18 октября 2013

Диана ВИХРЕВА. Бирюлёво — точка отсчёта новой русской революции

Vikhreva-DТакие события, как бирюлёвский бунт, нужно подвергать анализу, когда уже немного рассеется дым над водой. Первые «оценки» интеллигентской публики были похожи на невразумительную и несвязную болтовню истерической дамы в припадке. Давайте же попробуем успокоиться и порассуждать на эту тему без платков и валерьянки.

Бунт

Хронику событий мы прекрасно знаем. Что же случилось в Бирюлёво по существу? Давайте представим себе обычный московский спальный район. Чуть-чуть воображения, это просто. Район отрезан от центра и будто застрял где-то в 90-х. Полиция коррумпирована и работает на бандитов. Бандиты «держат» район, и так уж сложилось, что, как и во многих районах Москвы, это граждане стран содружества, а вовсе не «русская мафия». Простые жители Бирюлёво привыкли, что «понаехавшие» считают себя хозяевами этой земли, так как имеют протекцию в органах власти. Материал в «СиП» от имени обычного жителя Бирюлёво проливает свет на причины. Бирюлёво — это убийства, грабежи, дискриминация. И искать защиты не у кого. Нельзя это утверждать, но давайте представим: овощебаза как крупнейший центр для проворачивания чёрного нала. Это не доказано в суде, но жители Бирюлёво знают об этом.

Поэтому, когда в очередной раз убивают невинного, они, не задумываясь, идут громить овощебазу. Жители Бирюлёво не могут знать, связан ли с ней убийца Егора Щербакова: некогда думать. Но они знают, что всё зло в их районе — с овощебазы. Они знают, что заправляет ею этническая преступная группировка. И единственное, чего они хотят, — справедливости. И той же свободы, что и люди с Болотной, но в более конкретном приложении. Свободы ходить без ножа по тёмной улице. Свободы и спокойствия.

Требование свободы вылилось в кровь и разбой. Впрочем, какие инструменты были у рассерженных горожан, чтобы решить проблему, но не выйти из легитимного поля?

Требование свободы вылилось в кровь и разбой. Впрочем, какие инструменты были у рассерженных горожан, чтобы решить проблему, но не выйти из легитимного поля?

Требование свободы вылилось в кровь и разбой. Впрочем, какие инструменты были у рассерженных горожан, чтобы решить проблему, но не выйти из легитимного поля? В нынешней российской ситуации трудно дать конкретный внятный ответ.

Надо понимать, что жители Бирюлёво решились на отчаянный шаг. Устроив погром, они убили двух зайцев: вынесли свою проблему на федеральный уровень, добившись бума в СМИ (как раз об этом они думали, выходя на улицы), и совершили акт уличного правосудия, тогда как правосудие государственное стало вымышленным понятием.

Больше молчать о национальном вопросе и этнической преступности, кажется, не получится. Бунт свершился. Дальше — политика.

Политика

Любители ворочать языком на политические темы уже не первый год твердят о том, что оппозиции нужно единство. Звучит, как шутка: в противовес «Единой России» нужно поставить «Единую оппозицию». Конечно, это здоровое желание: все политические силы оппозиционного толка объединяет… ну, хотя бы протест. Требование честности и свободы как для политических процессов, так и для каждого гражданина в отдельности. Однако объединиться так ни разу и не вышло. Не к ночи помянутый Координационный Совет оппозиции, который должен был, прежде всего, выполнить консолидирующую функцию, сейчас напоминает смесь дворовых посиделок с пленумами ЦК КПСС: первое — своими склоками, второе — отсутствием внятных результатов деятельности и реальной повестки.

Но настоящая трещина появилась после бирюлёвских событий. В чём это выразилось? В полярности оценок ситуации разными политическими силами (или разными политическими слабостями, прошу прощения за каламбур).

Жители Бирюлёво решились на отчаянный шаг. Устроив погром, они убили двух зайцев: вынесли свою проблему на федеральный уровень, добившись бума в СМИ (как раз об этом они думали, выходя на улицы), и совершили акт уличного правосудия

Как ни оценивай прошедшие события (в фактическом и политическом смыслах), ясно одно: Бирюлёво показало «взрывной» потенциал недовольства российского населения

После анализа реакции в сети на события в Бирюлёво можно сделать один главный вывод: то, что произошло, либо очень хорошо, либо очень плохо. Звучали вопли либо националистов, либо либералов & Ко. О реакции националистов и говорить нечего: это пафосное возмущение «Доколе!» с ехидным подмигиванием, мол, это только начало. Что же касается либеральных «сливок», то кроме недоумения с лёгким оттенком отвращения их реакция не может вызвать ничего. Твиттер разорвало. «282!» — кричат сторонники прав и свобод. «Расстрэлять!» — эхом возвращаются слова давно покойного никак не либерала товарища Сталина. Для Ксении Собчак и иже с нею произошло следующее: конечно же, провокаторы-националисты (без них народ ни на что, конечно же, не способен) пустили волну, и крушить «Бирюзу» и овощебазу вышли не то чтобы люди (свободу и позицию которых мы с такой жадностью защищаем, ага), а БЫДЛО. Поэтому, пожалуйста, любимый СК РФ, позаботьтесь о смутьянах и выпишите им, ради бога, статью 282!

Конечно, Ксении Собчак и Максиму Кацу, заседающим в элитных заведениях и попивающим кофе за 30 долларов, не то чтобы сложно понять произошедшее — невозможно. Вполне вероятно, они и не бывали никогда в Бирюлёво. Они не могут и представить жизнь людей там. Очевидно, те, кто называют себя либералами, делят население России на своих (люди с Болотной) и чужих (например, из Бирюлёво). Но если вы берётесь отстаивать права и интересы населения, то какое право вы имеете фильтровать его на достойных вашей защиты и недостойных? Почему кто-то должен получать блага и поддержку, а кто-то — 282 и порицание?

Всем нужно просто успокоиться и проговорить вслух, не боясь и не лукавя, что национальную политику пора реформировать. Внятная позиция по этому скользкому вопросу должна быть у всех, не только у националистов. Иначе именно эта сила, итак растущая и набирающая популярность, станет главной выразительницей идей народа.

Революция

Как ни оценивай прошедшие события (в фактическом и политическом смыслах), ясно одно: Бирюлёво показало «взрывной» потенциал недовольства российского населения.

Жители Бирюлёво решились на отчаянный шаг. Устроив погром, они убили двух зайцев: вынесли свою проблему на федеральный уровень, добившись бума в СМИ (как раз об этом они думали, выходя на улицы), и совершили акт уличного правосудия

Жители Бирюлёво решились на отчаянный шаг. Устроив погром, они убили двух зайцев: вынесли свою проблему на федеральный уровень, добившись бума в СМИ (как раз об этом они думали, выходя на улицы), и совершили акт уличного правосудия

На это можно возразить, что мало говорить о потенциале, не обозначая его причины. «Межэтническая рознь» — недовольно скажут высокоморальные поборники равенства и братства. Но разве только в этом дело? Бунт в Бирюлёво — это акт, спровоцированный целым клубком причин. Если задуматься, внутри каждого из нас своё маленькое «Бирюлёво».

Начнём с очевидного: да, действительно людей не устраивает национальная политика государства. Сходите в «толпу», послушайте, о чём говорят: введение визового режима со странами Средней Азии. То самое, за что сейчас собирает подписи дальновидный Алексей Навальный.

Нельзя требовать от нации мультикультурных настроений. Нация на инстинктивном и архетипическом уровнях хочет утверждения собственной идентичности. Это естественно. Многие готовы принимать иммигрантов, но не как новых хозяев земли, а как гостей. Вопрос трудный, но его, по крайней мере, нужно задавать, а не замалчивать, как делают сейчас абсолютно все, кроме националистов.

Второй момент: недовольство собственным бесправием. «Искать защиту у полиции бессмысленно, поэтому мы восстановим справедливость сами» — эта мысль сквозит в действиях жителей Бирюлёво. Им приходится решать проблему самостоятельно, ведь они прекрасно знают, что им никто не поможет. Коррумпированная полиция, коррумпированные чиновники и абсолютно бесправное население. Если им не дают прав, они решили взять их силой.

Третий момент: недовольство уровнем жизни и отсутствием возможности поднять его в легальном поле. Ведь владельцы овощебазы, как утверждают бирюлёвцы, — преступная этногруппировка, располагающая мощным административным ресурсом. На простом народе наживаются незаконно — вот что вызывает гнев местных жителей. Противоборство: бедные против богатых, честные против бандитов — классическая схема вызревания бунта. Поэтому события в Бирюлёво — это ещё и нео-классовая борьба в современном российском контексте.

Совокупность этих трёх важнейших составляющих уже говорит о том, что это не борьба с «понаехавшими». Это борьба с системой. С режимом. С властью. Не вполне ещё осознанная и стихийная и, возможно, только это и спасает пока существующий режим.

Теперь становится понятно, откуда может вызреть новая революция в России. Когда люди, не боясь ответственности, выходят на улицы и крушат всё, что видят, значит, терпению их пришёл конец.

Если мы хотим не допустить кровавый сценарий, нужно отвечать на требования людей. Эти требования кажутся размытыми? Хорошо, но их размыло кровью. Так сколько можно ждать? И сколько ещё можно брезгливо морщиться?

  • Citizen

    «Если мы хотим не допустить кровавый сценарий, нужно отвечать на требования людей.»
    «мы» нужно заменить на «власть».
    «Но если вы берётесь отстаивать права и интересы населения, то какое право вы имеете фильтровать его на достойных вашей защиты и недостойных? Почему кто-то должен получать блага и поддержку, а кто-то — 282 и порицание?»
    какое право? уголовное. в действиях болотной не было ничего преступного, в действиях бирюлёвцев — при всём понимании — межнациональная рознь и беспорядки. 2 статьи минимум.
    что касается собчак — она тоже может ошибаться)
    мне думается, что до тех пор, пока полиция не перестанет отсасывать за бабло у главных дагов-торгашей, до тех пор такие бунты необходимы, как бы страшно это не звучало. толерантность толерантностью, но безнаказанность побудит их звереть ещё больше, а зига на фоне берёзки — залог гармонии)
    в облагорожение полиции верить не приходится. снимут колокольцева, поставят балабольцева, ничего не изменится. как-то так.