27 октября 2014

Максим КОВАЛЁВ. Будущее за альтруистическими ценностями

Kovalev-MНа волне моего тесного знакомства с членами коммунистической партии, я серьёзно задумался о левых идеологиях: социализме, анархизме, коммунизме, заинтересовался идеями, которые они в себе несут. К сожалению, в данный момент любая левая идеология чаще всего представляется как что-то плохое, пережиток Советского Союза, авторитарных режимов, диктатуры.

В 70-х годах положение немного исправилось, появились новые левые, широко начал развиваться пацифизм, движение хиппи, а песня “Imagine” Джона Леннона стала своеобразным гимном того времени. Но, к сожалению, приверженцы этих идей были далеко не идеалами. Чаще всего эти люди ввели асоциальный образ жизни, нигде не работали, употребляли наркотики. К тому же тогда шла Холодная война, и любая левая идея воспринималась обывателями как что-то плохое.

Позже американский философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма напишет свой бестселлер «Конец истории», который провозгласит победу либерализма и сферы услуг. Но так ли это? Действительно ли социализм умер и невозможен в современных реалиях, раз даже Китай использует рыночные методы регулирования экономики?

Либерализм принёс с собой эпоху потребления. Обратим внимание на современный кинематограф, как например известный фильмы с Леонардо ди Каприо «Волк с Уолт Стрит», «Великий Гетсби». Что они показывают? Что успешный и счастливый человек — это тот, который имеет большой дом, дорогую машину, яхту… Посмотрим на жителей Северной Америки, Европы, стран СНГ — какие у них приоритеты? Счёт в банке, машина, квартира — грубо говоря, материальные ценности. Развивается индивидуализм, когда каждый сам себя, и стали популярны лозунги «Помоги себе сам», «Человек человеку волк».

Социализм же старался построить государство благосостояния, общество коллективизма и взаимопомощи — и тут, быть может, под влиянием известного мыслителя Николая Бердяева, я увидел аналогии с христианством: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Смысл этой фразы заключается во взаимопомощи друг другу, поддержке, особенно в те моменты, когда человек находится в беде, или просто не может обеспечить себе достойный уровень существования.

При капиталистическом (или том же либеральном) обществе, согласно Марксу, происходит всё наоборот. Посмотрим на Африку: веками «белые люди» разграбляли этот континент, опустошали его ресурсы, и что в результате? Жители Африки оказались брошенными. В сводках СМИ я читаю, как миссионеры погибают там, неся Евангелие. Как врачи-волонтёры могли бы зарабатывать у себя дома тысячи долларов, но лечат африканских детей почти за бесценок. Почему же государства, ранее эксплуатировавшие материк, молчат? Где любовь к ближнему?

«Потребление» по древне/церковнославянски значит «гибель». В связи с этим  «общество потребления» можно понимать  как «общество гибели»

«Потребление» по древне/церковнославянски значит «гибель». В связи с этим «общество потребления» можно понимать как «общество гибели»

У нас хватает денег что летать на Марс, отправлять спутники в Космос. Но это ли должно быть в приоритете? Как мы можем тратить сотни тонн воды на поливку лужаек для гольфа, когда в той же Эфиопии её не хватает? Оставим Африку, возьмём тот же Китай — огромное количество чужих производителей, например, самая дорогая в мире кампания Apple имеет именно там свои заводы. А почему? Дешёвая рабочая сила, готовая работать сутки напролёт. Корпорации думают не о благосостоянии народа, а о собственной прибыли. Даже если взять само китайское государство — самая крепкая экономика мира, огромный ВВП, Китай составляет в конкуренцию сверхдержавам, но как живёт народ? Социальные программы были принесены в жертву экономическому росту и престижу на международной арене.

Маркс и Энгельс говорили «Пролетарии всех страх, соединяйтесь». Интернационал подразумевал объедение всех рабочих, всех стран в единое государственное образование, единое классовое общество, которое станет позже бесклассовым — и тут мне приходит на ум слова «Да будет всё едино» (Иоанн 17:21). И ведь идея схожа, ведь все мы люди, все одинаковы, все равны, так имеет ли смысл прятаться друг от друга за границами государств, флагами? Может, хватит работать только на благо себя, семьи, государства, а имеет смысл мыслить космополитично?

Я не имею в виду, что это плохо, жить в хорошей квартире, иметь машину, но что значит твоя роскошь, когда твоему соседу нечего поставить на стол сегодня вечером? Тут же приходит на ум Папа Франциск, который мог бы жить в Апостольском дворце, но живёт в скромной двухкомнатной квартире. Хотелось бы показать на «окна жизни», которые открыли в Польше Орден Пресвятой семьи из Назарета, давая брошенным новорождённым шанс на жизнь.

Что же нужно, чтобы люди задумались о ближнем, что в принципе начали к чему-то двигаться? Известный японский писатель Кисимото Масаси как-то написал, что мир ещё ребёнок, и чтобы повзрослеть, он должен испытать боль. И в этом есть смысл. Я два раза бывал на Украине до Майдана, и один раз после него. И знаете, люди поменялись. Да, им сейчас тяжело, страну разрывают противоречия и гражданская война, но у людей появился свет в глазах, надежда. Победив на Майдане, похоронив тысячи человек, убитых на востоке страны, украинцы осознали, что они могут бороться за свои интересы. У них появилась идея, а главное — забота о ближнем, какая-то особая доброта. В России меня не встречали так, как на Украине: «О, ты из Беларуси? Круто! Молодец что приехал, давай обнимемся, брат». Когда понимаешь, что твоего друга завтра может не быть в живых, начинаешь по другому к нему относится, вообще — ко всем людям.

Если рассуждать с помощью историй из Библии, то нужно вспомнить Моисея, ведь он тоже фактически устроил революцию, и еврейский народ через боль, унижение и борьбу познал, что же такое истинная свобода.

Однако возможен ли мир без революций и боли? Латинская пословица гласит «Хочешь мира — готовься к войне»… Но я считаю, что возможен. Конечно, это медлительный, трудоёмкий процесс, но пример заразителен, и творя добро, живя альтруистическими ценностями, когда-нибудь в будущем удастся построить общество, построенное на принципах взаимопомощи, братства, равенства.