8 февраля 2015

Михаил ДОБРОНРАВОВ. Проект «Кортеж» — путинский позор

Gentile-Cafone2Ездить на автомобиле собственного производства — особенная гордость для глав государств. Ведь не каждый президент может себе такое позволить.

Франция. Французский президент на нефранцузских машинах не ездит. Потому выбор состоит у него из трёх марок Citroen,  Peugeot и Reno. Первые две марки производит, собственно, один концерн — PSA. А последний японо-французский концерн — Reno-Nissan — открытый сторонник «делокализации», то есть переноса производства в другие страны. Поэтому Франсуа Олланд, как стал президентом, избрал президентской машиной экологичный гибридный Citroen DS5. Так Олланд сделал кивок и в сторону «реиндустриализации», а заодно в сторону союзников — «лево-зелёных».

Америка. Барак Обама ездит на Cadillac.

Германия. Канцлер Ангела Меркель ездит на AUDI A-8

Корейские лидеры передвигаются на Huyndai

Британия. Королева Елизавета ездит на Bentley.

Китай. Машина генсека КПК Си Цзиньпина — HongQi.

Завод имени Лихачёва (который с трудом, но смог дожить до второго десятилетия XXI века) изготовил для президента уникальный ЗИЛ 4112Р — вариант президентского лимузина в неповторимом зиловском стиле. Почему Путину не захотелось на нём ездить? Ответить сложно. Наверное, Владимир Владимирович, посчитал ЗИЛ недостаточно солидным. Да и вообще, по всей видимости, не хочет, чтобы бывшее предприятие-гигант создавало рабочие места в Москве.

Завод имени Лихачёва (который с трудом, но смог дожить до второго десятилетия XXI века) изготовил для президента уникальный ЗИЛ 4112Р — вариант президентского лимузина в неповторимом зиловском стиле. Почему Путину не захотелось на нём ездить?

Завод имени Лихачёва (который с трудом, но смог дожить до второго десятилетия XXI века) изготовил для президента уникальный ЗИЛ 4112Р — вариант президентского лимузина в неповторимом зиловском стиле. Почему Путину не захотелось на нём ездить?

Мне вообще кажется, что в вопросе выбора автомобилей Путин своеобразный «западник», то есть считает, что всё хорошее — это иностранное, особенно, если вспомнить его счета за границей и детей в Европе…

Конечно, собирать лимузины по устаревшим зиловским технологиям 70-80-х годов — дело затратное и малоэффективное. Ведь кризис в стране не позволил заводу модернизировать производство (в это время в мире произошла третья промышленная революция).

Но вместо того чтобы инвестировать в модернизацию ЗИЛа — автоматизировать производственную линию, создать новое прессовое оборудование, нанять квалифицированных специалистов, — Путин и его правительство в начале 2013 года с целью разработки и создания отечественных машин для президентской колонны решили потратить 8 млрд рублей (sic!) на разработку абсолютно нового проекта под названием «Кортеж».

При самом грубом подсчёте на эти деньги можно было построить ни много, ни мало, а 600 штук таких зилов! Напомню, что в успешные  60—80-х годы ЗИЛ выпускал до 25 правительственных автомобилей в год. Сейчас завод встал, а территория завода застраивается новыми 900-ми тысячами квадратами нового жилья и парковыми зонами…

Как известно, в России деньги на проекты не считают, поэтому президент уже выделил из бюджета 3,61 миллиарда рублей на разработку и создание абсолютно нового автомобиля. А исполнителем назначил Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — НАМИ.

Действительно уникальное управленческое решение: вместо векового завода поручить задание институту, который до этого не собрал ни одного автомобиля серийно. Не исключено, что это очередной хитроумный отмыв денежных средств, и в конце нам скажут: «Извините, не получилось, но мы старались: вот, посмотрите чертежи».

«Любопытно, найдётся ли среди читателей хотя бы один, который подумал не то, что все остальные? Потому что убежден: остальные горестно вздохнули — опять, мол… Загибаем пальцы: ГЛОНАСС, Сколково, стадион для “Зенита”… Все последние сообщения по этим темам объединяет одно: вагон с нашими деньгами опять украли. И вот теперь — НАМИ…

Какой конкретно автомобиль сваяли сотрудники НАМИ за последние полвека? Не опытный, не для выставки, а серийный? Ну если не автомобиль, то хотя бы коробку-«автомат»? Работающую! Честно говоря, затрудняюсь ответить. Куда проще выдавать сертификаты и проваливать на заседаниях перспективные проекты новых двигателей. А ещё проще выступать в роли “получателя средств” — этим процессом там владеют неплохо. Конечно, можно предположить, что для президента срочно переделают несчастного “Мишку”, вытянув его по всем координатам…

Если Сталин создавал и развивал, то Путин неуклонно продолжает разрушать остатки того, что осталось от былой индустрии / На фото: Сталин у  ЗИС-115

Если Сталин создавал и развивал, то Путин неуклонно продолжает разрушать остатки того, что осталось от былой индустрии / На фото: Сталин у ЗИС-115

Но, скорее всего, в итоге приобретут “для изучения” несколько ненашенских лимузинов, у которых в итоге заменят шильдики. Во всю остальную “латынь” как-то не верится. Лично моё пожелание такое: сделайте президенту… электромобиль! Необычный, весь из себя экологичный, красивый — чтоб Обама и Меркель завидовали. Да так сделайте, чтобы результаты исследований можно было тиражировать на наших вазогазах! Вот на это денег было бы не жалко. Впрочем, сам не верю в то, что пишу…», — комментирует правительственное решение заведующий отделом спецпроектов журнала «За рулём» Михаил Колодочкин.

Причём задумка проекта автомобиля для президента — якобы современное исполнение сталинского автомобиля ЗИС-115. Лично моё мнение, что автомобиль похож скорее на «Бентли» с его массивными «округлыми» формами, чем на ЗИС.

Да и вообще, чувствуется, что власть пытается претендовать на некую «имперскую» преемственность. Я думаю, что «Вождь народов» был бы в шоке, увидев, что сделали с одной из самых промышленно развитых стран. Развалили так, что даже толком не знают, кому поручить выпуск новой правительственной машины. Сердце кровью обливается, если вспомнить какой большой ценой всё это было построено, сколько трудов рабочих и инженеров в это вложено .

Если Сталин создавал и развивал, то Путин неуклонно продолжает разрушать остатки того, что осталось от былой индустрии… Так что не надо никаких аналогий со сталинским ЗИСом.

«Ситуация с “отечественностью” главных автомобилей страны пошла по второму кругу с аккуратной разницей в 90 лет. Пересевший в 1994 году на Mercedes-Benz Ельцин отбросил позиции к 1906-му — тогда Николай II только-только начинал с “Мерседесов”. Проект “Кортеж”, стартовавший в 2013 году, чем-то напоминает ситуацию начала 20-х, когда начальник автобазы СНК товарищ Медведев монтировал кузова отечественного производства на шасси “Роллс-Ройсов” и “Нэпиров”. Если так пойдёт и дальше, к 2025-му у нас начнётся производство лимузина исключительно из российских комплектующих — так же, как и ЗИС-101 из советских. А к 2035 году мы создадим собственный броневик, как некогда ЗИС-115. За этим последует кабриолет.

Ну а после будем копировать американский дизайн и по мелочам внедрять иностранные комплектующие. И так вплоть до очередной пересадки на Mercedes-Benz… Колесо истории!» — считает автор журнала «За рулём» Иван Баранцев.

Путину нравится выставлять себя защитником рабочих, ведь за ним целый «УралВагонЗавод». А у меня есть предложение: почему бы, когда страна переживает кризис, не принять действительно волевое решение — и не пересадить «слуг народа»… на продукцию Волжского автозавода.

Сейчас цена на авто для чиновника начинается от 1,2 млн рублей, что довольно много. Я считаю, что цена автомобиля должна быть ниже, в пределах 250-450 тысяч рублей. Именно в этой ценовой категории находятся автомобили Тольятинского завода.

А самому президенту надо бы пересесть на электромобиль, переплюнув Олланда и Меркель. Не случайно же в 2014 году НАМИ приобрел за 1 евро у группы ОНЭКСИМ технологии, конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси гибридного «Ё-мобиля»…