3 февраля 2011

Стадион для «Зенита»: растёт только смета

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА

Снова «отложенный» по срокам стадион мирового значения обещает принять первых зрителей и игроков только в ноябре 2012-го, зато в арену неспортивных схваток превратился уже сейчас. Депутаты Законодательного собрания Петербурга из фракции «Справедливая Россия» выступили с инициативой создать парламентскую комиссию «для выяснения обстоятельств проектирования, строительства и ввода в строй нового стадиона на Крестовском острове». Причиной послужила очередная корректировка сметы: с момента последнего обнародования «спортивные» расходы возросли ещё на 8,4 млрд рублей.

Как растоптали орхидею

Стадион имени С.М. Кирова. 1980 год (когда "Зенит" впервые в своей истории выиграл бронзовые медали чемпионта СССР).

Стадион имени С.М. Кирова. 1980 год (когда «Зенит» впервые в своей истории выиграл бронзовые медали чемпионта СССР).

Пять лет назад, ещё до сноса стадиона имени С.М. Кирова, стоимость новой арены на Крестовском предварительно оценивалась в 200 миллионов долларов. Смета, представленная в городской парламент, была уже на $250 миллионов, после чего затраты стали расти в геометрической прогрессии. «С момента начала работ цена вопроса увеличилась более чем в 3, 5 раза и, видимо, рост продолжится», — отмечали градозащитники летом 2009 года.

Они не ошиблись.

Сегодняшняя отметка — 33 миллиарда рублей по курсу ЦБ («счастливая», как изволят шутить чиновники, а «счастливая», может быть, потому, что первые фанаты «Зенита» собирались на 33 секторе стадиона имени С.М. Кирова) действительно впечатляет ($1100 млн). Прежде всего своей несомасштабностью реалиям. Что это за суперматериалы, космические технологии, квалифицированная рабочая сила, на оплату которых из вконец отощавшего кошелька налогоплательщика вытягивают такие суммы?

Сроки сдачи объекта в эксплуатацию опять сдвинуты, теперь на ноябрь 2012 года. До ЧМ-2018, ради проведения которого в Санкт-Петербурге (Северная столица, как уже объявила губернатор, будет бороться за право принять полуфинал) якобы и произошло очередное удорожание проекта, надо ещё дожить. А принесёт ли «стадион века» дивиденды даже через шесть лет после открытия – это бабушка надвое сказала.

Начало матча «Зенит» — «Торпедо» (Москва) на стадионе им. С.М. Кирова. 1969 год

Оппоненты столь финансовоёмкого строительства в эти дни снова возвращаются к тому, что «не надо было сносить Кировский стадион». Можно ли было спасти памятник эпохи конструктивизма, ответ на этот вопрос скрывается за дымкой истории, не знающей сослагательного наклонения, — хотя известно, что идея «разрушить до основанья, а затем» обсуждалась ещё в год празднования 300-летия Петербурга. Постановление № 2054 «О реализации проекта по строительству футбольного стадиона в западной части Крестовского острова» датировано декабрём 2004-го, а статуса федерального памятника стадион лишился в феврале 2006-го – и сразу же над «каменным цветком» нависла тень бульдозера.

«На протяжении десятилетий мне частенько доводится сопровождать российских и зарубежных коллег, приезжающих с целью обмена опытом и знакомства с городом, — писал тогда в своём обращении к общественности и властям Евгений Гостев, главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей, действительный член Совета по охране памятников при Союзе архитекторов. — Так вот, могу сказать, что из всего, созданного после 1917 года, наивысший рейтинг – у комплекса на Крестовском. «Орхидея» – как ласково называл своё детище его автор, знаменитый зодчий Александр Никольский…».

6 июля 2006 года «Зенит» сыграл вничью 0-0 с московским «Динамо». Эта игра стала последней, проведённой на старом стадионе им. С.М. Кирова и первой для Дика Адвокаата в качестве главного тренера «Зенита»

Защитники стадиона в Приморском парке Победы (напомним, объектом культурного наследия является вся территория парка) устраивали митинги и пикеты, направляли петиции федеральным и региональным чиновникам, но так ничего и не добились. Последним значимым мероприятием, которое приняла легендарная арена, был контрсаммит – международный форум альтерглобалистов, организованный в Петербурге представителями прогрессивной общественности разных стран во время официального саммита Большой Восьмёрки летом 2006 года. Тогда сама Валентина Матвиенко прогуливалась по стадиону под ручку с московским левым активистом (теперь – депутатом Госдумы от «Справедливой России») Ильёй Пономарёвым.

В июле 2006 года Валентина Матвиенко на стадионе имени С.М.Кирова пообщалась с одним из организаторов Социального форума альтерглобалистов Ильёй Пономарёвым (ныне депутатом Госдумы от «Справедливой России»)

А когда улеглись отголоски глобальных встреч, начался демонтаж. «Стадион убивают, как убили в своё время Кирова!» — кричали наиболее радикальные градозащитники. Но кричали, видимо, слишком тихо. По крайне мере, никакого всплеска народного возмущения в те дни замечено не было. Зато фотографы поживились на славу: ещё бы, такую натуру нечасто увидишь. Снимки «крушения эпохи», как это воспринималось многими специалистами, обошли тогда все новостные агентства мира.

Снос легендарного стадиона. Снимки «крушения эпохи» обошли все новостные агентства мира

Кстати, автор проекта нового стадиона японский архитектор Кисё Курокава предлагал сохранить хотя бы отдельные элементы памятника, но его предложение не принял заказчик.

С арены века далеко не уедешь

Президент Дмитрий Медведев на последней встрече с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони признался, что всю жизнь болеет за «Зенит». (Заметим, на сайте этого футбольного клуба информация о строящейся на Крестовском острове к Чемпионату-2018 спортивной арене так и озаглавлена: «Новый стадион для «Зенита»). Кроме этого гарант добавил, что «для болельщиков билеты на футбол и виза в 2018 году станут совпадающими понятиями». Понятно, Медведев намекает, что неплохо бы отменить визовый режим между Россией и Евросоюзом как раз под чемпионат мира. Ожидается также, что для иностранных болельщиков проезд на общественном транспорте в нашей стране будет бесплатным.

Таким видят новый стадион на Крестовском острове

В то же время уже сейчас чиновники ФИФА выражают озабоченность московскими и петербургскими пробками. А многие градозащитники считают возведение гигантского стадиона в этом районе на Крестовском острове нелепостью. По их мнению, снос старого и проектирование нового спортивного сооружения велись «в полном отрыве от осмысления перспектив дальнейшего развития территории, без какой-либо привязки к инфраструктуре». «Складывается впечатление, что возводят некий абстрактный объект на необитаемом острове», – резюмируют оппоненты проекта.

Раньше на Крестовском действовали три трамвайные линии; на линиях работали четыре маршрута, каждый из которых делал здесь же, на острове, кольцо. И хотя в дни матчей, ближе к финальному свистку, на подступах к конечным остановкам специально сосредотачивались десятки вагонов, вывоз болельщиков всё же был весьма затруднителен и занимал существенное время.

Раньше на Крестовском острове работали три трамвайных линии / На фото: трамвайное кольцо на Крестовском острове

Сейчас же все рельсы на Крестовском выкорчеваны, все трамвайные маршруты ликвидированы. В результате на острове не осталось общественного транспорта, кроме метро (если не считать 25-й автобусный маршрут, функционирующий, как говорят местные жители, преимущественно на бумаге).

«Однозначно, снятие трамвая на Крестовском острове было непродуманным шагом администрации Матвиенко, — комментирует ситуацию один из лидеров движения «Петербуржцы за общественный транспорт» (ПзаОТ) Виктор Туралин. — Особенно в свете строительства нового стадиона на 69000 зрителей. После мероприятий с острова просто никто не сможет уехать. Единственная станция метро расположена в двух километрах от стадиона, а главное, при единовременном наплыве десятков тысяч человек она просто захлебнётся».

После матча с Крестовского острова было и раньше, когда ходили трамваи, непросто выехать

Рядом со стадионом запланирована парковка на 5 тысяч автомобилей, но очевидно, что местная сеть узких улиц (подавляющее большинство которых имеют по одной полосе движения в каждую сторону) не справится с таким количеством машин.

«Активисты ПзаОТ разработали концепцию легкорельсового диаметра по направлению с Севера на Юг города, с выходом к аэропорту Пулково, — продолжает Виктор Туралин. — Эта линия скоростного трамвая трассирована через основные транспортные узлы в центре (Московский вокзал, Садовая улица, далее — Тучков мост) и Крестовский остров, в незначительном удалении от стадиона». Кроме того, у специалистов Горэлектротранса есть свой проект восстановления трамвайного сообщения на Крестовском, предполагающий строительство нового многосоставного моста, который позволил бы «транзитом» проехать через Петровский на Васильевский остров. По оценке Туралина и его соратников, в том или ином варианте возвращение трамвая на Крестовский остров неизбежно, «без этого проблему стадиона не решить».

Выходит, что деньги всё равно придётся вкладывать ещё и ещё, чем дальше, тем больше, — такой уж это объект. И, может быть, не стоит поднимать шум из-за очередной прибавки к стоимости, тем более что, как твердят с восторгом функционеры от спорта, это нужно «всему российскому футболу», а «вся страна – это наш стадион»?

Губернатор Матвиенко почему-то решила, что трамваи на Крестовском острове не нужны

Артель аналитиков обратилась за комментариями к эксперту.

Олег Нилов, руководитель фракции «Справедливая Россия» Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Стадион за бюджетные 33 миллиарда — это чьи-то сверхприбыли, сверхбезалаберность или коррупция?»

Олег Нилов (на фото — выступает)

— Прежняя, утверждённая на старте стоимость стадиона выросла уже в четыре с лишним раза. Что дальше? Я считаю, хватит молчаливо наблюдать за этим процессом. Ведь это те самые бюджетные деньги, которых постоянно нет. Их нет на питание школьникам, на компенсации владельцам гаражей, на выплаты людям, у которых протекла крыша, или упал снег на голову…

Выходя на трибуну, пытаясь решить какие-то насущные социальные проблемы, я слышу упрёки и обвинения в популизме: мол, не надо давать несбыточных надежд, предлагать иллюзорные законопроекты – финансирования всё равно не будет!.. Но почему тогда вице-губернатор Филимонов просто ставит нас перед фактом, что удорожание стадиона продолжается?

Надеюсь, нам удастся сформировать комиссию, которая получит ответ на вопрос: зачем Смольный бежит впереди паровоза и готов потратить ещё почти 9 миллиардов якобы «под мировой чемпионат», в то время как всю ответственность в этом случае должно взять на себя федеральное правительство? Мы уже обошли по стоимости все стадионы Европы, кроме разве что лондонского «Уэмбли». Отдельный вопрос: как этим стадионом будут управлять? Не вышло бы так, что на содержание и предстоящие ремонты этой международной арены снова вынужден будет раскошеливаться город.

И надо, конечно, разобраться, вдруг это будет такой суперобъект, что туда поедут все иностранные туристы вместо Эрмитажа? Дай Бог! Но, по моей оценке, ожидать суперкачества в этих реалиях вряд ли стоит. Тогда что это – чьи-то сверхприбыли, сверхбезалаберность или коррупция?

  • Михаил Дружининский

    Отличная статья, жаль только, что прочитают ее незначительное число горожан.

    • Пашка

      Так распространяйте… На форумах, в блогах, в соц. сетях…
      P.S. Да уж, это грандиозный распил…

  • Roma

    В эпоху Собчака была дамба, у Вали — стадион.

  • Илья

    А зато в эпоху вашего обожаемого Яковлева не было НИЧЕГО. Город за восемь лет ничего не приобрёл, а только разрушался. Зато Я обогатился так, что сам П смог его задвинуть обратно в забвение только спустя три года.

    • Слава

      Ледовый стадион, КАД

  • Акакий

    супер распил, в смете все будет красиво сделано, ни одна проверка не докопается, технадзор потом подкупят, а в туалетах будет самая дешевая туалетная плитка, дешевые писсуары и унитазы, дешевые смесители, светильники за 300 рублей, подвесной потолок обычный, стены будут покрашены дешевой краской, стеклопакеты будут куплены самые дешевые, какие только найдут в городе.Сами скоро все увидите.А чеки будут подделаны, на таком уровне сделать такую мелочь легче, чем сказать «А»

  • Слава

    Надо бы их тряхнуть. Только статья уж больно натянутая — большая часть негативных «фактов» притянуты за уши (в некоторых местах находится прямо на грани лжи). По большому счету, кроме сроков и ВОЗМОЖНО завышенной цены строительства ничиго в реальности нет. Весь позитив сознательно игнорируется. Одним словом заказ. На журналистское расследование или попытку поиска правды никак не тянет. Банальное желание «Справедливой России» половить рыбку в мутной воде. Простым горожанам тут делать нечего…

    • Алексей Ярэма

      Заказ уж, скорее, на такие комменты, как ваш. Пустое, голословное заявление о неких фактах «на грани лжи», даже без их обозначения; требование «позитива» там, где его нет и не планируется. Очень в стиле тупой кремлёвской пропаганды.
      Собственно, сам снос старого стадиона и строительство нового для того только и задумывались, чтобы обеспенчить качественный попил бабла. Иначе незачем было и огород городить.
      А в результате всего этого, а также строительства неисчислимых «элитников» для нуворишей, сноса жилых домов, уничтожения зелёных зон — на Крестовском острове простым горожанам, и вправду, стало практически нечего делать. Только СР тут как-то не при делах, у нас и в Смольном, и в ЗС совсем другая партия рулит :)

      • Cлава

        Интересно, кто бы это мог мой комментарий заказать?)) Я в нем никого не хвалил и строительство нового стадиона не оправдывал, даже о статье достаточно подоброму отозвался. Хотя, на самом деле эпитет «украденное время + введение в заблуждение» подходит для нее как ни какой другой. Я ходил на Кирова когда Зенит играл в первой лиге — ездил на 12 трамвае с улицы Некрасова до кольца, прекрасно помню полуразвалишиеся общаги (уже тогда), которыми был застроена почти вся жилая часть острова. Если это «жилые дома» то тогда и насыпанный холм из земли с углублением посредине — несомненно памятник архитектуры. Далее по списку…

        • Cлава

          Еще пять копеек. Никакой связи между строительством стадиона и и строителям элитного жилья на острове нет и быт не может. Строительство стадиона это, наоборот, как серпом по одному месту для риэлтеров и владельцев территорий на острове под застройку. Зенит проводит около 60 матчей в сезон (половину дома), добавьте сборную, которая наверняка будет играть в Питере (пока в москве ничего лучше не построят), а также концерты и прочую ерунду. «Элитность» острова сужается до количества солнечных деней в Питере ~ 30 дней в году, остальное время, в лучшем случае, нашествие любителей классической музыки и балета :-)
          ПС. И самое главное, единственное место где действительно можно получить информацию о строительстве стадиона и комментарии специалистов это http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=114 . По крайней мере эти люди не пытаются кого-то агитировать и вешать лапшу на уши

  • Михаил Дружининский

    Слава, рекомендую Вам прогуляться по Приморскому парку Победы с пожилым ленинградцем, который помнит послевоенный парк. Вы наверняка услышите от него гневные слова относительно элитного жилого комплекса «Пятый элемент», который вопреки всем законам и урокам истории возник на месте ресторана «Восток». Огромное количество ресторанов — тоже не подарок. В свое время жители Васильевского острова в суде отстояли бульвар Большого проспекта от возведения там пивнымх разливух. Жаль, что жители Санкт-Петербурга не смогли, используя уже отработанные технологии, защитить Приморской парк Победы.
    Реконструкция стадиона имени Кирова — стопудово незаконна. Попробуйте начать реконструкцию Колизея в Риме. Итальянцы Вам быстро и внятно объяснят основы правого государства. Есть статьи, объясняющие механизм и историю захвата городских парков «частными инвесторами», за которыми строят известные нам чиновники. Российкие и зарубежные эксперты давно не считают современную Россию правовым государством, где в суде можно защитить законные права, нормы морали и нравственности. Здесь, к сожалению, правят мафиозные кланы и понятия. Но остаются принципы, проверенные всей историей человечества: кто защищает вруна, вора и убийцу, сам становится таким же… А наказание неизбежно если не от общества, то от небес. Слава, желаю Вам здововья, долголетия и спокойных снов!!!

  • Слава

    Михаил, Прекрасно понимаю вас как писателя, куда приятней писать самому, чем читать, что пишут другие. Мой ник следовало поставить не в начале вашего поста, а в конце, как подпись, поскольку я именно так и думаю. Только вот пожилых петербуржцев я бы не стал приплетать, пожилые они ВСЕГДА всем будут недовольны, осбоенно когда начинают ломать воспоминания об их юности. Прекрасно их понимаю, скоро сам таким таким буду.

    • Слава

      Нет Михаил, извиняюсь, тоже не очень внимательно прочитал ваше сообщение. Я под ним пожалуй не подпишусь. Вы тоже предергиваете и черезмерно увлекаетесь подменой понятий. Смысл затерялся под ворохом пафоса и обличенией кого-то в чем-то.
      Вам тоже удачи и всего наилучшего.

  • Михаил Дружининский

    Слава, во-первых, не могу принять Ваших рекомендаций относительно того, куда ставить ник! Прочитайте внимательнее — сначала идет мое имя и фамилия, причем, настоящие, затем — обращение Вам. Здесь нет жестких правил, поэтому «Мой ник следовало поставить…» я расцениваю как тест на возможность манипулирования.
    Во-вторых, Вы сказали о подмене понятий, но не указали в чем конкретно. Это тоже говорит о попытке искусственного доминирования над оппонетом.
    Я уже много лет занимаюсь протестными проектами, поэтому такой наезд на меня, по крайней мере, наивен.
    Теперь о более конкретных и понятных вещях. Расследованием законости так называемой реконструкции я занимаюсь уже много лет (см. http://persona.rin.ru/news/64143/f/peterburzhcy-vyshli-na-zaschitu-stadiona-imeni-kirova). Мои статьи публикуют на специализированных сайтах, где обычно выступают эксперты (см. http://archi.ru/foreign/news/news_current.html?nid=2506&fl=1).
    В результате у наших оппонентов возникают серьезные проблемы (см. судьбу глав «Строймонтажа» Сергея Кириленко и Сергея Полонского, которые фактически начали захватывать Приморской парк Победы, что-то можно подчеркнуть и здесь — http://www.apn-spb.ru/publications/article4472.htm).
    Меня остановил лишь суд по газпромовскому Охта-центру, который мы выйграли. У нас есть успешный опыт блокирования подобных проектов и без суда. Например, проект второй сцены Мариинского театра француза Перро.
    Моя оценка такова: реконструкция стадиона нужна лишь для отмывания денег и захвата прилегаюих территорий, проект — плохой, деньги, закаченные в «Зенит», себя не окупают, стадион будет убыточным и впоследствии перейдет государству.
    Через суд я получил всю информацию относительно «Пятого элемента». Чтобы знать ключевых игроков аферы вокруг стадиона имени Кирова, их слабые звенья и внутренние противоречия, даже в суд ходить не надо. Наказание явного преступления — вопрос времени. Просто много других не менее важных проектов.
    Еще раз желаю Вам удачи в защите явно провального проекта.

  • Tekky

    1.
    06.11.2008 11:06
    В Санкт-Петербурге разгорается скандал вокруг строительства стадиона для футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове, сметная стоимость которого за два года с момента начала строительства возросла в 3,5 раза — с 6,7 до 23,7 млрд рублей. Смольный в одностороннем порядке отказался от исполнения незавершенного госконтракта на сумму 6,7 млрд рублей с действующим генподрядчиком строительства стадиона — ООО «Авант» во главе с Григорием Фельдманом, сославшись на то, что подрядчик за два года освоил всего 270 млн рублей, пишет сегодня «Коммерсант» — Санкт-Петербург.

    Как сообщили в комитете по строительству Смольного (госзаказчик строительства стадиона), действие контракта с ООО «Авант» прекращено со вчерашнего дня — генподрядчику уже отправлено уведомление об одностороннем отказе от обязательств по контракту. Заказчик считает, что ООО «Авант» не укладывается в сроки строительства и предусмотренные контрактом работы не будут выполнены в срок надлежащим образом. В комитете по строительству также утверждают, что подрядчик отказался от предложения расторгнуть контракт «по соглашению сторон». Григорий Фельдман вчера опроверг эту информацию, заявив, в свою очередь, что считает предъявленные ему претензии чиновников «необоснованными». И подчеркнул, что подписал предложенное администрацией соглашение, однако комитет по строительству в итоге его не завизировал.

    По его словам, администрация сама задолжала «Аванту» более 1 млрд рублей, перечислив на строительство стадиона 4,2 млрд рублей вместо 5,5 млрд освоенных средств. Не исключено, что выяснять отношения заказчик и подрядчик будут в суде.

    2. «Коммерсантъ», 23.12.2008

    Вчера стало известно о том, что в субботу в Ленинградской области в автокатастрофе погиб Григорий Фельдман, генеральный директор петербургской компании «Авант» — экс-подрядчика строительства на Крестовском острове стадиона для футбольной команды «Зенит». Внедорожник, которым управлял бизнесмен, столкнулся с грузовиком. Господин Фельдман погиб на месте, а его беременная жена и двое детей оказались в больнице.

    ДТП произошло около половины девятого вечера на 64-м километре трассы Пески—Сосново—Подгорье. Внедорожник Land Rover, на котором 43-летний бизнесмен вместе с семьей возвращался с модного горнолыжного курорта «Игора», столкнулся с грузовым Volvo. В результате аварии господин Фельдман от полученных травм скончался на месте, а его беременная жена и двое детей были госпитализированы с повреждениями различной степени тяжести. Водитель грузовика не пострадал.

    3. «Синтез-СУИ» в декабре 2006 года получила контракт стоимостью 6,666 млрд руб. на строительство футбольного стадиона на Крестовском острове для футбольного клуба «Зенит». Проект стадиона был разработан японским архитектором Кисо Курокава, который скончался в прошлом году. В 2007 году холдинг СУИ продал свою долю в ООО «Синтез-СУИ» компании ООО «УК «Авантаж Капиталл». После этого «Синтез-СУИ» была переименована в «Авант».

    В ноябре 2008 года петербургские власти подписали с «Авантом» соглашение о расторжении контракта в связи с четырехкратным увеличением стоимости строительства. Незадолго до этого Главгосэкспертиза России утвердила новую смету строительства стадиона, согласно которой инвестиции в создание арены оценивались в 23,7 млрд руб. Две недели назад был проведен очередной конкурс на строительство стадиона. Его выиграла компания «Инжтрансстрой», входящая в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Контракт, который необходимо выполнить до 15 ноября 2010 года, обошелся ей в 13,2 млрд руб., что на 30% ниже начального лимита финансирования.

    В группе «Синтез» заявляют, что с апреля прошлого года она никак не влияла на оперативное управление «Аванта», все решения принимались основным участником этой компании — ООО «УК «Авантаж Капиталл». «В настоящее время решается вопрос о завершении процесса оформления окончательного выхода группы «Синтез» из состава участников ООО «Авант», — говорится в заявлении группы, которое было опубликовано на ее сайте 19 декабря, за день до гибели Григория Фельдмана.

    Вторым крупным городским проектом, в котором участвовал Григорий Фельдман, было строительство Юго-Западной ТЭЦ. Последнее время он не имел отношения к этой стройке. Недавно стало известно о том, что группа «Синтез», реализующая этот проект, в связи с финансовым кризисом отказалась от строительства электростанции, передав 100% акций ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» в дар Санкт-Петербургу.

  • Tekky

    28 октября 2008 / Деловой Петербург

    Этот проект медом не намазан
    Интервью Григорий Фельдман, генеральный директор ООО «Авант», о стадионе, выдвижном поле и миллиардах.

    СПб. Генеральный директор ООО «Авант» Григорий Фельдман рассказал, почему ему предстоит расставание со своим детищем — стадионом на Крестовском острове и объяснил, каким образом арена подорожала в 4 раза.
    По какой причине городские власти намерены расторгнуть с вашей компанией контракт?
    — Прежде всего контракт предполагается именно завершить, а не расторгнуть. Как говорится, почувствуйте разницу. Дело в том, что согласно 94-му федеральному закону государственный контракт может быть завершен досрочно только в двух случаях: по добровольному соглашению сторон или по решению суда. Одностороннего расторжения госконтракта закон не предусматривает. Исходя из этого могу предположить, что Александр Вахмистров имел в виду, что до 1 ноября сторонами будет подписано соглашение о добровольном расторжении контракта. Это вполне возможный вариант. Относительно второго варианта прекращения государственного контракта (по решению суда), то этот вариант даже не обсуждается. Для судебных разбирательств ни у города, ни у «Аванта» нет никаких причин. Равно как и желания. Как не раз заявляла губернатор Петербурга, стадион так или иначе надо строить. Поясню, почему вообще возник вопрос о прекращении госконтракта. Уже упомянутый мной 94-й ФЗ не позволяет продлить госконтракт, если изменение его цены превышает 5%. То есть просто добавить денег «Аванту» нельзя. Не важно в данном случае, хотел бы или не хотел госзаказчик это сделать. Он этого не может по закону. И точка.
    Но ведь контракт изначально предусматривал обязанность генподрядчика построить стадион, что называется, под ключ.
    — Да, это так. Как говорится и в контракте, он «действует до завершения сторонами своих обязательств». Но в данном случае возникает некоторая коллизия. С одной стороны, в самом деле обязательством «Аванта» является проектирование и строительство стадиона на Крестовском острове. Вроде бы, пока не построили, контракт должен действовать, а стадион должен быть полностью построен. С другой стороны, очевидно, что за 6,7 млрд рублей стадион не построить. Возникает вопрос, почему госзаказчик не предъявляет «Аванту» претензий о срыве сроков и невыполнении договорных обязательств?
    Действительно, почему?
    — В последнее время я несколько раз столкнулся с разного рода заявлениями в том духе, что, мол, «подрядчик сорвал все сроки» и что «город недоволен подрядчиком, и поэтому будет выбран новый» и т.д. Это, мягко говоря, не совсем адекватные высказывания. Если подрядчик сорвал сроки, то мало его поменять, надо еще и ущерб взыскать. А есть ли ущерб? Объясню, почему город не судится с «Авантом».
    Госконтракт, заключенный с «Авантом», это не просто контракт на генподряд, а контракт на генпроектирование и генподряд. Этот факт постоянно упускается из виду, а зря. Таким образом, в первую очередь «Авант» является генпроектировщиком и уже во-вторых — генподрядчиком. «Во-вторых» не потому, что строительство менее важно, чем проектирование, а просто потому, что проектирование предшествует строительно-монтажным работам. Если я не выдам рабочие чертежи прорабу на стройплощадке, то и работ никаких производить он не будет.
    Так вот, в части выполнения контракта по генеральному проектированию «Авант», не побоюсь этого слова, блестяще выполнил свою работу. Ведь что такое проект? Это проект, прошедший экспертизу. Проект, не имеющий положительного заключения экспертизы, — это просто стопка исчирканной бумаги.
    Напротив, проект, прошедший экспертизу, — это продукт. Согласно СНиПу на проектирование сооружения подобного масштаба отводится около 4 лет, а мы сделали это, пройдя при этом все согласования, за 13 месяцев. В части проектирования можно только поаплодировать «Аванту», а уж никак не предъявлять претензии. Их и не предъявляется.
    Теперь дальше. В Гражданском кодексе РФ сказано, что если по не зависящим от подрядчика причинам выявляются какие-либо обстоятельства, меняющие существенные условия контракта, то подрядчик должен незамедлительно поставить об этом в известность заказчика. Что и было сделано.
    Выполняя функции генпроектировщика и проектируя согласно техзаданию, выданному заказчиком, «Авант» выявил существенное превышение реальных строительных объемов по отношению к тем, что были изначально указаны в условиях госконтракта. Именно это и повлекло за собой увеличение цены. Здесь нет места для претензий в наш адрес. Это же не по вине генподрядчика для воплощения проекта оказалось нужным не 12 тыс. т металла, а 60 тыс. Не по нашей вине понадобилось переместить не 100 тыс. м3 грунта, как предполагалось изначально, а около 700 тыс. Ну, не «Авант» же туда по ошибке полмиллиона кубов «лишнего» грунта насыпал, а теперь приходится его убирать.
    Но вы же согласились строить стадион за 6,7 млрд рублей?
    — Да, согласились. Откуда мы могли с самого начала знать, сколько денег потребуется для реализации этого проекта? Только из расчетов, приложенных к конкурсной документации. В ней были даны определенные объемы работ. Вот эти объемы мы действительно согласились произвести за 6,7 млрд рублей.
    Знаете, в некоторых СМИ встречались высказывания вроде того, что «серьезный генподрядчик, усадив за работу двух-трех специалистов и имея эскизы Курокавы, мог за месяц определить потребные объемы материалов и работ и их стоимость». За таким заявлением, само собой, следовал вывод, что «Авант» — генподрядчик несерьезный. Оставляю подобные пассажи на совести их авторов. Скажу только, что у нас этим вопросом занимались не два-три специалиста, а восемь проектных организаций плюс проектные силы самого «Аванта». Но все равно понадобился год.
    А откуда вообще появилась эта цифра — 6,7 млрд рублей?
    — Это единственный вопрос, на который я до сих пор не могу дать четкого ответа. Я не знаю, откуда взялась эта сумма. Почему Кисе Курокава решил, что за эти деньги можно построить в таком месте такой стадион, для меня загадка.
    Но ведь на конкурсе архитектурных проектов был представлен макет стадиона, разработанный Кисе Курокавой, и там было выдвижное поле?
    — В макете ножницами была вырезана дыра, и на мини-моторчиках, вытягиваемое на ниточках, это поле ездило. На картонном макете вырезать дыру и вставить туда поле можно, и макет будет стоять, а вот на настоящем стадионе нельзя, потому что он просто рухнет. Не была эта архитектура изначально спланирована под выдвижное поле. Это мы ее адаптировать сумели, и поле вставить, и конструктивную прочность обеспечить, и архитектуру при том сохранить.
    Почему не отказались от выдвижного поля? Ведь проект бы значительно подешевел?
    — Это решает заказчик, и только он. Заказчик выдал техническое задание, и подрядчик обязан его точно выполнять. Что касается удешевления… Да не только поле, много можно придумать для удешевления, но это архитектуру затронет. Заказчик же потребовал проектировать, выполняя архитектурную концепцию Курокавы и не отступая от нее ни на шаг. Что подрядчику делать? Подрядчик обязан выполнять. Он и выполнял.
    Да, без выдвижного поля стадион был бы дешевле, это бесспорно. Но если мы построим этот стадион без выдвижного поля, то получим значительно более плохой стадион, и при том все равно дорогой. Мое мнение — решение о выдвижном поле принято было правильное. Пусть меня простят экономисты, финансисты, да и вообще все налогоплательщики, но мы строим самый северный стадион такого класса в мире.
    Альтернатива выдвижному полю — неизбежный переход от натурального газона к искусственному. Другая альтернатива — простой открытый стадион. Такой стадион уже имеется и называется «Петровский».
    Так и все-таки. Какую сумму на сегодняшний день освоил «Авант»?
    — Примерно 6 млрд рублей. Еще не все работы заказчиком закрыты, но это уже другая тема.
    Сколько из потраченных 6 млрд рублей город уже вам выплатил?
    — Примерно 4,3 млрд рублей. Это тоже к вопросу о том, что «Авант» «несерьезный» генподрядчик. Если генподрядчик выполняет на 1,5 млрд рублей больше работ, чем получил денег, т.е. временно прокредитовал (беспроцентно, замечу) заказчика на такую сумму, то это не очень вяжется с несерьезностью. Вы не находите?
    Как, на ваш взгляд, повлияет смена генподрядчика, если она все же произойдет, на реализацию проекта?
    — Совершенно точно, что новому подрядчику потребуется 1,5-2 года на то, чтобы внимательно изучить всю проектную документацию и войти в курс дела. Как следствие — перенос сроков сдачи объекта в эксплуатацию. Правда, некоторые эксперты меня разубеждают, говорят, что другому подрядчику хватит и одного года на то, чтобы разобраться. Ну, может быть. Но меньше года задержки не дает никто. Далеко не все понимают, что медом этот проект, простите, не намазан, и длинные ряды нулей в графе «цена контракта» никого в заблуждение вводить не должны. Даю твердую гарантию, что никто другой не построит стадион в 2010 году. Даже нам придется дико напрячься, чтобы построить стадион, как того требует заказчик, в 2010 году. Ни одна другая компания уложиться в эти сроки не сможет. Причина — они приступят к незнакомому делу. У «Аванта» есть одно неоспоримое преимущество, так сказать, нематериальный актив. В головах — моей лично в частности и наших специалистов в целом — объект уже полностью построен и, еслиначнется финансирование, то мы, например, знаем, где взять каждую гайку этого сооружения, где ее изготовить, кто ее накрутит. У нас есть масса решений по оптимизации, которые передать просто невозможно. Поэтому я утверждаю, что у любого другого подрядчика получится не только дольше, но и дороже. Без вариантов.
    Вы планируете принимать участие в новом конкурсе?
    — Да, если будут приемлемые условия конкурса. Ведь в принципе «Авант» можно и отсечь от участия. Можно, например, записать в условиях конкурса какую-нибудь несуразно большую залоговую сумму. Допустим, придет некий олигарх и обеспечит такой залог, а я не смогу. Такое же может случиться? Или записать, что у претендента должно быть уже построено три стадиона такого же класса. А у меня только один, и тот недостроенный. Или, наоборот, кто-то придет на конкурс и давай демпинговать, цену сбросит до трех рублей и — пожалуйста, получите победителя. И цена низкая — вот радость-то (смеется). Но, конечно, по-настоящему я не думаю, что есть такой заказ со стороны кого угодно — «задвигать» нашу компанию. Но я надеюсь, что здравый смысл восторжествует.

  • Tekky

    Компанию «Авант», бывшего генподрядчика строительства стадиона «Зенит» на Крестовском острове, скорее всего, ожидает процедура банкротства.
    Банкротить «Авант» начала ООО «СтройИмперия», по некоторым данным, на 49% принадлежащая корпорации «Синтез». 11 августа суд признал требования заявителя обоснованными и вынес определение ввести процедуру наблюдения.
    Напомним, что до октября 2008 года «Авант» был генподрядчиком возведения стадиона «Зенит» на Крестовском острове. Госконтракт был расторгнут, когда стало ясно, что подрядчик не укладывается в выделенные 6 млрд рублей. В ночь на 28 декабря 2008 года глава «Аванта» Григорий Фельдман погиб в автокатастрофе.
    С начала 2009 года в Арбитражный суд Санкт-Петербурга поступило более 50 исков от субподрядчиков, на общую сумму свыше 600 млн рублей. Почти половину из этой суммы – свыше 260 млн рублей – составляют исковые требования от ФГУП «ГУССТ № 3 при Спецстрое России».
    «Строительный Еженедельник»©, № 31 (371) от 17.08.2009