционные поведенческие стереотипы, но разрознены и растворены в русском обществе.

Нации не стало, но мифы о ней живут. И сегодня «саги о евреях» продолжают волновать воображение россиян, служить инструментами политической борьбы. Интернет полон антисемитскими и зеркально противоположными им либеральными филосемитскими мифами.

Анти+филосемитский миф №1. Евреи – особая нация, уникально талантливая, паразит на теле других народов, двигатель мирового прогресса, источник бед и несчастий для впустивших её стран, культурная и нравственная, хищническая и вырожденческая, добивающаяся тайного мирового господства, несправедливо преследуемая завистливыми туземцами.

Откуда пошли мифы о евреях

И фило- и антисемитские мифы отталкиваются от общего «первомифа» об уникальности евреев и их роли в жизни стран рассеяния. Разница только в оценке значения этой роли. Особый статус евреев в традиционном европейском средневековом обществе был обусловлен конфликтом иудаизма с христианством. Для христиан тогда евреи были, прежде всего нацией, «распявшей Христа». Филосемитский миф так же «аргументировался» религиозно, как известно, по Библии: евреи – «богоизбранный народ».

Особый статус евреев в традиционном европейском средневековом обществе был обусловлен конфликтом иудаизма с христианством. На гравюре - еврейский погром в средневековом городе

Особый статус евреев в традиционном европейском средневековом обществе был обусловлен конфликтом иудаизма с христианством. На гравюре — еврейский погром в средневековом городе

Казалось бы, при  переходе от эпохи веры к эпохе знаний (термины известного французского исследователя антисемитизма Леона Полякова), т.е. от клерикального средневековья к эпохе модерна, евреи должны были потерять своё особое место в общественном сознании. Однако в 19 — начале 20 века сложился новый миф об уникальности евреев, также имеющий анти- и филосемитский варианты. Его появление было предопределено быстрым ростом социального статуса евреев, активным включением их в культурную, политическую, экономическую жизнь. Это было похоже на чудо: евреи во многих европейских странах достаточно быстро превратились из наиболее социально дискриминируемого меньшинства в достаточно высокостатусную этническую группу. Многие решили, что дело в еврейском заговоре, «жидовской спайке». Другие — что причиной тому  «еврейская гениальность».

Однако ситуация объяснялась просто. Евреи были лучше подготовлены к новым вызовам времени, чем христиане. Они не были более талантливыми или спаянными (спайка их в результате разрушения традиционных общинных структур сильно ослабла), но просто лучше приспособленными к новым условиям.

Еврейские социокультурные типы: «торговцы» и «книжники»

Как известно, большинство населения европейских стран на протяжении многих веков составляли крестьяне. Аристократическая элита в основном занималась силовым управлением, грабежом непривилегированного населения и войной. Капитализм, рыночное общество создали городские обыватели, бюргеры. Города, включая их еврейские гетто, были своего рода инкубаторами, где люди задолго до наступления эпохи модерна, формировали необходимые для неё навыки. Евреям запрещалось заниматься земледелием, они не могли быть и воинами. По необходимости евреи освоили городскую, рыночную среду раньше большинства христиан.

Евреям запрещалось заниматься земледелием, они не могли быть и воинами. По необходимости евреи освоили городскую, рыночную среду раньше большинства христиан. На рисунке: евреи-ростовщики суживают деньги на крестовый поход

Евреям запрещалось заниматься земледелием, они не могли быть и воинами. По необходимости евреи освоили городскую, рыночную среду раньше большинства христиан. На рисунке: евреи-ростовщики суживают деньги на крестовый поход

Одни евреи занимались примитивным «бизнесом» (ремесленники, ростовщики, шинкари, старьёвщики, городские и сельские торговцы, приказчики и т.д.). Другие — в основном, изучением книг (талмудической литературы), т.е. освоением и интерпретацией информации. Так сложилось, что именно такие виды деятельности стали наиболее востребованы после модернизации 19 века.

Евреи принадлежали в основном к двум социо-культурным типам: «торговцам» и «книжникам». Конечно, эти типы были и среди христианского населения. Именно они и сформировали бОльшую христианскую часть модернизованной элиты. Но среди христиан торговцы и книжники составляли незначительное меньшинство, а у евреев — большинство. По некоторым позициям евреи оказались лучше подготовленными к новой реальности, чем бюргеры-христиане. Христианам и мусульманам было позорно или запрещено, например, заниматься ростовщичеством. Эту нишу заняли евреи. Многие известные банкирские дома сформировались в еврейской среде. Евреям, обладающим во многих поколениях  навыками работы с информацией, письменными текстами (талмудической литературой), также было проще получать высшее образование, делать карьеру в науке, адвокатуре, журналистике, издательском бизнесе и т.д.

Евреи в эпоху модерна: успех и катастрофа

В странах, где традиционная элита быстро втянулась в капиталистические отношения, еврейская эмансипация не вызвала особого напряжения в обществе (Англия, Италия, Швейцария, Нидерланды). Евреи оказались наиболее заметны и мифологизированы там, где элита была наиболее консервативна, а национальный финансово-торговый класс слаб: в Германии, России, Австро-Венгрии. В США сложилась уникальная ситуация. Массовая иммиграция евреев позволила им занять ключевые позиции во многих новых развивающихся областях жизни, ещё не занятых элитой янки (от инвестиционного бизнеса до киноиндустрии).

Одни евреи занимались примитивным «бизнесом» (ремесленники, ростовщики, шинкари, старьёвщики, городские и сельские торговцы, приказчики и т.д.). Другие — в основном, изучением книг (талмудической литературы). Английская средневековая карикатура на еврея-ростовщика

Одни евреи занимались примитивным «бизнесом» (ремесленники, ростовщики, шинкари, старьёвщики, городские и сельские торговцы, приказчики и т.д.). Другие — в основном, изучением книг (талмудической литературы). Английская средневековая карикатура на еврея-ростовщика

Социальный подъём евреев стал результатом разрушения традиционного уклада жизни, больно ударившего по многим в Европе. Хотя сами евреи в решающих событиях того времени (эпохе Просвещения, создании США, Великой французской революции, промышленной революции 19 века и т.д.) большой роли не сыграли. Не евреи разрушили «старый мир». Он умер своей смертью, когда пришло его время. Но именно евреев консерваторы и националисты стали считать виновниками гибели традиционного общества. Эти многолетние обвинения во многом подготовили катастрофу европейского еврейства — Холокост.

В странах, где традиционные элиты были обеспокоены конкуренцией со стороны евреев, их  старались как можно дольше держать на положении людей второго сорта. Это отчасти удавалось в странах восточной Европы: в царской России, Румынии, Венгрии. В Веймарской Германии нацисты пришли к власти, использовав ненависть консервативной немецкой элиты к гиперактивным конкурентам-евреям.

Евреи перестают быть «особенными»

Постепенно конкурентные преимущества евреев исчезают. Произошла повсеместная урбанизация, потомки крестьян получили образование и навыки жизни в обществе модерна. Евреи престали быть наиболее преуспевающей общиной даже в США. В европейских странах, где удалось восстановить после Холокоста еврейские общины, например в Германии или во Франции, евреи как-то сегодня тоже не очень заметны и успешны. Оказалось, что другие народы не хуже евреев могут реализовываться в бизнесе или науке.

Евреи принадлежали в основном к двум социо-культурным типам: «торговцам» и «книжникам»

Евреи принадлежали в основном к двум социо-культурным типам: «торговцам» и «книжникам»

Сейчас роль евреев конца 19 — начала 20 века в Европе и США во многом начинают играть китайцы и другие восточноазиатские народы. Они, вместо евреев, стали настоящими «передовиками капитализма». Члены японской общины — уже давно среди наиболее обеспеченных и образованных американцев, сейчас к ним подтягиваются корейцы, за ними по пятам идут китайцы и даже вьетнамцы. Их упёртость, трудоспособность, нацеленность на карьеру помогают добиваться социального успеха. Они лучше «заточены» под нынешнее рыночное общество, чем расслабленные европейцы, в т.ч. евреи. Их дети учатся лучше аборигенов. В Германии, например, вьетнамцы намного опережают немцев по показателям успеваемости в школе (об этом пишет даже известный враг иммигрантов – Тило Сарацин). Процент азиатов в Университетах США и Европы стремительно растёт. Они потеснили евреев даже как исполнители классической музыки. Если раньше европейскую публику развлекал Владимир Горовиц и Яша Хейфец, сейчас для неё играет Ланг Ланг и Ванесса Мэй. Среди победителей европейских и американских молодёжных конкурсов в области музыки, науки, технологий — полно азиатов. Они играют всё более существенную роль в жизни современного западного общества.

Израиль: убежище или угроза

Сейчас основной источник особого положения евреев в мире – арабо-израильский конфликт. Парадокс истории в том, что Израиль, создававшийся как убежище для евреев от антисемитских гонений, стал главным объектом и причиной современного антисемитизма. Кровавое противостояние Израиля с арабами вызвало новую волну ненависти, прежде всего в мусульманских странах к носителям еврейского социального маркера.

Конфликт этот  может быть исчерпан только тогда, когда израильские евреи (они в отличие от евреев диаспоры – реальная нация) престанут воспринимать себя частью мифического мирового еврейского народа. Только это позволит Израилю, наконец-то, превратиться в нормальное светское, неидеологическое государство, способное для достижения мира пойти на уступки арабам в вопросе «общееврейских» национальных «святынь» и символов, типа Иерусалима, Храмовой Горы и т.д.

Евреи в современной России: олигарх-торговцы и либерал-талмудисты

В России евреи трижды делали социальный рывок. Первый – локальный, во время бурного развития капитализма в конце 19 – начале 20 века. Тогда евреи пришли в большой бизнес, журналистику, свободные профессии, науку. Однако дискриминация продолжалась. Карьерные возможности евреев (даже выкрестов) были ограничены.

В Веймарской Германии нацисты пришли к власти, использовав ненависть консервативной немецкой элиты к гиперактивным конкурентам-евреям. Иллюстрация из детской антисемитской книги Эльвиры Бауэр, изданной в 1936-м.

В Веймарской Германии нацисты пришли к власти, использовав ненависть консервативной немецкой элиты к гиперактивным конкурентам-евреям. Иллюстрация из детской антисемитской книги Эльвиры Бауэр, изданной в 1936-м.

После революции 1917 года произошёл новый социальный подъём евреев. Они составили значительную часть большевистской элиты. В основном евреи-большевики принадлежали к социальному типу «книжников»-идеалистов, превратившихся в фанатичных строителей нового режима. Затем в послевоенном СССР появились новые дискриминационные ограничения, сильно затруднившие карьерное продвижение евреев.

После 1991 года с реставрацией рыночных отношений евреи сделали очередной социальный рывок. В крупный бизнес пришли евреи-«торговцы», сохранившие соответствующую традиционную социальную психологию. Они стали частью многонациональной российской буржуазии. Новые идейные предпочтения «книжников» совпали с корыстными интересами «торговцев». Первые стали интеллектуальной и пропагандистской обслугой вторых.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *