20 июля 2017

Маврикий в боевых руках

Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Немногие в нашей стране имеют представление об особенностях истории и политической жизни Республики Маврикий

Немногие в нашей стране имеют представление об особенностях истории и политической жизни Республики Маврикий. Даже те богатые россияне, которые добирались ради пляжного отдыха до этого островного государства в юго-западной части Индийского океана, в своём большинстве, мало что могли бы сказать об этом оригинальном государстве.

Для тех же, кто занимается международным левым движением, Маврикий интересен прежде всего тем, что эта страна, в эпоху Нового времени находившаяся под колониальным управлением то голландцев, то французов, то англичан, добившаяся государственной независимости сравнительно недавно, в 1968 году, относится к числу государств, борьба за власть в которых идёт главным образом между левыми и левоцентристскими силами.

При этом Маврикий относится к числу парламентских государств с весьма высокой степенью политических свобод и плюрализма. Но так уж исторически сложилось, что с конца 1960-х годов за власть на островном государстве борются в основном лейбористы и социалисты. Сегодня у власти на Маврикии находится коалиция Боевого социалистического движения (БСД) и Маврикийского боевого движения (МБД). Эти две левые партии выражают интересы широких народных слоёв многонационального и многоконфессионального маврикийского движения.

В Порт-Луи практически нет столь характерных для подавляющего большинства африканских столиц бидонвилей и «кварталов для нищих». Благодаря социалистам, находящимся у власти и на государственном, и на муниципальном уровнях, строятся социальные муниципальные дома и квартиры

БСД и МБД совместно управляют также администрациями различных маврикийских городов, в том числе и самого многочисленного и большого из них, речь о расположенной в северо-западной части острова Маврикия столицы этого государства — города Порт-Луи. После местных выборов 2012 года БСД и МБД контролируют в городском столичном совете 13 из 24 муниципальных мандатов. Мэрию города в статусе лорда-мэра возглавляет представитель этой левой коалиции Холеган Мохаммед Умар.

Первое колониальное поселение в районе Порт-Луи было основано ещё в 1638 году голландцами. В XVIII веке Порт-Луи становится центром французской колонизации острова. В начале XIX века, на фоне англо-французских войн, Маврикий переходит под управление британцев и Порт-Луи становится уже английским колониальным центром. Вся эта интересная история привела в итоге к тому, что маврикийская нация изначально формировалась как мультиэтничная. Подавляющее большинство жителей Маврикия и Порт-Луи имеют индийские корни. Но также своё место в истории и настоящем острова имеют креольские диаспоры, в том числе африканского происхождения и франкоязычная. Давно живёт на острове и китайская община. Соответственно, имеется разнообразие и в религиозном плане: большинство населения исповедует индуизм, но имеются на острове и приверженцы христианства и мусульманства.

Маврикий относится к числу парламентских государств с весьма высокой степенью политических свобод и плюрализма. Но так уж исторически сложилось, что с конца 1960-х годов за власть на островном государстве борются в основном лейбористы и социалисты.

Очевидно, что такой этно-религиозный коктейль в определённой степени предопределил характер общественно-политической борьбы на Маврикии. Но дело в том, что как раз БСД и МБД, за которые голосуют как индусы, так и маврикийцы, принадлежащие к мусульманской, китайской и креольской общинам, исходят в своей реальной политике не из коммунитарных, а из общенациональных интересов.

И в общем, можно констатировать, что правление левых как на государственном, так и на муниципальном уровнях, является вполне успешным. И Маврикий, и его столица в социально-экономическом плане явно выделяются к лучшему на фоне других стран Африканского Союза. Скажем, на Маврикии валовый внутренний продукт на человека равняется 11 тысячам долларов (в Порт-Луи, разумеется, зарплаты чуть выше). Не Бог весть какая сумма по меркам развитых стран, но даже по нашим российским меркам это вполне достойно.

В Порт-Луи практически нет столь характерных для подавляющего большинства африканских столиц бидонвилей и «кварталов для нищих». Благодаря социалистам, находящимся у власти и на государственном, и на муниципальном уровнях, в столице Маврикия активно строятся социальные муниципальные дома и квартиры. Каждый год открываются новые поликлиники и больницы. Большое внимание местная власть уделяет начальному и среднему образованию. На Маврикии давно решён вопрос неграмотности, а дети уже в начальных классах изучают несколько языков. В плане доступности новейших технологий, интернета Маврикий, безусловно, занимает лидирующие позиции среди относящихся к Африке стран. Администрация двух левых партий делает всё возможное для развития общественного транспорта в столице, встав, в частности, на путь закупок недорогих китайских автобусов.

И Маврикий, и его столица в социально-экономическом плане явно выделяются к лучшему на фоне других стран Африканского Союза.

При том, что уже не первое десятилетие столица Маврикия имеет статус международного финансового центра, а сам остров, в первую очередь, знаменит своим «курортным измерением», Порт-Луи — это ещё город трудящихся. В столице и вокруг неё немало промышленных предприятий (там развито текстильное производство, химическая продукция, фармацевтика). Тысячи людей в той или иной мере задействованы в деятельности столичного порта, имеющего три терминала и считающегося одним их ведущих портов на берегах Индийского океана.          

Важное место в муниципальной политике отводится культурной составляющей. В Порт-Луи регулярно проходят красочные фестивали, недавно открыт ультрасовременный центр конвентов, в городе немало музыкальных объектов, клубов для молодёжи и театров. С точки зрения любителей истории, приезжающих в качестве туристов на Маврикий, Порт-Луи стоит посетить хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть мечеть Джумму, англиканский собор Святого Джеймса, индуистский Тамильский храм, «китайскую пагоду», посетить местные оригинальные исторические и природные музеи.

Многоконфессиональный и мультиэтничный Порт-Луи притягивает к себе. Этот город показывает, что и в африканской зоне левые силы могут эффективно управлять столичными городами. К сожалению, для современной Африки такие примеры носят всё-таки единичный характер. Тем важнее знать о них.