28 января 2011

Климат-контроль за тонированными стёклами

Алексей ДЬЯЧЕНКО

Любовь петербургских чиновников к красивой езде по дорогам города уже далеко не первый год вызывает у жителей стойкую неприязнь к местной власти. Сам факт передвижения бюрократов всех мастей по разбитым и неубранным улицам Петербурга на элитных иномарках заставляет усомниться в адекватности наших слуг народа. Первую скрипку в процессе автомобилизации чиновничества, как и положено в условиях вертикали власти, играет глава города, а уже на губернатора равняются бюрократы помельче.

Ранение на губернатора

Вкусы первого лица города  просты и понятны любому бандиту из «лихих 90-х» — если машина, то «Мерседес». Именно «пятисотый» захотела градоначальница в 2007 году. На удовлетворение автомобильной нужды Валентины Матвиенко бюджет не пожалел 5,56 миллионов рублей. Зато с тех пор губернатор наслаждается созерцанием петербуржцев, проносясь по улицам в четырехдверном седане цвета «черный металлик» с пятилитровым двигателем и интерьером из темной кожи. Кроме того, для её услады техническим  заданием предусмотрены передние сиденья повышенной комфортности с датчиком распознавания наличия пассажира, автоматическая климатическая установка, мультиконтурные задние трёхместные сиденья повышенной комфортности с функцией массажа, лакированная отделка орехом, акустическая система 14 громкоговорителей 600 Вт, DVD-чейнджер на 6 дисков и ТV-тюнер. Итоговая стоимость закупки оказалась несколько ниже первоначально заявленной, но всё же не настолько, чтобы всерьёз говорить об экономии государственных средств — 4 миллиона 699 тысяч 751 рубль. К тому же, с января по март 2007 года был проведён ряд закупок, ещё более поднявших автомобильные расходы Смольного и первого лица в городе.

Валентина Матвиенко предпочитает 500-й «Мерседес» за 5 миллионов рублей

25 января на  транспортное обслуживание губернатора Санкт-Петербурга было выделено 3 миллиона 234 тысячи 900 рублей; 16 февраля на  транспортное  обслуживание должностных лиц – 952 тысячи 298 рублей; 1 марта на  реконструкцию зоны мойки автотранспорта и очистных сооружений Санкт-Петербурга ГУАТП «Смольнинское» – 22 миллиона 318 тысяч 854 рубля; 3 марта вновь на транспортное обслуживание должностных лиц — 761 тысяч 477 рублей, а 13 марта на приобретение легковых автомобилей для администрации губернатора —  10 миллионов 110 тысяч рублей.

Не отстал от градоначальницы и главный городской депутат, секретарь Политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения «Единой России» Вадим Тюльпанов. Согласно документам, спикерский автомобиль является точной копией губернаторского.

Вадим Тюльпанов паркует свой «Мерседес» на крыльце Мариинского дворца

Кстати, Вадим Тюльпанов замечен в не очень бережном  отношении к служебным автомобилям. Однажды (лет пять назад) спикер отправился на служебном «Мерседесе» в Ивангород на рыбалку. Доехав до берега реки Нарвы, Вадим Альбертович вспомнил, что удочки он благополучно забыл. Видимо, от злости на самого себя, единоросс въехал на машине в бурную реку по самое лобовое стекло, надеясь, наверное, наловить рыбу руками. При попытке выехать обратно, Тюльпанов сжег мотор стоимостью 50 тысяч евро. Стоимость ремонта «Мерседеса», который не смог стать амфибией, составила около 1 миллиона рублей. Водители не получили премий и надбавок: им было объявлено, что деньги нужны для ремонта машины спикера. Единственным сотрудником автобазы, который никак материально не пострадал от поломки Мерседеса, стал водитель Тюльпанова, ибо он оказался его племянником. После неудачного штурма нарвской стихии Тюльпанов некоторое время передвигался на старой служебной «Вольво». Об этой истории Артель аналитиков узнала от одного сотрудника бывшей автобазы «Мариинская» (объединённой потом с автобазой «Смольнинская»).

В ожидании хозяина

А вот  губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, в отличие от городских коллег по партии власти, предпочел отказаться от скандальной закупки «Мерседеса», как только информация о ней просочилась в прессу.

Прочие городские чиновники также демонстрировали недюжинную любовь к детищу немецкого автопрома. В конце 2007 года Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству решил за 13 миллионов арендовать (у чиновников  сейчас модно не закупать, а как бы брать в аренду) 12 автомобилей на год. По документам руководству КБДХ требовались два «Мерседеса» С-класса, четыре «Мерседеса» Е-класса, один БМВ — 3-й серии, два — 5-й серии и три автомобиля «Лада-Калина». Самым дорогим лотом в заказе оказалась аренда четырех «Мерседесов» Е-класса — по 1,22 миллиона на каждую.  Почти столько же будет стоить аренда каждого из БМВ 5-й серии — по 1,215 миллиона. БМВ 3-й серии обойдется чуть дешевле — 1 миллион. Дешевле всего чиновникам обойдется прокат трех машин «Лада-Калина» — чуть больше 743 тысяч на каждую. Правда, рыночная цена продукции «АвтоВАЗ» на тот момент составляла 250-300 тысяч рублей, то есть в три раза ниже, чем расценки за годичную аренду.

Вадима Тюльпанова окружают очаровательные люди

2009-й год был ознаменован очередной закупкой, нацеленной на обеспечение безбедной езды губернатора Санкт-Петербурга. На этот раз «Мерседес» понадобился уже даже не главе города, а её охранникам, едущим с ней в кортеже. То ли за особые заслуги, то ли просто для антуража, но управление автохозяйства ГИБД при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области не постеснялось заявить о намерениях потратить 2,8 миллиона за белый или серебристый «Мерседес» Е350 с двигателем мощностью 272 лошадиных силы. В такую сумму обойдется машина с кожаным салоном и множеством систем активной и пассивной безопасности. Само собой,  аудиосистема на 20 CD и вентилируемый перчаточный ящик, не говоря уж о мультимедийной системе, ТВ-тюнере, солнцезащитном пакете и чехле для лыж. Кстати, если бы Смольный отказался от приобретения для кортежа «Мерседеса» в пользу менее именитых марок с такими же динамическими характеристиками, то экономия могла бы быть двукратной, как при выборе, например, «Тойоты-Камри».

На улицах Петербурга

Ещё один пример того, насколько эффективна существующая система госзакупок, предоставил Петебургский Лицей Метростроя. Этому учебному заведению позарез понадобился пикап Mitsubishi L200 Intense SAM MT. Здесь наибольший интерес представляет не столько сама оправданность трат учебного заведения на грузовик, сколько подробности состоявшегося аукциона. Согласно протоколу, довольно известного дилера автомобилей «Митсубиси» ООО «Галант-Авто» подвинула некое ООО «Компания Ладога». Эта фирма поставила жирную точку в торгах, предложив на 2 рубля меньшую, чем соперники, цену, снизив стартовую сумму аж на 4 рубля – до 866 тысячи 996 рублей. Видимо, в «Галант-Авто» оказались попросту не готовы к столь бескомпромиссным торгам и отдали победу дерзкому конкуренту.

 

Районный уровень

Ещё одним любителем дорогостоящей аренды «железных коней» зарекомендовала себя администрация Красногвардейского района. Здесь в 2007 году решили отдать 5,6 миллиона рублей за годичное использование четырех автомобилей «Волга – 31105» и одного Nissan Maxima QX. При этом каждое изделие Горьковского автозавода обошлось бюджету в 1,075 миллиона (сумма, которая более чем в 3 раза превышает тогдашнюю рыночную цену машины), а «Ниссан»  — в 1,3 миллиона рублей. Следует отметить, что это был не единственный случай странной аренды автомобилей чиновниками-красногвардейцами. В конце 2010 года был проведен аналогичный тендер на оказание автотранспортных услуг, стоимостью в 1 миллион 833 тысячи 517 рублей 52 копейки. Компанию полюбившегося местной бюрократии Nissan-Maxima QX составил Volvo S-80. Удивительным образом чиновники умудрились выделить 1 миллион 153 тысячи 678 рублей 61 копейку за услуги по перевозке их на «Вольво», принадлежащей районной администрации. При этом арендуемый «Ниссан», как нетрудно посчитать, обошёлся бы бюджету почти в 2 раза дешевле. О лицах, наиболее заинтересованных в подобной комбинации, можно судить по тому, что конкурсную комиссию возглавляла сама тогдашняя глава района Мария Щербакова (в декабре Валентина Матвиенко назначила её главой Центрального  района, назвав «крепким хозяйственником»), выбравшая победителем «Спецавтобазу №1».

«Крепкий хозяйственник» Мария Щербакова знает как проводить тендеры

2008-й год продолжил демонстрировать высокие автомобильные вкусы местных слуг народа. Одной из ярких страниц года стала закупка для ГУП «Смольнинское» 17 VIP-автомобилей общей стоимостью почти 70 миллионов рублей — примерно по 4 миллиона за каждую. Заказчиком товара выступила администрация губернатора Санкт-Петербурга. Чёрные с перламутром машины с салоном из черной кожи заказывались с системой круиз-контроля, климат-контроля, двумя ЖК-мониторами в передних подголовниках, 6 динамиками с сабвуфером и устройством смены DVD на 6 дисков. Плюс традиционное сиденье с вентиляцией, электрическими регулировками по длине, высоте, наклону сиденья и спинки, а также с опорой поясничного отдела.

Видимо, начальственные чудо-сиденья стали предметами вожделения более мелких представителей власти. Так, осенью 2008 года были заказаны милицейские автомобили в любопытной комплектации. Судя по техническому заданию, подразделение-получатель имеет ярко выраженную музыкальную специализацию. Две «Тойоты-Камри», один «Форд- Фокус», два «Форда-Транзит» и 11 УАЗов-Хантер обязательно должны были иметь мощную аудиосистему: FM-приёмник и от четырёх до восьми колонок. В некоторых машинах требовалась бегущая строка с информацией о проигрываемой мелодии, дистанционное управление на руле и CD-ченджер на 6 дисков. Страшно даже подумать, какой криминальный хаос захлестнет город, если у милиционеров в машине не окажется CD-ченджера на 6 дисков.

«Тойота» — русская машина?

2010-й год можно смело считать годом триумфа «Тойоты Камри» над большинством конкурентов в системе городского государственного заказа. Технические задания зачастую составлялись таким образом, чтобы из всех автомобилей под него подходила только данная модель — с точность до сантиметра длины и лошадиной силы мощности двигателя. Например, закупка 44 автомобилей представительского класса на сумму 50 миллионов рублей. В комплектацию транспортного средства требовалось включить пятиступенчатую коробку передач, кожаный руль, тонировку стекол, CD-магнитолу и обширный перечень систем безопасности. 24 машины должны быть с двигателем 150-200 лошадиных сил, а остальные — не менее 250. Интерес представляет запрошенная чиновниками гарантия на машины — 48 месяцев, а не обычные 36. «Ни один отечественный производитель не даёт подобных гарантийных сроков. За свой счёт поддерживать её он не будет. Дилер в таком случае может соглашаться с условиями аукциона только на свой страх и риск», — отметил руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами дилерского центра Nissan Михаил Блат. По его мнению, участие в аукционе не будет экономически целесообразным: «Это скорее имиджевая сделка».

Вадим Тюльпанов выступает на митинге в поддержку отечественного автопрома

Несколькими годами ранее глава города не скрывала своих намерений тратить как можно больше денег на новые автомобили. В 2006 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что хочет менять автомобили как можно чаще. «Теперь, когда будет три завода, мы в правительстве разделимся, кто будет ездить на автомобиле какой компании. Но это будут наши, петербургские автомобили», — пообещала тогда Валентина Ивановна.

Ещё одной закупкой, заточенной под «Тойоту-Камри», стали новые машины депутатов ЗакСа Петербурга. 50 транспортных средств для народных избранников были оценены в 65 миллионов, а описаны в документах так, что никаких сомнений в конечном победителе снова не оказалось. Тогдашний вице-губернатор Александр Вахмистров, когда ему сообщили об этом, выразил удивление. Он якобы считал, что в конкурсе могли участвовать похожие на Camry модели, такие как Nissan Teana или Volkswagen Passat. «Конечно, условия не должны быть жёстко рассчитаны на одну марку, — заявил вице-губернатор. — Мы обязательно разберёмся в этой ситуации, и впредь будем более внимательно относиться к конкурсной документации для таких закупок». Впрочем, искреннее недоумение на тот момент второго лица города ни на что не повлияло. Мощность затребованного автомобиля (обязательно произведенного в России) должна быть не менее 250 л. с., ширина — не менее 1800 мм, клиренс — 160 мм. Для сравнения, Nissan Teana имеет мощность 249 л. с., ширину — 1795 мм (на 5 мм меньше, чем нужно) и клиренс — 135 мм.

Председатель исполкома петербургского отделения партии «Единая Россия» Дмитрий Юрьев и глава фракции «Единой России» в петербургском ЗакСе Вячеслав Макаров на митинге в поддержку отечественного автопрома

Чиновники Центра контроля качества тоже захотели именно «Тойоты». Размеры транспортного средства из техзадания не дают поводов для разночтений: длина — не менее 4815 мм, ширина — не менее 1795 мм, высота — не менее 1475 мм, полная масса — не менее 1985 кг. Правда, их притязания ограничились лишь одним автомобилем стоимостью 1 миллион 185 тысяч рублей с 2,5-литровым двигателем. Традиционный для нашей бюрократии пакет «ублажи чиновника» состоит из стекол с защитой от ультрафиолета, СD-магнитолы с МР3, аудиовхода AUX и системы Bluetooth, закрывающийся на ключ перчаточный ящик и ионизатор воздуха. Не забыл Смольный ублажить и подчинённых районного звена. На служебный транспорт районных администраций в среднем предполагалось потратить по 1,9 миллиона за единицу. В ходу все тот же традиционный для начальников черный цвет, кожаный салон, отделка из дерева, климат-контроль и полный привод, а также усиленный двигатель от 304 до 310 лошадиных сил.

Волей-неволей заподозришь, что между чиновниками  и предприятием в Шушарах, где собирают (но не производят) «Тойоты-Камри», сложись особо доверительные отношения.

Пожарное благоустройство

Особенным цинизмом в прошедшем году дважды отметилось ведомство, несущее ответственность за состояние улиц Санкт-Петербурга — Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Несмотря на очевидную профнепригодность, руководство Комитета и подведомственные ему организации решили не отказываться от барских замашек. Так, для решения государственной нужды в автотранспорте Комитет выделил 12,5 миллионов рублей на год аренды нескольких машин. Автомобильные амбиции главы Комитета Бориса Мурашова оценены в 1,9 миллиона рублей. Требования к машине традиционные для высшего чиновничества: цвет — черный перламутр, мотор от 241 лошадиных сил. Само собой, все возможные системы безопасности, отделка салона с применением ценных пород дерева, четырехзонный климат-контроль, круиз-контроль, аудиосистема и система Infotainment с цветным дисплеем в центральной консоли. Еще три машины для благоустроителей помельче с двигателем мощностью не менее 249 лошадиных сил, кожаным салоном, лампами для чтения на задних местах, системой управления климат-контролем и аудиосистемой для сидящих там пассажиров. Всего годовая аренда трех бизнес-авто встанет бюджету в 5 миллионов 127 тысяч рулей.

Вячеслав Макаров приехал на митинг в поддержку отечественного авторпрома и уехал с него на Volvo

Руководство подчиненного комитету по благоустройству ГУ «Центр комплексного благоустройства» ни в чём не отстало от своего начальства, а по абсолютным показателям, пожалуй, даже и обскакало. Их автомобильная закупка оказалась в полтора раза дороже комитетской — 19,5 миллионов рублей. В сумму включена стоимость годовой аренды одной машины представительского класса и пяти бизнес-класса. Самая дорогая аренда была оценена в 2 миллиона 354 тысячи рублей. И вновь обычный «барский» набор: «черный металлик», дизельный мотор объемом от 3,6 л и мощностью не менее 225 л. с., системы активной и пассивной безопасности, внутренняя отделка люкс, интерьер кожаный, кондиционер с отдельными настройками для правой и левой зоны салона, мощная аудиосистема со встроенным CD-mp3-проигрывателем, антенной и десятью динамиками.

Благоустроители «второго сорта», которым достанутся пять машин бизнес-класса, должны год ездить в машине с двигателем от 2,4 л и мощностью от 167 «лошадей». Зато у них появился выбор цвета кузова — к компании черного металлика добавили более демократичный серебристый. Но салон всё равно кожаный и люкс, аудиосистема с встроенным CD-проигрывателем, антенной и шестью динамиками плюс система GPS-навигации. Для «третьесортных» работников ГУ «Центр комплексного благоустройства» предназначены 33 машины среднего класса с двигателем 1,6 литра и без требований к размерам кузова, отделке, системам безопасности, регулировке сидений и зеркал. Зачем отвлекать подчиненных ненужными безделушками?

Сталинские чиновники ездили на отечественном ЗИСе-101

Впрочем, самому директору ГУ «Центр комплексного благоустройства» Геннадию Цветову, похоже, уже не удастся наслаждаться прелестями служебного VIP-автомобиля. 28 января 2011 чиновник был уволен со своего поста. По сообщению пресс-службы вице-губернатора Алексея Сергеева, Цветова обвинили в том, что не вся закупленная городом снегоуборочная техника дошла до заказчика. «При этом не был подан ни один судебный иск по штрафным санкциям за срывы сроков поставки», — сообщила пресс-служба. В итоге техника выходила на линии в недостаточном количестве, неоднократно срывались суточные и недельные графики уборки города. В конце декабря Геннадию Цветову даже был объявлен выговор.

Но заказом, вызвавшим чуть ли не наибольшие вопросы в минувшем году, стал понадобившийся Комитету по вопросам законности и правопорядка Петербурга джип Toyota Land Cruiser. Чиновники составили техническое задание на машину ценой 2 миллиона 921 тысяча рублей. Оказывается, огромный чёрный новый автомобиль повышенной проходимости с двигателем не более 288 лошадиных сил будет обеспечивать деятельность противопожарных подразделений. Дело в том, что городе существует собственная структура, ответственная за противопожарную безопасность, выполняющая те же функции, что и пожарники из МЧС, и именно на её нужды комитет по законности якобы и приобрел дорогостоящую иномарку.

Видимо, на такой машине легче тушить пожары

Видимо, огнеборцам позарез необходимы передние противотуманные фары, омыватель фар, датчики света и дождя, мультифункциональный кожаный руль с вставками под «дерево», кожаный семиместный салон, климат-контроль, круиз-контроль, люк с электроприводом, охлаждаемый ящик в подлокотнике, 14 динамиков, коммуникационная система Bluetooth c голосовой системой управления и прочими полезными функциями.

После этого стоит ли удивляться, что городу катастрофически не хватает средств для уборки снега с улиц, сотрудников для расчистки крыш от снега и льда? Кроме того, на фоне горячей любви городских властей всех мастей к дорогостоящим иностранным автомобилям совершенно шизофренической выглядит развернутая в разгар кризиса кампания партии «Единая Россия» в поддержку российского автопрома. Было забавно наблюдать за тем, как чиновники – члены «Единой России» и депутаты от этой партии громогласно призывали горожан отказаться от иномарок в пользу отечественной продукции. «Войну выиграли не на иномарках, а на Т-34!» — включали они псевдопатриотический пафос. Правда, с митинга пламенные трибуны уезжали на шикарных иномарках. Уезжали, отгородившись от народа тонированным стеклом, в окружении интерьера из ценных пород дерева и кожи.