13 марта 2014

Дмитрий ЖВАНИЯ. На украинском фронте в одном окопе с настоящими левыми

Jvania-Oranienbaum (57)«Іронія долі. Країна, яка перемогла германський нацизм у ХХ столітті, сама перейняла майже усі його ознаки у столітті ХХІ. Вождізм, мілітаризм, шовінізм, імперіалізм, агресивна державна пропаганда, засилля клерікалізму, псевдополітичне сектантство, розповсюдження псевдоязичництва та радикального націоналізму, вже стали візитною карткою сучасної Росії, або точніше сказати, нової Російської Імперії. Як держава, що веде загарбницьку війну і дозволяє проводити в центрі столиці нацистські марші, може виступати борцем із фашизмом в іншій країні?!», — удивляются активисты Национал-коммунистического фронта Украины. Надеюсь, что их текст переводить не нужно. В последнее время даже самые принципиальные русскоязычные стали понимать украинский язык. Это не очень сложно. Было бы желание.

В России образовался мощный антиукраинский хор во главе с дирижёром Путиным. В этом хоре то Лимонов начинает солировать, то Милонов задаёт петуха, то Миронов, то какой-нибудь мрачный баран из КПРФ, то Рамзан Кадыров. Путин очень доволен — его рейтинг зашкаливает. Обыватель забыл обо всём на свете — не обратил даже внимание на амнистию проворовавшегося бывшего министра обороны Сердюкова. Обыватель жаждет покорения Крыма, где, как его проинформировали, русские нуждаются в защите. Есть места, где русские действительно нуждаются в защите. Уже много лет в Ставрополье русским просто опасно жить. Их выгоняют из домов переселенцы из Чечни. И никто русских людей в Ставрополье не защищает, не ставит на место зарвавшихся чеченцев, чтобы не ругаться с нашим главным патриотом — Рамзаном Кадыровым. Не сладко живётся русским в Средней Азии. За последние 20 лет только из Киргизии убежали 600 тысяч русских. На момент развала СССР в Киргизии жило больше 900 тысяч русских, а сейчас — 300 с копейками. И всем наплевать. Те русские, которые приезжают в Россию с киргизскими паспортами, проходят здесь через те же круги ада, что и «этнически чуждые мигранты». Историческая Родина показывает им наглое и чиновничье рыло и не принимает их. Но надо ли об этом беспокоиться, если в Украине хозяйничают «бандеровцы-фашисты»?

«Вот никогда не думала, что буду жалеть о том, что защищали Лимонова, за что получила свою двушечку. И вот — после того, как господин Лимонов слился в едином ликовании с “Местными”, ощущаю некое недоумение», — записала оппозиционерка Елена Боровская, девушка с татуировкой лимонки на плече, когда узнала, что российский триколор над зданием харьковской администрации водрузил шустрый член кремлёвских «Местных» Михаил Чуприков. Напомню, что 13 апреля 2006 года Боровская с группой национал-большевиков отбивала нападение сорока «Местных» на Лимонова у Таганского суда. Как итог: семерых членов партии арестовали.

Забавно видеть «акции солидарности с нашими украинскими братьями» и акции за «русский Крым»: имперские знамёна, триколоры, красные стяги, флаги с лимонкой в белом круге, православные хоругви, портреты Сталина и Путина, иконы, ряженые казаки, сбрендившие бабушки и наци-панки

Забавно видеть «акции солидарности с нашими украинскими братьями» и акции за «русский Крым»: имперские знамёна, триколоры, красные стяги, флаги с лимонкой в белом круге, православные хоругви, портреты Сталина и Путина, иконы, ряженые казаки, сбрендившие бабушки и наци-панки

Да, забавно видеть «акции солидарности с нашими украинскими братьями» и акции за «русский Крым»: имперские знамёна, триколоры, красные стяги, флаги с лимонкой в белом круге, православные хоругви, портреты Сталина и Путина, иконы, ряженые казаки, сбрендившие бабушки и наци-панки, изречение Александра III об армии и флоте как о единственных союзниках России. Согласен, что антивоенная либеральная массовка тоже выглядит не слишком привлекательно. Это — путинская Россия. Это — полная деградация российского политического пространства. Дальше вырождаться просто некуда. Поэтому есть надежда на то, что вся эта дрянь скоро сгинет и в нашей стране начнёт формироваться реальная политическая культура, где форма совпадает с содержанием.

Понятно, что переубедить кого-либо в той компании, что призывает к расправе с украинскими «бандерлогами», нельзя. Уровень идиотизма этой аудитории сильно зашкаливает. Тем не менее нельзя не признать, что некоторые левые активисты сейчас растеряны. В одной компании с казаками и наци-панками они маршировать не хотят, но и революцию на Украине поддерживать опасаются из-за того, что в её авангарде находятся правые радикалы. Это текст написан специально для них — для сомневающихся.

Давайте вспомним учение Ленина о национальном вопросе. Начнём с того, что большевистская партия всегда признавала право угнетённых народов на самоопределение, вплоть до государственного отделения. Ленин доказывал: если рабочие метрополий не признают право угнетенных наций на самоопределение, вплоть до полного отделения от угнетающего государства, их интернационализм «останётся пустым и словесным; ни доверие, ни классовая солидарность между рабочими угнетённой и угнетающей нации невозможны». То обстоятельство, что борьба угнетённого народа за национальное освобождение «против одной империалистической державы может быть, при известных условиях, использована другой «великой» державой в её одинаково империалистических целях», не должно заставить социалистов отказаться от признания права на самоопределения наций («Социалистическая революция и право наций на самоопределение». 1916). Нынешние же коммунисты только и занимаются тем, что подсчитывают, сколько тысяч (или миллионов) долларов получил Майдан от Госдепа.

Сталин — этот большевик заслуживает чего угодно, но только не обвинений в либерализме — писал в статье «Как понимает социал-демократия национальный вопрос» (1904): поскольку царское правительство «притесняет и душит “чужие” национальности России» и тем самым «развращает и подвергает опасным испытаниям классовое самосознание российского пролетариата», российские социалисты обязаны «всегда и везде» защищать от полицейского насилия самодержавия «не только полезные, но даже бесполезные учреждения этих национальностей», ибо «только сами национальности имеют право уничтожать или развивать те или другие стороны своей национальной культуры».

"Политический постмодернизм" путинской России - полная деградация российского политического пространства

«Политический постмодернизм» путинской России — полная деградация российского политического пространства

В работе «Марксизм и национальный вопрос» (1913) Сталин призывал социалистов вести «агитацию против вредных обычаев и учреждений нации с тем, чтобы дать возможность трудящимся слоям данной нации освободиться от них»: «Нация суверенна, и все нации равноправны. Это, конечно, не значит, что социал-демократия будет отстаивать любое требование нации. Нация имеет право вернуться даже к старым порядкам, но это ещё не значит, что социал-демократия подпишется под таким постановлением того или иного учреждения данной нации». Однако ни одни большевик не стал бы солидаризоваться с полицейской операцией государства, направленной против национального движения, желающего вернуться к «старым порядкам» с «вредными обычаями и учреждениями».

Согласно ленинской теории империализма, мир расколот на два антагонистических лагеря: на лагерь «великих держав», угнетающих и эксплуатирующих громадное большинство населения земного шара, и лагерь угнетённых народов колоний и зависимых стран, составляющих это большинство. Соответственно, коммунисты должны поддерживать все национальные движения, направленные против общего врага — империализма.

Большевики не стеснялись проявить солидарность даже самыми «нецивилизованными» национально-освободительными движениями. «Революционный характер национального движения в обстановке империалистического гнёта вовсе не предполагает обязательного наличия пролетарских элементов в движении, наличия революционной или республиканской программы», — разъяснял Сталин в одной из лекций «Об основах ленинизма», прочитанной в апреле 1924 года в Свердловском университете. Это положение Сталин проиллюстрировал несколькими примерами: «Борьба афганского эмира за независимость Афганистана является объективно революционной борьбой, несмотря на монархический образ взгляда эмира и его сподвижников, ибо она ослабляет, разлагает, подтачивает империализм… Борьба египетских купцов и буржуазных интеллигентов за независимость Египта является, по тем же причинам, борьбой объективно революционной, несмотря на буржуазное происхождение и буржуазное звание лидеров египетского национального движения, несмотря на то, что они против социализма». В то время как «борьба английского рабочего правительства за сохранение Египта является борьбой реакционной, несмотря на пролетарское происхождение и пролетарское звание членов этого правительства, несмотря на то, что они «за» социализм». Должен ли сейчас смущать наследников большевиков-ленинцев тот факт, что на Майдане не жалуют червонный прапор?

Что касается политики большевиков на Украине, то она получила название «украинизация». После установления советской власти на Украине было объявлено о равноправии русского и украинского языков. Кстати говоря, во время гражданской войны большевиков поддержали национал-коммунистические партии боротьбистов (с которой нынешняя организация «Боротьба» не имеет ничего общего) и укепистов, затем они слились с большевистской партией. В апреле 1923 года XII съезд РКП(б) объявил «коренизацию» официальным курсом партии в национальном вопросе. В том же месяце VII конференция КП(б)У заявила о политике «украинизации», что украинские ЦИК и Совнарком сразу же оформили декретами об украинизации госструктур и предприятий. Украинизации отныне подлежали служащие всех учреждений и предприятий, вплоть до уборщиц и дворников.

Курсы по украинскому языку и культуре были ежедневными и занимали два часа в день после работы, причём отстающие сами оплачивали обучение, эти курсы были пятимесячными для тех, кто не знал украинского языка и 3-месячными для тех, кому было нужно улучшить знания языка и культуры. Те, кто не желал украинизироваться, увольнялись с работы. Проверку на предприятиях принимала комиссия из представителей власти, профсоюзных и партийных органов, отделов Укрликбеза и преподавателей украинского языка.

О такой революционной украинизации, как большевистская, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош даже и не мечтает, заявляя лишь о «постепенной украинизации» / На фото - Киев 30-е годы

О такой революционной украинизации, как большевистская, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош даже и не мечтает, заявляя лишь о «постепенной украинизации» / На фото — Киев 30-е годы

В 1927-м наркомом просвещения УССР был назначен Николай Скрыпник, старый друг Ленина. В интервью парижским «Українським вістям» Скрыпник об украинизации заявил следующее: «Украина является самостоятельным членом Союза Советских Республик. Украинизация проводилась и будет проводиться самыми решительными мерами… Тот, кто это не понимает или не хочет понимать, не может не рассматриваться правительством как контрреволюционер и сознательный либо несознательный враг советской власти». Секретарь КПУ поляк Станислав Косиор призывал коммунистов: «На собраниях, заседаниях, при встречах с товарищами говорите только по-украински!»

О такой революционной украинизации, как большевистская, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош даже и не мечтает, заявляя лишь о «постепенной украинизации». Русский язык как обязательный предмет был введён в украинских школах лишь в 1938-м, но это «послабление» вовсе не означало отказа от украинизации. Большевики не убивали на Украине людей лишь только за то, что они украинцы. «Причина смерти — украинец» — это описка голодного писца, заполнявшего свидетельства о смерти во время голодомора, и ничего более. Другое дело — террор против населения Западной Украины в 1940-м и после войны. Но этот террор имел политический, а не национальный характер, что, конечно, не оправдывает его.

Украинские националисты не хотят признавать, что Украина в её нынешних границах сложилась при советской власти. Тем не менее — это так. Это такая ирония судьбы. Вряд ли бы Степан Бандера, выходец из греко-католической семьи, сумел объединить все украинские земли — от Львова до Луганска, от Чернигова до Николаева. Но это вовсе не значит, что из-за этого украинцы не имеют права на создание своего собственного национального государства.

Украинская революция имеет ярко выраженный национальный характер. Это видно по её лозунгам и по её эстетике. Мечта украинцев о собственном национальном государстве разбивалась то об одно, то о другое. Землю Украины разрывали на части империи. Российская империя в том числе. И каждый российский левый, если он левый, который придерживается большевистской стратегии в национальном вопросе, а не имперский подпевала, обязан если не поддержать, то понять стремление народа Украины создать своё государство.

Я на стороне украинской революции по другим причинам — не исходя из ленинского понимания национального вопроса. Но я бы очень хотел оказаться сейчас на украинском фронте в одном окопе с настоящими левыми.