29 октября 2014

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ. Что же такое Беларусь для нас?

KatorСейчас многие, размышляя о белорусском менталитете, вспоминают так называемую «померковность», самые амёбные его составляющие, не вызывающие абсолютно никакой симпатии у человека хоть с какой-нибудь гражданской позицией.

Белорусские националисты, в свою очередь, сводят всю историю Беларуси к Великому княжеству Литовскому и «Белорусской народной республике» — квазигосударственному образованию, существовавшему на территории современной Беларуси в 1918 году. Как будто ничего и не было в нашей стране, кроме средневековья и попытки выстроить своё государство с «правильным» правительством и национальной символикой под оккупационными режимами.

Неужели белорусам больше нечего вспомнить? Достаточно трудно поверить, что в самом центре Европы располагается «остров невезения», где проживает целый народ, никогда не поднимавший головы в борьбе с несправедливостью. Можно сколько угодно вспоминать про такую черту белорусского менталитета, как терпимость, но переписать историю всё-таки не представляется возможным при всём желании. И если убрать из объективной реальности революционные страницы этой истории — может вообще ничего не остаться.

Что же так истерично пытаются спрятать и затушевать авторы учебников по истории? Что же такое Беларусь для нас, социалистов? Ведь это не только небольшой клочок земли рядом с Российской Федерацией.

Беларусь для нас — это герой восстания 1863 года Кастусь Калиновский. Беларусь — это первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии в Минске. Беларусь — это основатель белорусского отделения РСДРП, Александр Червяков. Беларусь — это героическая история партизанского движения во времена Великой Отечественной войны. Беларусь — это поэтесса Алоиза Пашкевич, участница Белорусской социалистической громады. Беларусь — это Максим Танк, поэт и организатор комсомольского подполья в Западной Беларуси. Кстати, народоволец Игнатий Гриневицкий, убивший царя Александра II, тоже был уроженцем Бобруйского уезда Минской губернии. И это далеко не все примеры.

Думаю, что нецелесообразно говорить о том, что терпимость — единственное и основное качество белорусского народа. Как видите, история Беларуси богата революционными эпизодами, которые вполне могут вдохновлять современных борцов за социальную справедливость. Надеюсь, что в будущем страницы этой книги будут дополнены и не раз.