17 июля 2015

Армянский «РЕВАНШ»: «Мы следуем армянской революционной традиции»

Армянское объединение «Реванш» действует на территории России и Армении и претендует на сохранение и продолжение армянской революционной традиции

Армянское объединение «Реванш» действует на территории России и Армении и претендует на сохранение и продолжение армянской революционной традиции

Армения и армянский национализм заслуживают особого внимания со стороны приверженцев национально-революционных идей. Пожалуй, ни в одной другой стране на постсоветском пространстве националистическая традиция не переплелась так сильно с национально-освободительными и социально-революционными, антибуржуазными идеями.

 Яркими представителями национального движения армян являлись такие организации, как Революционная федерация Дашнакцутюн, социал-демократическая партия Гнчакян, а позднее — леворадикальная Армянская секретная армия освобождения Армении. Часть этих организаций до сих пор играет заметную роль в политической жизни Армении и пользуется поддержкой в армянских диаспорах всего мира, несмотря на то, что былой радикализм уже остался в прошлом. Есть у армян и собственная версия Третьего пути — созданное военачальником Гарегином Нжде учение Цехакрон, не уступающее по своей проработанности западноевропейским доктринам.

 Однако о современных армянских национально-революционных группах до недавнего времени не было никакой информации, тогда как подобные объединения в России, Украине и Беларуси уже успели в той или иной степени заявить о себе. И вот не так давно такая армянская группа появилась.

Это интервью мы взяли у активистов армянского объединения «Реванш», действующего на территории России и Армении и претендующего на сохранение и продолжение армянской революционной традиции.

"Капитализм мы не приемлем и, как приверженцы армянской революционной традиции, можем быть классифицированы как социалисты"

«Капитализм мы не приемлем и, как приверженцы армянской революционной традиции, можем быть классифицированы как социалисты»

Об объединении: «От категоризации по типу “левые” и “правые” мы отказываемся принципиально»

Sensus Novus. Ваша группа существует как интернет-ресурс или вы создаёте движение, которое будет действовать вне сети?

«Реванш». Мы будем действовать и вне сети.

На каких идеологических позициях вы стоите?

Мы следуем армянской революционной традиции и ставим своей целью выцедить, вывести из неё аутентичное и имеющие более всего оснований на существование движение, которое учтёт изначальные ценности и традиции армянской революции, а также будет отвечать вызовам современного мира.

От категоризации по типу «левые» и «правые» мы отказываемся принципиально, т.к. не собираемся играть по правилам буржуазной демократии. Те, кто желает, вольны клеймить нас как угодно. Мы не приемлем капитализм, империализм, глобализацию, уничтожающие народы и их культуры, сводящие разнообразие к однообразию, к стандартизации жизни.

Какова цель вашего объединения?

В ближайшей перспективе мы планируем организовывать различные инициативы, в первую очередь образовательного характера, в планах — консолидировать некоторое количество сознательных и активных армян для дальнейшего развития, а затем экспорта выработанных идей на Родину.

Исторический опыт говорит о том, что данный путь имеет потенциал. Конечной целью является революция, отвечающая интересам свободных и сильных людей, желающих построить общество достоинства и красоты, где будет поощряться саморазвитие и стремление к совершенству, где не будет места экономической эксплуатации, власти торгашей и мещанской буржуазной морали, нивелирующей человеческую жизнь до низменных желаний и потребностей. О том, насколько это реально, мы не беспокоимся. Главное начать движение и объединить вокруг себя единомышленников, а судьба распорядится нами по своему желанию.

"Если сегодня наш народ только лишь получает удары и трагически не может ответить на них, то причиной этому является то, что он не живёт по-родовому" Гарегин Нжде

«Если сегодня наш народ только лишь получает удары и трагически не может ответить на них, то причиной этому является то, что он не живёт по-родовому» Гарегин Нжде

Являетесь ли вы приверженцами капиталистической системы в той или иной форме или выдвигаете ей какую-то альтернативу?

Капитализм мы не приемлем и, как приверженцы армянской революционной традиции, можем быть классифицированы как социалисты. Нет смысла менять султана, шаха или князя на мелика [1]. При всей ненависти к империалистам и внешним врагам, нельзя забывать, что главный наш враг — это мы сами, и история это ясно показывает.

Контактируете ли вы с идеологически близкими группами в стране или за рубежом?

С конкретными группами мы общения не ведём, ведём его только с частными лицами, как в Армении, так и в России, чьи взгляды перекликаются с нашими.

О политической ситуации в Армении: «Власть захвачена шестёрками российских империалистов»

Как вы оцениваете современную политическую и социальную ситуацию в вашей стране? Что вы думаете о действующей власти?

Власть захвачена манкуртами (манкурт — человек, превращённый в бездушное рабское создание – прим. SN) и шестёрками российских империалистов, властвует олигархия, иностранный капитал и тотальная коррупция. Народ живёт в крайне тяжком положении социально, экономически и политически. Парламентская буржуазная демократия не может выразить потребностей народа, капиталистические паразиты высасывают последние капли крови из утомлённых трудом армян, погрязших в кредитах. Политической альтернативу снизу нет, либо она неярко выражена. И всё это на фоне создаваемых оккупантами условий способствующих депопуляции Армении.

Какие политические силы сегодня наиболее активны в Армении и как вы к ним относитесь?

Как можно видеть по протестам, консолидировать народ смогли аполитичные группы гражданского протеста, которые как можно дальше дистанцируются от политической жизни Армении. Из маргинальных политических радикалов есть горстка анархистов толерантного пошива, хоть и с оговорками, вплотную к ним — ЛГБТ/феминистки и прочие. Отдельно идут националисты, которыми в разной форме являются большинство армян.

Говоря о парламентских политических силах, то воспринимать всерьёз их так же не стоит. Либеральная оппозиция представляет собой забавное зрелище, которое то веселит, то раздражает честную армянскую общественность.

Действуют ли в стране националисты и взаимодействуете ли вы с ними?

Как уже выше было сказано, любой настоящий армянин — националист. Разница в том, какую форму это принимает. В основном «радикальные» националисты в Армении — это люди, которых сильно клонит в гитлеризм и неоязычество, они очень гордятся армянским легионом вермахта и склонны верить в сказки про тайные планы дедушки Адольфа освободить Западную Армению, но ни доказательств, ни объективных геополитических причин для подобных планов просто-напросто не существует. Однако, как и было сказано, националисты бывают разные и со многими мы держим контакт. Националистов с ярко выраженной антибуржуазной, антимещанской и антикапиталистической повесткой крайне мало, практически единицы.

"От категоризации по типу “левые” и “правые” мы отказываемся принципиально, т.к. не собираемся играть по правилам буржуазной демократии" / Агитационный коллаж "Реванша"

«От категоризации по типу “левые” и “правые” мы отказываемся принципиально, т.к. не собираемся играть по правилам буржуазной демократии» / Агитационный коллаж «Реванша»

Существуют ли в Армении радикальные левые и как вы их оцениваете?

Существуют и это, в большинстве своем, анархисты. До 2008 года они довольно громко заявляли о себе и появлялись на публике, но после жёсткого подавления недовольства в 2008-м их подвергли репрессиям и многим пришлось уйти на дно. Несмотря на свою крайнюю левизну, большинство из них всё равно готовы были обозвать себя патриотами. На данный момент это «толерантные» молодые девушки и парни, которые хоть и призывают к радикальным действиям, всё равно не выглядят внушительно. В 2012 году ультраправые подожгли клуб, в котором проводились многие «толерантные» мероприятия, после задержания за них внесли залог и в дальнейшем ответки не последовало.

Об ЭлектроЕреване: «Основной мотив для протестов — это неприкрытая российская экспансия»

Какова, в целом, ваша оценка текущих протестов в Ереване?

Аполитичные протесты, движущей силой которых стала армянская молодёжь. Политический подтекст там минимален. Оцениваем хоть и положительно, но всё, что не ведёт к реальной перемене ситуации в стране, — воспринимаем исключительно как оттягивание неизбежного и в целом бессмысленным.

Какие силы их возглавляют?

Инициатором протестов стало аполитичное движение «Нет грабежу», которое теперь после обещаний правительства призывает всех оставить проспект Баграмяна. Однако, слава Богу, нашлись те, кто это делать отказался и остался на проспекте протеста и продолжает добиваться реальных изменений, а не обещаний, которые с очень большой вероятностью будут нарушены, т.к. тем, кто правит в Армении, верить ни в коем случае нельзя. Расходиться и давать ментам и ворам время подготовиться к тому, чтобы не допустить повторной мобилизации народа — просто глупо.

"Любой настоящий армянин — националист. Разница в том, какую форму это принимает"

«Любой настоящий армянин — националист. Разница в том, какую форму это принимает»

Только ли повышением тарифов вызваны протесты или они имеют и другие предпосылки? Какие лозунги пользуются популярностью у протестующих?

Основной мотив для протестов — это неприкрытая российская экспансия, колониальная политика: российский капитал, захвативший ключевые отрасли экономики, и, конечно, коррупционная власть предателей и мразей, которые продают страну с потрохами и давят независимые инициативы снизу. Лозунги в основном содержат послания, намекающие на то, что армяне — хозяева своей земли, а Армения должна быть свободной.

Участвуете ли вы в протестах?

Наши товарищи в Ереване принимают в них активное участие и всячески ищут выход своим радикальным эмоциям.

Участвуют ли в них правые или левые радикалы?

Участвуют.

Есть ли у действий протестующих явно сильные стороны или, наоборот, ошибочные действия с вашей точки зрения?

Сильная сторона в том, что унижения первого утреннего разгона они не проглотили и вышли, чтобы дать понять, что просто так применять силу против них нельзя. Также, недавно, высокая угроза силового разгона, о которой протестующим во всех красках сообщили всячески их запугивания, их не смутила и они остались стоять, более того, их количество преумножилось.

Слабая сторона — это крики о том, что «это не майдан», думаю, объяснять почему — нет причин и, конечно же, то, что некоторые из них решили, что на обещаниях лжецов протест закончен. Но пока что всё выглядит позитивно, и мы не прекращаем верить в свой народ.

Какие перспективы вы видите у текущих протестов?

Как минимум, полный отказ от принятых решений по тарифам, как максимум — политические изменения, при пролитой крови — полная смена власти в стране. Если не протестующие, то это сделает армия, а она способна это сделать.

Что, на ваш взгляд, необходимо делать сейчас в связи с обострением обстановки?

Не «давать заднюю». Жать до конца, отстаивать свои интересы, стремиться к ограничению власти предателей, верить в свои силы и приближать радикальные изменения в обустройстве армянского государства, от этого зависит будущее народа и судьбы армян по всему миру.

О международной ситуации: «Убогий мировой порядок, построенный вокруг потребления, капитала и глобализации, даёт сбои»

Как, в целом, вы относитесь к современной мировой ситуации, положению Армении в мире? Как вы оцениваете положение армян в современном мире?

Ситуация тяжёлая, убогий мировой порядок, построенный вокруг потребления, капитала и глобализации, даёт сбои. Судьба возрождает средневековье в лице Исламского Государства и сочувствующих ему, но гнилостный запах постмодерна всё равно ощутим. Сама Армения вынуждена выбирать себе колонизатора, т.к. вести независимую политику практически невозможно, единственная в этом помощь — мощная диаспора и международное лобби, которое хоть как-то помогает срезать углы и не оставаться на задворках современного мира. Конечно, иметь подобный козырь хорошо, но будущее для нас и для других народов мы видим более достойное и всей душой жаждем его.

"Молодёжь, и в целом активные и разумные элементы общества, должны навязать свою повестку отмирающей материи постсовкового государства и радикально обновить его, построив общество и страну по-иному"

«Молодёжь, и в целом активные и разумные элементы общества, должны навязать свою повестку отмирающей материи постсовкового государства и радикально обновить его, построив общество и страну по-иному»

Какое положение, по-вашему, должна занять страна в будущем?

Молодёжь, и в целом активные и разумные элементы общества, должны навязать свою повестку отмирающей материи постсовкового государства и радикально обновить его, построив общество и страну по-иному. Высшей ценностью для нас должна быть максимальная независимость и свобода, именно поэтому одним их актуальных вопросов остаётся вопрос российского колониализма и капитала в Армении и его пагубного влияния на Волю и Судьбу армян. Армянская диаспора в России бесхребетна и убога, она деградирует всё больше с каждым днём, от неё нет толка, лишь некоторые армяне-капиталисты, проживающие в России, жертвуют что-то для Родины, но много лучше было бы, если бы миллионы армян, проживающих в России и подверженных ассимиляции, возвратились на Родину и начали бы творить на своей земле, а не на чужой, творить честно и заниматься достойным трудом. Нам не нужно излишеств, мы хотим достойной и честной жизни.

Являетесь ли вы сторонниками идеи Великой Армении?

Мы хотели бы, чтобы как минимум та карта, что является нашим логотипом, была реальной и очерчивала пределы нашей Родины. Мы верим и жаждем увидеть Армению в этих пределах, но мы так же и понимаем, что реальность против нас: на наших землях на западе сейчас в большинстве своём живут турки да курды, армянам Джавахка нет смысла воссоединяться с Родиной, если грузины будут уважительно и внимательно относиться к ним и к их нуждам (Джавахк —  территория Самцхе-Джавахетского края Грузии. Согласно переписи населения на 2002 год, армяне составляют здесь 55% населения – прим. SN).

Кроме того, мы понимаем, что при гипотетической ситуации, когда современная Армения, допустим, расширится до таких размеров — её просто некем будем заселить, если только не объявить армянскую «сионистскую» идею и ждать пока миллионы армян не поедут заселять земли, населённые курдами и турками, что может вылиться в новый Израиль и новую Палестину. А мы, к слову, стоим на антисионистских позициях. Пока сама Армения не переродилась, пока мы не стали готовы к новым и великим свершениям, думать об этом просто смешно, поэтому всякие фантасты, которые пускают слюни на карту империи Тиграна II, вызывают у нас усмешку, а иногда раздражение.

"В Армении националистов с ярко выраженной антибуржуазной, антимещанской и антикапиталистической повесткой крайне мало, практически единицы"

«В Армении националистов с ярко выраженной антибуржуазной, антимещанской и антикапиталистической повесткой крайне мало, практически единицы»

Как вы относитесь к Азербайджану и Турции, их взаимоотношениям с Арменией? К народам, их населяющим?

Что Турция, что Азербайджан — наши враги. Люди их населяющие могут таковыми не являться, но их меньшинство. Что в Азербайджане, что в Турции бóльшая часть населения верят другой, иной истории, преподаваемой исключительно в их образовательных учреждениях: отрицание геноцида, ложь о причинах карабахского конфликта; всё это ставит под угрозу наше существование. Турок, не признающий и не сожалеющий о геноциде, — потенциальная опасность, а значит — враг. Азербайджанец, не признающий настоящей истории своего народа и не признающий реальную историю карабахского конфликта, — потенциальная опасность, хотя азербайджанцев так называть слишком лестно. Турки — опасность, азербайджанцы — ну, просто ненавидят нас, бывает, мы от них тоже не в восторге.

Что касается народов, населяющих данные государства,  то следует помнить, что на севере Азербайджана проживает большое количество лезгин и других народов дагестанской группы, а на юге — множество талышей. Мы хотели бы видеть их в борьбе за свою независимость. Армянская пропаганда пытается их расшевелить и привлечь к национально-освободительной борьбе, но пока подвижки в их среде не видны. К курдам Турции мы относимся смешанно, но скорее позитивно, свои ошибки они признают и многие ведут бескомпромиссную борьбу против империалистов, что нельзя не уважать. Некоторые в нашей группе питают искреннюю любовь к их культуре и в целом относятся с симпатией. То же касается и ассирийцев, которые на протяжении веков разделяли во многом с нами одну судьбу и, пройдя сквозь века, сумели выжить и сейчас продолжают бороться.

Какова ваша позиция по карабахскому вопросу?

Арцах (Карабах) — священная армянская земля, пропитанная кровью наших героев и наполненная множеством прекрасных памятников нашей культуры, азербайджанцы крайне везучи, что мы не взяли больше (что тоже принадлежит нам): если бы не Россия, наши границы на востоке дошли бы до Куры как минимум.

Что вы думаете об армяно-грузинских отношениях и о положении армян в Грузии?

При Саакашвили были некоторые проблемы в Джавахке, сейчас вроде как всё спокойно. Грузины, в некотором смысле, — близкий нам народ и лично наша группа и многие армяне относимся к ним с некоторой симпатией и не имеем ничего против дружбы между нашими народами, хоть и считаем, что мы, армяне, сами по себе и друзей у нас не было и быть не может. То, насколько мы можем стать близки, зависит от грузин, пока им сильное сближение не выгодно, говоря о государстве, народ Грузии тоже особой тягой к нам не отличается.

Как вы относитесь к таким образованиям, как ЕС и Евразийский Союз? Нужно ли Армении, на ваш взгляд, вступать в какой-либо из них?

Нет, оба союза посягают на суверенитет и свободу армянского народа и оба несут чуждые нам и другим свободным народам ценности.

Что вы думаете о происходящей в мире глобализации? Считаете ли её угрозой для армян?

Глобализация — угроза для всех народов и является ещё одной отрыжкой современного убого мира, который отправляется в ад и пытается затянуть всех в него вместе с собой. Только разнообразие, только свобода и только идентичность.

Видите ли вы угрозу в росте радикального исламизма и, в частности, появлении Исламского государства?

Такая угроза есть, но она, на данный момент, не воспринимается как самая актуальная. ИГ пока что не имеет прецедентов нападения на какое-то определённое государство, оно действует изнутри и опирается на суннитов, в Сирию они «вошли» тогда, когда там не было границ. Моноэтнической укреплённой Армении это пока что ИГ не представляется исключительно опасным. Исламское Государство — угроза для наших братьев — сирийских армян, ливанских армян, других христиан, ассирийцев, а также курдов. Мы переживаем за армян в Сирии и Ливане, хоть и верим, что вооружённые армяне Ливана готовы дать достойнейший отпор.

Какие силы в современном мире вы можете назвать дружественными?

Как уже было сказано — друзей у нас нет и быть не может. Сил, стремящихся нам помочь, тоже нет. Наша же группа воспринимает все народы, борющиеся против империализма за свою свободу, в чём-то близкими нам, с ними мы готовы сотрудничать, как когда-то АСАЛА сотрудничала с палестинцами. По данной причине, допустим, к курдам мы относимся с умеренной симпатией.

"Конечной целью является революция, отвечающая интересам свободных и сильных людей, желающих построить общество достоинства и красоты, где будет поощряться саморазвитие и стремление к совершенству, где не будет места экономической эксплуатации, власти торгашей и мещанской буржуазной морали"

«Конечной целью является революция, отвечающая интересам свободных и сильных людей, желающих построить общество достоинства и красоты, где будет поощряться саморазвитие и стремление к совершенству, где не будет места экономической эксплуатации, власти торгашей и мещанской буржуазной морали»

О России и советском периоде: «Россия всегда исходила из собственных интересов»

Как вы относитесь к отношениям Армении и России? Считаете ли вы Россию угрозой суверенитету страны или же союзником?

Россия абсолютная угроза нашему суверенитету, а также «союзник», которому нельзя доверять ни в коем случае. История современная и прошлая показали это, что во времена Империи, что во времена большевиков, что сейчас, — армяне всячески ограничиваются и на их волю совершаются постоянные посягательства со стороны российских империалистов. Россия всегда исходила из собственных интересов и что такое быть союзником/другом она просто не знает, преступления, совершённые ею против народов Кавказа, мы тоже не забываем (геноцид черкесов, депортации во время Второй Мировой и т.д.). Надо будет – и Армению сдаст с потрохами, мы в этом уверены абсолютно.

Как вы оцениваете положение армян в России?

Положение армян в России, в сравнении с другими диаспорами, — катастрофическое, мы можем наблюдать, как уже в первом поколении семья перестает в обиходе использовать армянский язык. Детям сразу прививаются конструкты, переводящие их на рельсы манкуртизации, их учат с детства сливаться в общую массу с остальными.

Однако ассимиляционный процесс в условиях диаспоры, какой бы она ни была, неизбежен в любом случае — это вопрос лишь времени. У армян России этот процесс наиболее быстротекущий. Мы за репатриацию всех армян диаспоры.

Какую работу среди армянской диаспоры вы считаете необходимой?

Единственная верная работа с диаспорой — это прививание молодому поколению идеи репатриации как единственного способа сохранения этнической самоидентификации у них и у будущих поколений. Исходя из этого, главными задачами являются: изучение языка, самоорганизация, в целях постепенного осуществления этих целей и, конечно, создание самих условий для репатриации.

Есть ли у вашей группы какие-либо специальные цели и задачи в России, стремитесь ли вы влиять на российское гражданское общество?

Цели влиять на российское гражданское общество мы перед собой не ставили, в первую очередь нас интересуют российские армяне и их судьба, однако, мы всё равно являемся его частью и процессы, протекающие здесь, нас тоже не оставляют равнодушными, и мы готовы проявлять солидарность с теми, кто борется за свою мечту с силами зла. Если это будет укладываться в наши интересы, то мы готовы содействовать различным движениям, которые так же изъявят подобное желание и которые несут антибуржуазную, антимещанскую, новую мораль, которая не знает границ, и стоят на антикапиталистических и антиимпериалистических позициях.

Как вы относитесь к советскому периоду в целом и к его роли в истории Армении?

Советская Армения — это историческая данность, строить гипотезы о том, как могло бы быть, если бы нас не оккупировали большевики — бесполезно. Развитие экономики и подъём уровня жизни, бесплатные образование и медицина, в общем, блага цивилизации, заслуга ли это конкретно СССР или просто реалии того времени и процессы обусловленные экономическими факторами в первую очередь — судить не беремся. Другие факты, например, это, конечно же, насильственная советизация и оккупация, передача армянской земли туркам по Московскому договору 1921 года, депортация армян Крыма во время Второй Мировой, депортация семей дашнаков и других «неблагонадёжных», уничтожение интеллигенции в 1937-ом. Оккупация — есть оккупация, кем бы она не осуществлялась, меняется форма, но не содержание. Высшая ценность — свобода, из этого мы и исходим.

[1] В армянской дворянской традиции, титул «мелик» соответствует титулу «князя» («ишхан»).

Подготовил Александр ПАУТОВ

  • http://diasporinfo.com/?p=6909 Новости Азербайджанской Диаспоры » Если Роскомнадзор не прикроет этот ресурс, то это грозит политическим скандалом между Азербайджано

    […] Респондентами Паутова, по его же словам, стали «активисты армянского объединения «Реванш», действующего на территории России и Армении» и претендующего на сохранение и продолжение армянских революционных традиций. (http://www.sensusnovus.ru/interview/2015/07/17/21268.html). […]