2 мая 2015

Дмитрий ЖВАНИЯ. Первомайское фрик-шоу

Jvania-scifoИдти или не идти на демонстрацию 1 мая — уверен, что этим вопросом раз в год задаюсь не только я. С одной стороны, идти вроде как надо, ибо есть возможность, как говорится, людей посмотреть и себя показать. В другие дни власть на Невский проспект не пускает, а сил, чтобы выходить на него без разрешения, нет. Но с другой стороны — нужно ли вообще видеть тех, кто приходит на «праздничный Первомай» и себя показывать в том свете, что и вся эта первомайская публика?

Год назад мы с товарищами, сотрудниками Комиссариата социальной мобилизации, решили не идти на демонстрацию, а провести акцию прямого действия. На ограде Николаевского дворца, где сидят бюрократы из официальных профсоюзов, мы повесили баннер с надписью «Не МАЙся, а МАЙДАНь!». Правда, провисел этот наш баннер недолго, его сорвали бдительные пожилые граждане, а мы вынуждены были убегать от полиции.

Этот Первомай мы тоже начали с акции — на перилах железнодорожного моста через проспект Стачек, близ Кировского завода, мы растянули «триединый» транспарант в цветах национал-синдикализма и с надписью «Где твоя сила?». При совмещении с вывеской на заднем фоне «Кировский завод» смысл акции очевиден. Где та рабочая сила, которой должны бояться власть имущие, корыстная буржуазия, ростовщики и спекулянты? Где они — рабочие, которые должны 1 мая оккупировать город, заявляя на него хозяйские права? Была эта сила, да сплыла. Зато есть те, кто готов говорить от её имени. В этом я с товарищами в очередной убедился, придя на «питерский Первомай». Мы успели на демонстрацию.

На первый взгляд, 1 мая петербургские власти проявляют максимум демократизма, разрешая всем политическим организациям провести манифестации в самом центре города. Но лучшей дискредитации политического активизма как такового, чем первомайская демонстрация, просто не придумать. Выглядит она скорее не как демонстрация, а как карнавал идиотов.

Те люди, обыватели, что смотрят на него, на карнавал этот, с тротуара или из окон зданий, в очередной раз убеждаются, что политикой, особенно — неформальной, занимаются люди со специфической психикой. Участники демонстрации-то думают, что они, выкрикивая те или иные лозунги («заряжая кричалки»), занимаются «массовой пропагандой». А на самом деле потешают обывателя и укрепляют его предрассудки о движении протеста.

В профсоюзной «колонне» в основном маршируют левые активисты. И всё бы ничего. Их лозунги, их транспаранты вполне отвечают принципам первомайского праздника. Но окружение!

В профсоюзной «колонне» в основном маршируют левые активисты. И всё бы ничего. Их лозунги, их транспаранты вполне отвечают принципам первомайского праздника. Но окружение!

Петербургская первомайская демонстрация — явление уникальное. Ни в одной другой стране в одной колонне никогда не пойдут представители официоза, коммунисты, воздыхатели по царю-батюшке, феминистки, анархисты, защитники животных, вегетарианцы, сталинисты, почитатели Троцкого, гееборцы, либералы и нацисты. Для нас это — обычное дело. Красные знамёна, имперские, хоругви с ликом Христа и портреты Сталина… Со стороны это выглядит как паноптикум.

Причём каждый отряд лишь подтверждает обывательские стереотипы о себе самом. Сталинисты воспевают Советский Союз и вождя народов; феминистки выглядят как фриковатые дамы, а ЛГБТ-активисты — как отсеянные за профнепригодность из провинциального бурлеска; анархисты, не все, но массе своей, одеты так, будто находят вещи на помойке. И лишь несчастные нацисты не имеют права славить своего любимого Гитлера, и поэтому вынуждены довольствоваться «зарядами» против иммигрантов. Одного нашего молодого товарища так деморализовало это зрелище, что я теперь даже не знаю, будет ли он заниматься активистской работой дальше. Если активизм — это то, что мы видим 1 мая, то лучше быть обывателем…

А митинг на Исаакиевской площади, когда одновременно выступают несколько ораторов? Одни толкают речи за рабочий класс, другие — за «Новороссию», третьи — про то, что женщина — это «товарищ, а не товар», четвёртые обличают олигархов, а пятые — козни «неруси»? Это что-то с чем-то! Никто ничего не слышит —  какофония. В одном и том же пространстве гуляют скинхеды, будто телепортированные из 90-х, субтильные левые активисты, анархисты, одетые «по хулиганке», и старики с портретами Ленина и Сталина, а ещё реют знамёна с надписью «Святая Русь». Это просто какой-то филиал политического ада!

Отряд свободных профсоюзов выглядел неплохо, но собственно рабочих под его знамёнами собралось не так много, а кое-кто из работяг, что всё же пришли, «находились в состоянии алкогольного опьянения». Запомнился мне один субтильный низкорослый субчик — в кепке СКА и в кофте с символикой того же хоккейного клуба и в зенитовском шарфе. Он хамить пытался. Да ладно: что взять с убогого.

Однако факт остаётся фактом: профсоюзная «колонна» не растёт. Казалось бы, кризис должен был породить всплеск рабочей борьбы и новые боевые профсоюзы. Но этого не происходит. И в этой «колонне» в основном маршируют левые активисты. И всё бы ничего. Их лозунги, их транспаранты вполне отвечают принципам первомайского праздника. Но окружение! Впереди сталинисты, сзади — субкультурные персонажи. Может, поэтому рабочие и не приходят на шествие? Может, они боятся, что над ними потом потешаться будут?

Я бы мог пойти в антивоенной колонне. Я против войны с Украиной и войны в Украине. Но почему, имея такой взгляд, я должен идти под флагом ЕС, США и Израиля? Это что — самые миролюбивые политические субъекты? Либералы мало того, что приватизировали антивоенный протест, так ещё и привнесли в него мотив политической шизофрении.

Понятно, что КПРФ, «Единая Россия», другие официальные партии, как и официальные профсоюзы, не откажутся от первомайского шествия. Они работают по разнарядке. Но те, кто занимается политикой не для того, чтобы заработать или получить «хорошее место», а исходя из тех или иных убеждений, должны иначе отмечать Первомай. Хватит уже позориться. Лучше собраться не в центре, вдалеке от фрик-шоу. В городе есть отличные для этого места, например, рядом с Комсомольской площадью разбит великолепный сквер, где стоит памятник молодым красноармейцам. Пусть митинг не будет массовым. Но зато более или менее однородным. А то у нас либо митинг на могилах, на Марсовом поле, на который приходит сотня человек, либо «массовое мероприятие», которое выглядит как последствие разрушения сумасшедшего дома.

Акция Комиссариата социальной мобилизации у Кировского завода: