2 февраля 2015

Михаил ДОБРОНРАВОВ. Из Ирака нас выдавили

Gentile-Cafone2Наткнулся недавно на запись в блоге военного журналиста Аркадия Бабченко: «Я понимаю смысл противостояния со всем миром, когда надо было входить в Ирак. Вот там реально надо было бодаться. Но из Ирака Россию сначала выдавили, а потом не впустили. Не совсем чтобы полностью, но почти. “Лукойл” разрабатывает там сейчас 50 скважин».

В Ираке «Лукойл» с 1997 года. И разрабатывает там месторождение Западная Курна-2.

Западная Курна-2 — одно из крупнейших нефтяных месторождений в мире, его запасы составляют около 14 млрд баррелей. «Лукойл» вошёл в этот проект в 1997-м, подписав контракт на разработку месторождения с министерством нефти Ирака. В последние месяцы режима Саддама Хусейна иракская администрация расторгнула контракт, обвинив российскую сторону в сотрудничестве с американцами и невыполнении договорённостей о начальных вложениях в размере $ 200 млн.

За время правления в США администрации Джорджа Буша-младшего российская компания так и не смогла вернуться в Ирак. Она смогла вернуть контракт лишь в 2010-м, причём ей пришлось бороться за актив на тендере. Партнёрами «Лукойла» по освоению проекта стали норвежская Statoil (18,75%, позже продала эту долю «Лукойлу») и иракская госкомпания North Oil Company (25%).

То есть после американского вторжения в Ирак в 2003 году российские компании были напрочь выдворены из Ирака, пока в США на смену администрации Джоржда Буша не пришла «демократическая» администрация Барака Обамы.

Сейчас у «Лукойла» 75% в проекте.

Американский солдат фотографируется с местной достопримечательностью - автомобилем ГАЗ

Американский солдат фотографируется с местной достопримечательностью — автомобилем ГАЗ

Контракт на разработку Западной Курны — сервисный, на 25 лет. Нефть месторождения принадлежит Ираку. Правительство страны платит оператору сервисную премию — $1,15 за баррель и возмещает себестоимость добытой нефти — $3 за баррель. Часть добытой нефти «Лукойл» будет получать в качестве вознаграждения, говорил президент компании Вагит Алекперов (его слова передавал «Интерфакс»).

Почему бы России было не побороться за влияние в Ираке вместо того, чтобы воевать за такой депрессивный район, как Донбасс?

Ведь Россия удовлетворила бы не только свои сырьевые интересы, но и могла бы экспортировать в Ирак и промышленную продукцию, в частности автомобили. Ведь известно, что автомобилестроение — «локомотив развития экономики», и поэтому показателю можно судить вообще о развитости страны.

Американские солдаты ведут бой, прикрываясь автомобилем российской "Волгой"

Американские солдаты ведут бой, прикрываясь автомобилем российской «Волгой»

Так, в 2001 году Горьковский автозавод подписал контракт с Министерством иностранных дел Саддама Хуссейна на сумму 44 млн евро. По контракту ГАЗ должен был поставить 5000 автомобилей «Волга 3110» для таксопарка Багдада. После вторжения в Ирак американцев ГАЗ с трудом добился выполнения иракской стороной обязательств по контракту и машины поставил. Но новая администрация объявила, что будет теперь ориентироваться на европейские автомобили.

В Ираке даже произошёл такой курьёз. В одну из машин автомобильной колонны украинских миротворцев, направлявшейся в Багдад, врезался местный автомобиль… «Волга 3110».

На данный момент Горьковский автозавод больше не производит легковые автомобили, как и большинство других советских флагманов автомобилестроения. Так, на территории знаменитого ЗиЛа время от времени случаются пожары, его цеха предназначены на снос ради строительства на их месте жилья, а от гигантского завода АЗЛК «Москвич» остались только цеха «Автофрамоса», где производят российский «Рено».