16 марта 2015

«Народная Воля»: «Нас постоянно пытаются записать в тот или иной лагерь»

Вениамин ВОЛИН

В последние несколько лет на территории СНГ появляются самые разные оппозиционные политические организации и движения. «Автономний Опiр», «Вольница», «Народная Воля» — эти организации существенно нового формата активно проявляют себя в политическом пространстве, и вызывают довольно жаркие споры, как среди левых активистов, так и среди правых. Сегодня мы подготовили интервью с одним из активистов организации « Народная Воля», чтобы иметь представление об идеологической позиции данного коллектива из первых уст.

Расскажи вкратце об истории вашей организации. Как вы себя позиционируете? Почему вы решили взять себе название революционной народнической организации XIX века «Народная Воля»: это просто дань уважения или вы считаете себя продолжателями их традиций?

"Народная воля" на московском шествии против войны с Украиной 21 сентября 2014 года

«Народная воля» на московском шествии против войны с Украиной 21 сентября 2014 года

— Официальной датой образования «Народной Воли» считается 1 мая 2013 года. В этот день товарищи из России и Украины провели учредительную конференцию в городе Винница. Изначально мы решили, что в условиях современного капиталистического глобализма единственным действенным способом для реализации нашей программных целей, изложенных в Манифесте, является создание международного движения, объединяющего народно-освободительные движения разных стран. Каждая национальная секция самостоятельно действует в пределах территории своей страны. Главное условие — это поддержка идеологических принципов, изложенных в нашем Манифесте, а также оказание взаимной помощи.

Название, разумеется, было выбрано неслучайно, поскольку одним из наших основополагающих принципов является идея прямого народовластия, поэтому нам близки многие идеи русских народников XIX века, которые необходимо творчески адаптировать к современным реалиям.

Насколько известно, «Народная Воля» появилась после раскола «Вольницы». Часть людей перешли на позиции анархизма и примкнула к движению «Автономное действие», другая же часть трансформировалась в «Народную Волю». В чём же состояли причины этого раскола? И в чем кардинальные отличия «НВ» от «Вольницы», если таковые конечно имеются?

— На наш взгляд, более уместно говорить не о расколе, а о прекращении деятельности «Вольницы» в целом. Причин тому было несколько: как личностного, так и идеологического характера. Имело место и усиление пристального внимания со стороны карательных органов государства, углубляться в них подробно мы считаем излишним и неактуальным.

Что же касается отличий «НВ» от «Вольницы» (насколько они кардинальны судить Вам), то, во-первых, «Народная Воля» отошла от пресловутого наследия «субкультурных войн», от которого объективно не могла избавиться «Вольница» — мы принципиально не участвуем в изнурительных и бесплодных диспутах по линии противостояния «левых и правых», «нацистов и антифашистов», стремимся, насколько это в принципе возможно, максимально избегать использования терминов, позволяющих уложить наши идеи в прокрустово ложе известных доктрин, вызывающих у людей стойкие стереотипы, клише и ассоциации.

Во-вторых, мы делаем больший акцент на политическую и социальную борьбу и считаем необходимым коалиционное взаимодействие со всеми адекватными организациями и движениями в рамках противодействия нарастающему в России государственному террору.

В-третьих, мы считаем, что нужно реально оценивать нынешний уровень сознания народных масс и социально-экономические условия в стране и мире и выстраивать свою тактику, исходя из этого понимания, а не питать иллюзий о скорой возможности осуществления мировой революции и построения идеального общества в планетарном масштабе.

В каких городах есть ваши представители и ячейки?

— В России — это Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ульяновск, Нижний Новгород. Также существуют отделения и представители у наших белорусских и украинских товарищей.

Активисты «Народной Воли» принимали участие в событиях на Майдане. Поэтому, особенно интересна ваша точка зрения на нынешние события в Украине. Насколько оправдались ваши ожидания от этого переворота? Есть ли сейчас перспективы для дальнейшей освободительной борьбы украинского народа, и на ваш взгляд, какие организации или движения там, этому могут способствовать?

Прежде всего, Майдан показал пример возможности коллективного революционного творчества народных масс. Украинский народ стал субъектом исторического процесса, преподал государственной власти поучительный урок. И оказалось, что многочисленные карательные государственные отряды не в силах ничего противопоставить гневу и ярости народной революционной стихии.

Да, в итоге на смену одного олигархического клана пришёл другой, но в условиях отсутствия организованной силы, способной аккумулировать и выразить социальные требования простого народа, наивно было ожидать иного результата. Но нынешний режим Порошенко неизбежно будет вынужден тщательно взвешивать свои шаги, оглядываясь на печальный опыт своего предшественника.

Но даже в сложившихся условиях очевидны и положительные итоги Майдана. Для людей становится естественной практика прямого контроля за деятельностью проворовавшихся чиновников, судей, ментов. Со скрипом, половинчато, но реализуются меры по люстрации.

Кроме того, мы считаем, что если бы не случилась российская аннексия Крыма и последующее развязывание при активном участии «отставных офицеров ФСБ/ГРУ» кровавой войны на юго-востоке Украины, то Майдан имел все шансы на успешное продолжение и осуществление настоящей социальной революции.

В условиях же оккупации части территории страны существует реальная угроза, что революционными процессами в Киеве смогут воспользоваться проимперские реакционные силы для возвращения контроля путинской России над Украиной. Поэтому вопрос о наличии перспектив для дальнейшей освободительной борьбы украинского народа тесно связан с результатами урегулирования вопроса т.н. Новороссии.

Движущими силами новой украинской революции, на наш взгляд, способны встать, в первую очередь, независимые добровольческие формирования и коалиции на базе таких организаций, как «Синдикат», РУНА, но залогом успешных действий является именно объединение всех национально-освободительных движений в единый фронт.

Видео: Национал-революционный блок на московском шествии против войны с Украиной 21 сентября 2014 года

Вы так же принимали участие на антивоенных митингах в Москве. То что ДНР/ЛНР вы не поддерживаете, это понятно, но как вы относитесь к режиму АТО и действиям украинских военных?

На этот вопрос мы уже неоднократно давали однозначный ответ в своих публикациях и заявлениях. Странно, но некоторые люди (притом не из числа обывателей, но вполне себе политических активистов) нередко предъявляют нам упрёки в том, мы поддерживаем режим Порошенко. Например, совсем недавно подобное нелепое утверждение можно было прочесть на странице одной известной российской анархо-организации.

Потому вынуждены повторяться: по нашему убеждению война, идущая на юго-востоке Украины, выгодна для обоих правящих режимов — как российского, так и украинского. Вооружённый конфликт всегда позволяет государственной власти отвлечь внимание народа от существующих социальных проблем и заявить о необходимости сплочения нации перед лицом «внешней угрозы».

В качестве источника такой угрозы для российского населения представляют США, НАТО, «бандеровцев-фашистов-карателей», а для украинского — российских террористов и наёмников, агентов ФСБ и ГРУ.

С одной стороны, осуществляемое под предлогом помощи «русскоязычному населению» в деле борьбы с «киевской хунтой» вторжение российских войск в Донецкую и Луганскую области позволяет Кремлю при помощи официозной телепропаганды подогревать в гражданах ностальгические имперские и шовинистические настроения, чтобы погасить потенциальные протестные выступления, вызванные торжествующей в стране безнаказанностью чиновников, обогащением приближенных к власти бизнес-корпораций, полицейским произволом, развалом в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ и многими другими хроническими проблемами.

С другой стороны, «антитеррористическая операция» позволяет Порошенко заставить украинцев не задавать новой власти неудобный вопрос — за что же герои Небесной Сотни погибли во время революции на Майдане? Ведь никто из высокопоставленных чиновников и полицаев не привлечён к ответственности, одни олигархические кланы сменили другие, принципиальных изменений в стране так и не произошло.

Без войны на юго-востоке перед новой властью неминуемо бы возникла перспектива повторить незавидную судьбу Януковича. Однако благодаря российской агрессии потенциальный авангард новой революции гибнет сейчас на фронте в составе добровольческих батальонов, предаваемый продажным руководством МВД и Генштаба Украины.

В результате чиновничье-олигархические режимы делят сферы влияния, зарабатывают на войне, решают свои корыстные интересы, а страдают простые люди, ставшие разменной монетой в геополитических играх лживых и лицемерных правителей. Поэтому «Народная Воля» выступает как против так называемых «народных республик» Луганска и Донецка, так и против новой украинской власти.

Другое дело, что по нашему мнению, следует осознавать истоки возникновения вооружённого противостояния на юго-востоке Украины, его движущие силы из числа упомянутых «отставников/ отпускников», из числа сотрудников российских спецслужб и военнослужащих, поэтому в данном конфликте Украина является стороной обороняющейся, а не агрессором.

Как вы относитесь к украинской организации «Автономний Опiр»? В ваших программных документах много общего, но тем не менее, в своих интервью они критиковали вас за «ксенофобию, расизм, шовинизм в разных формах». Можете пояснить этот момент?

— Ответ на этот вопрос во многом перекликается с историей образования «НВ» после прекращения деятельности «Вольницы». Примерно в то же время, когда было объявлено о закрытии «Вольницы», произошло размежевание и внутри «Автономниго Опiра» (в частности, из него вышло отделение в Виннице, несколько человек в Одессе и Киеве, которых захватившая бразды правления в «АО» группа лиц также щедро обвиняла в «правизне, расизме и фашизме»).

Подавляющая часть критики в наш адрес от имени «АО» исходит от вполне конкретного и широко известного в узких кругах человека (и группы его поклонников), который на начальном этапе внёс большой и заслуженный вклад в формирование программных принципов «Вольницы», но впоследствии далёко ушёл по пути причудливых идеологических метаморфоз: начав с апологетики борьбы арийской расы по заветам фюрера германского рейха, потом став приверженцем идеологии освободительного национализма, затем перешёл к сочинению диковинной концепции о Льве Троцком как идеологе русского национализма, а в настоящее время, судя по доходящим до нас сведениям, он дошёл в своей эволюции до провозглашения идей анархо-феминизма и необходимости освобождения Европы от всех людей белой расы и заселения континента выходцами из африканского и азиатского континента.

Поэтому, в силу вышеобозначенных причин, мы не можем серьёзно относиться к обвинениям со стороны таких деятелей. К тому же, любому непредвзятому наблюдателю достаточно ознакомиться с материалами на нашем сайте, чтобы убедиться в абсурдности такого рода критики.

«Народная воля» на московском шествии против войны с Украиной 21 сентября 2014 года

«Народная воля» на московском шествии против войны с Украиной 21 сентября 2014 года

В вашем «Манифесте», вы делаете упор на прямую демократию. В частности, вы пишете что «все граждане будут на деле равны в своих правах и обязанностях, независимо от их социального происхождения. Гражданами будут считаться все люди, объединённые производством и потреблением, трудящиеся на благо своего народа. Все граждане будут обладать правами — на свободу совести, слова, собраний и союзов, передвижения, выбора рода занятий и т.д.». Это будет касаться всех граждан?

Хотелось бы уточнить ваше отношение к этническим меньшинствам, мигрантам, а также к межрассовым любовным и брачным связям и детям, зачатым в этих браках. Так же любопытно, какие вы видите различия в социальной роли мужчин и женщин? И вообще, насколько допустима иерархия в обществе и считаете ли вы справедливым существование вождей и подчинение им? Как на ваш взгляд, общество должно регулировать эту проблему?

— Вопрос достаточно обширный, включает в себя множество тем, и ответ на него требует написания специального исследования, потому как любое тезисное изложение неминуемо вызывает множество различных, зачастую диаметрально противоположных толкований.

Во многом это вопрос дефиниции. Попробуем ответить настолько ясно, насколько это возможно с учётом указанных трудностей восприятия.

Мы выступаем за равноправие всех граждан, которые трудятся на благо своего народа. У нас отсутствуют какие-либо предубеждения к этническим меньшинствам и мигрантам и представления о наличии «высших» или «низших» рас, этносов.

В то же время необходимо учитывать объективно существующие культурные, ментальные, поведенческие, психологические отличия между этносами и расами. В этом и состоит настоящее своеобразие, которое делает уникальным и неповторимым каждую расу и каждый этнос.

Поэтому, исходя из данных естественных отличий, необходимо учитывать возможность и целесообразность их совместного бесконфликтного сосуществования в границах одной территории (общины, сообщества, поселения, региона). При этом мы считаем, что любая группа людей (этническая, религиозная, социальная, расовая и т.д.) имеет право образовывать собственные обособленные поселения, если их деятельность не наносит ущерба, вреда людям, проживающим с ними по соседству на определённой территории.

Отношение к межрасовым бракам и потомству, рождённому в них — вопрос также сложный и не имеющий универсального ответа. Для начала надо определиться, что мы понимаем под понятием «раса», какие расы существует (в науке до сих пор нет единого мнения на этот счёт), между какими расами существуют значительные отличия, гены какой расы имеют доминантный характер при скрещивании и т.д.?

Поэтому, дабы не порождать неизбежных спекуляций и недобросовестных истолкований на эту тему, можно сказать следующее: мы противники национал-нигилистических концепций и теорий плавильного котла, превращающего всё человечество в однородную биомассу. У каждого народа существуют свои традиции и обычаи о допустимости/недопустимости заключения браков и рождения потомства с представителями других этносов, поэтому неправильно, что называется, грести всех под одну гребенку.

Вопрос о социальной роли мужчин и женщин, вопрос о гендерных различиях, в целом, мы считаем во многом искусственно раздутым в современном капиталистическом мире для того чтобы отвлечь и мужчин, и женщин на ложные цели, увести их с пути общей борьбы за социальные права. Поэтому всё, что можно сказать на эту темы — мы за гендерное равноправие. При этом нужно учитывать, опять-таки, объективные природные отличия между мужчиной и женщиной, предопределяющие способность, склонность каждого пола к определённым видам деятельности.

Вопрос иерархии также имеет социальное и природное измерение. Люди не равны по своим врождённым способностям, но должны иметь равные социальные права. Есть определённые условия, когда иерархия необходима (к примеру, на войне).

Разумеется, что даже в условиях прямой демократии, условно говоря, всё население посёлка объективно не сможет заниматься управлением делами по жизнеобеспечению своего сообщества. Поэтому всегда будут присутствовать люди, имеющие лидерские качества, способные предложить решение проблемы, взять на себя ответственность и это нормально. Проблема в том, чтобы эти люди со временем не выродились, не образовали замкнутую привилегированную прослойку, паразитирующую за счёт народа. Для этого нужны работать действенные механизмы контроля и сменяемости выбранных делегатов и управленческих специалистов.

Фундаментальная же проблема находится, по нашему убеждению, в необходимости изменения способа мышления простого человека, привития ему чувства ответственности за своё будущее, к необходимости отстаивания своих прав. Это очень сложный, мучительный и многолетний процесс, но иного пути у нас нет, если мы говорим о реализации на практике идеи подлинного народовластия.

Вы считаете себя приверженцами Третьего Пути? Что вы подразумеваете под понятием «левый национализм»? Какие точки соприкосновения, на ваш взгляд, могут быть у левых и правых?

— Приверженцами Третьего Пути в строгом смысле этого понятия мы себя не считаем и никогда не заявляли (это было больше присуще «Вольнице»). Мы не связываем себя удобными и уютными для многих формами «правой-левой» идеологии, что всегда вызывает в принципе понятное раздражение как со стороны «классических националистов», так и со стороны ортодоксальных левых. Нас постоянно пытаются записать в тот или иной лагерь: правые называют леваками, сеющими анархическую заразу среди националистов, левые догматики считают «НВ» «замаскированными нацистами», использующими социалистические идеи для пропаганды «фашизма» в их кругах.

О понятии «левый национализм» более уместно говорить в контексте коалиции «Национал-революционный блок». В принципе, данное понятие было сформулировано ещё во времена «Вольницы». Его отличительными признаками являются: народный национализм, согласно которому нацией является не государство, а сам по себе суверенный и самоуправляемый народ, организованный по принципу прямой демократии, республики народных советов — эта суверенность не связана с т.н. национальным государством, но противоположна ему; а также освободительный национализм, который направлен против империализма, ведёт борьбу за свободу и независимость всех народов, против угнетения одних народов другими, потому что свобода каждого народа является условием свободы всех народов, ведь пока существует империализм, ни один народ не может чувствовать себя в подлинной безопасности.

Ещё один важный признак «левого национализма» — социальный или социалистический характер производства, то есть передача всех средств производства в общественно-кооперативную собственность, когда каждый труженик будет полноправным владельцем и соучастником распределения дохода от производимого им товара, услуги.

Исходя из вышеуказанных критериев, а также из сложившейся в России социально-экономической реальности мы считаем, что тактическими точками соприкосновения у правых и левых могут быть: совместное противостояние практике политических репрессий (общие кампании солидарности, правозащитная активность, освещение в СМИ и сетевых ресурсах); требование политических прав и свобод; ликвидация системы государственно-капиталистического феодализма и борьба за социальные права людей.

По большому счёту, мы считаем, что программные требования «Национал-революционного блока» как раз и могут стать базой для обсуждения платформы общих действий.

ОМОН атаковал «Национал-революционный блок», поколотив и утащив в автозаки тринадцать его участников. Их обвинили в демонстрации нацистской символики. Заключается ли она в кельтском кресте на флаге или в баннере «За хлеб и свободу для нашего народа»

Национал-революционный блок на шествии оппозиции 1 марта 2015 года

С какими организациями и движениями вы поддерживаете товарищеские отношения? Например, анархистов вы считаете своими союзниками или оппонентами? Аналогичный вопрос и насчёт правого движения.

— Хорошие, товарищеские отношения поддерживаются на уровне личных контактов с представителями как правых, так и левых движений. Если говорить об организациях — это прежде всего, входящие в «Национал-революционный блок» Русское социалистическое действие и Национал-большевистская платформа (не путать с «Другой Россией» Лимонова).

Среди близких нам по духу мы также можем назвать движение «Пошуг» в Беларуси, «Синдикат» в Украине, голландская NSA, а также польское движение “Sponarchistow”.

Анархистов мы не считаем своими оппонентами, к тому же анархо-движение в России, также как впрочем, и националистическое движение, не является однородным. Есть разумные, не зашоренные субкультурными догмами товарищи, с которыми у нас поддерживаются вполне доброжелательные отношения.

На различных демонстрациях в вашей колоне часто мелькает флаг с кельтским крестом. Где-то читал ваш комментарий, что вы используете его для привлечения внимания журналистов. Это правда или юмор? Что для вас значит этот флаг?

Начать нужно с того, что флаг с кельтским крестом используется на мероприятиях «НР-блока» и никогда не был и не будет символикой «НВ». Данный флаг используют т.н автономные националисты, которые не входят ни в одну из организаций, но участвуют в работе «Национал-революционного блока». Фраза насчёт привлечения внимания журналистов, конечно, была высказана в юмористическом контексте.

Люди, которые выходят под этим флагом, вкладывают в него идеи освободительного национализма в противовес национализму реакционному, охранительному, имперскому. Кроме того, данный крест использовался в Новгородской республике, которую многие рассматривают как историческую альтернативу деспотической Московии.

На траурном марше памяти Бориса Немцова вашу колонну разогнал ОМОН, был задержан десяток ваших активистов. Почему вы решили принять участие в марше памяти по убитому либеральному политику? В чём была причина задержания ваших соратников и как сейчас развиваются события по этому делу?

— Если помните, изначально 1 марта было запланировано проведение общегражданского марша «Весна», имеющего социальную повестку, в которой «НВ» в составе НР-блока должна была принять участие. Но в результате всем известного события ситуация буквально за сутки поменялась, что внесло в коррективы и в формат шествия, а также место его проведения. Для всех, кто знаком с нашей позицией, очевидно, что мы никогда не были поклонниками Бориса Немцова и исповедуемых им либеральных взглядов, но оставаться в стороне в тот момент, когда Россия перешла на новый уровень политического террора в своей истории, исходя из сектантских теоретических соображений, большинство товарищей сочло неприемлемым.

1 марта мы вышли прежде всего на шествие протеста против развязанного в стране террора (при возможном непосредственном участии или прямом попустительстве государства) против политических противников путинского режима.

Наше задержание происходило по непосредственному указанию сотрудников центра «Э». О его причинах мы можем только догадываться. Возможно (особенно учитывая последующие жёсткие административные наказания активистам от 8 до 15 суток ареста), что это акция была задумана как средство устрашения, дабы приглушить активность «НР-блока» и «Народной Воли». Допускаем и такой вариант, что спецслужбы, учитывая место окончания шествия в непосредственной близости от Кремля, решили принять превентивные меры, опасаясь радикальных действий со стороны НР-блока — у страха, как говорится, глаза велики, а призрак российского Майдана стал навязчивым кошмаром правящего режима. Но в итоге, как это часто бывает, вместе с нашими активистами были задержаны и двое посторонних людей, которых самое справедливое российское правосудие также гуманно отправило на нары спецприёмника.

Последующие события, связанные с судебными процессами над нашими товарищами, получили достаточно широкое освещение в СМИ и на наших ресурсах. В понедельник, 16 марта должны выйти на свободу Антон Беличенко и Руслан Воронов, которые получили по 15 суток административного ареста. Остальные уже отбыли назначенные им сроки и вышли на волю.

Среди них студент Данила Крапивенко. Пока он был под арестом, в его комнату в общежитии пришли некие люди, которым комендант открыла дверь (с её слов, эти граждане представились сотрудниками центра «Э») и устроили там погром — изъяли личные вещи Данилы и его деньги. Что это было за мероприятие, до сих пор неизвестно, но учитывая, что комендант общежития наотрез отказывается представлять какие-либо документы о проведённом мероприятии (к примеру, протокол обыска/осмотра, опись изъятия и т.п.) есть основания полагать, что имел место очередной акт полицейского произвола. Кроме того, Данилу Крапивенко собираются отчислять из вуза, несмотря на его отличную академическую успеваемость.

Так что в самые ближайшие дни будем решать эту проблему с помощью адвокатов, правозащитников и независимых СМИ.

Спасибо за ответы, вам слово!

— Спасибо Вам! Желаем удачи и дальнейшего творческого развития Вашему изданию. В борьбе обретешь ты право своё!