30 августа 2011

Ирина ХОМЕНКО: «Обучение педагогике — это не сумма формальных знаний»

Елена ШУЛЬГИНА

На вопросы Артели аналитиков отвечает Ирина Алексеевна Хоменко,  кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ имени А.И.Герцена, автор интернет-проекта для педагогов и родителей «Inter-Педагогика», автор книг «Перестаньте меня воспитывать!» (2008) и «Перестаньте меня учить!» (2009).

— В чём, на ваш взгляд, состоит цель планируемой сейчас реформы образования?

— На мой взгляд, цель планируемой сейчас реформы образования состоит в попытке переложить ответственность за образование детей на плечи семьи и общества.

— Оправданна ли замена в старшей школе общеобразовательных предметов на уроки «гражданственности»?

— Мне кажется, что сегодня настало такое время, когда государство начало понимать, в какой духовный вакуум привело молодёжь его отстранение от вопросов воспитания. И начались попытки восполнить этот вакуум то религиозной тематикой, то патриотической. Но само по себе введение подобных предметов не решит эту проблему — она должна решаться в комплексе, через изменение самой системы обучения и воспитания и системы отбора и подготовки кадров.

— Кто, по вашему мнению, будет платить за необязательные предметы в  средней школе?

— Тот, кто больше заинтересован в результате. Скорее всего, это будут родители учеников.

— Что может получится из идеи о том, что школа должна зарабатывать деньги?

— Идея хорошая, однако её реализация может быть не вполне успешной. За рубежом зарабатывание денег образовательными учреждениями — дело обычное. И многие предприятия включаются в проекты, цель которых дать возможность детям и школам заработать на собственные нужды. Например, в США школьники продают специальное «благотворительное» печенье, покупая которое люди участвуют в поддержке всяких полезных вещей. В нашей же стране с её противоречивой законодательной базой, с размытыми этическими нормами и низкой социальной активностью родителей подобные проекты невозможны.

— Прислушивается ли государство к педагогической общественности в деле обсуждения планируемой реформы?

-На мой взгляд, не совсем. Во-первых, потому, что у нас слабо развиты механизмы общественного участия в обсуждении важных политических решений (а сфера образования напрямую влияет на политические процессы). Во-вторых, не очень понятно, кто такая эта «педагогическая общественность»? Отдельные специалисты? Педагогические коллективы? Администраторы и менеджеры образования? Сейчас общество настолько полярно, что, боюсь, удовлетворить желания всех вряд ли возможно. В-третьих, обсуждать можно только какие-то конкретные вещи. А возьмите тот же новый закон «Об образовании» — он написан ужасно, — сплошные декларативные фразы и никаких механизмов реализации его благих идей. Как его обсуждать?… Такое впечатление, что его слепили из кусков непотребного текста. А ведь в нём должны содержаться чёткие системные вещи, понятные любому гражданину, включая детей школьного, и даже дошкольного возраста.

— Как вы относитесь к идее о том, что педагогические ВУЗы следует  закрыть , а учителей готовить на краткосрочных курсах?

— Естественно, плохо отношусь: обучение педагогике — это не сумма формальных знаний, которые можно освоить за несколько месяцев. Обучение в специальном учебном заведении предполагает изменение мировоззрения студента в сторону большей «человекоцентрированности». Хорошее обучение — это демонстрация модели отношений с ребёнком и его окружением, это выращивание учителя, а не его «оперативное форматирование».  Естественно, среди людей разных профессий могут встречаться педагоги «от Бога», но на таких исключениях нельзя выстраивать Систему.

  • Варсеник Айрапетова

    Очень хочется, чтобы в нашем правительстве прислушались к «озвученным» в интервью мыслям. Ведь мнение специалиста высокого класса, каким является Ирина Алексеевна Хоменко, полностью совпадает с мнением большинства родителей и педагогов. По поводу подготовки учителей на краткосрочных курсах — такое было, кажется, во время войны, и это оправдывалось условиями. Для того ли наши деды воевали, а потом строили наше счастливое будущее?..