6 августа 2013

Леонид ИЛЬДЕРКИН. Красное знамя над Карпатами

Как прошёл молодёжный поход по местам партизанского рейда Сидора Ковпака

Ilderkin2-1Наши дни трудно оценить однозначно. Что скажут историки будущего об Украине 10-х годов ХХІ века? Мутноватая эпоха. Вернее, эпоха, скажем так, без особой привлекательности. Вроде бы, мирная жизнь, а потери страны сопоставимы с ущербом от гражданской войны или от иноземного нашествия. Вроде бы «свобода» и «демократия», а попробуй обычный гражданин повлиять на власть толстосумов и их обслуги? Вот так и живём, в усредненной серости массовой «культуры», служащей только чистогану, выращивающей в своих потребителях низменные вкусы, потребности, желания.

На основе чего нынешней молодёжи формировать идеалы? Кого брать в качестве  примеров? Нам с гипнотизирующих телеэкранов предлагают конечно же, без проблем, пожалуйста, вот: Человек-паук, Бэтмен, Терминатор, Трансформер, кто ещё? А, ну да, сериалы про бандитов или про полицейских, плюс бесконечные шоу талантов. Да ещё футбол там, бокс за деньги. Коммерция. Примеры для подражания в рыночную эпоху, где товаром становится всё — место, время, труд, мысль, «тела и души», как говорил ещё Иоанн, автор библейского «Откровения».

Итак, на каких примерах воспитаем новое поколение? А нужно ли рыночной эпохе воспитание? Ей нужен послушный потребитель, «сложивший свою голову в телеэкран» или в интернет, где ему умело «впарят» незамысловатую туфту и главное, чтобы по кредитам расплачивался, не спрыгнул с иглы потребления, был на коротком поводке у кредиторов и инвесторов.

Такая вот эпоха. Такое оно — рыночное «счастье», свобода и демократия, в безумной пляске вокруг золотого тельца. «Погодите, а разве может быть по-другому?», — спросят нас. Ведь всё измеряется в этой жизни только мерой прибыли, рентабельностью, конкурентной ценностью. Да. В «этой» жизни — да. В «этом» мире. В таком мире, в котором очутилась Украина ХХІ века. Однако мы знаем и об иной жизни, ином мире. Мы знаем об иных ценностях и иных героях. Один из таких героев сегодня для нас по-особому дорог.

В эти летние месяцы 2013 года мы вспоминаем подвиг партизан соединения Сидора Ковпака, украинских партизан-коммунистов и беспартийных, совершивших беспримерный в военной истории боевой поход в тылу озверевшего врага. К удивлению многих сегодня, их вёл не коммерческий интерес, и они служили не по контракту.

***

В эти летние месяцы 2013 года мы вспоминаем подвиг партизан соединения Сидора Ковпака, украинских партизан-коммунистов и беспартийных, совершивших беспримерный в военной истории боевой поход в тылу немецких оккупантов

В эти летние месяцы 2013 года мы вспоминаем подвиг партизан соединения Сидора Ковпака, украинских партизан-коммунистов и беспартийных, совершивших беспримерный в военной истории боевой поход в тылу немецких оккупантов

100-дневный и 2000-километровый партизанский рейд многонационального Сумского партизанского соединения, в составе Путивльского партизанского отряда и групп белорусских партизан под руководством Сидора Артемьевича Ковпака из Беларуси в Карпаты по территории Правобережной Украины, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, вошёл в методические пособия и наставления по ведению партизанской войны, изучается военными историками всего мира.

В своих мемуарах  никто из партизанских лидеров не пишет, какие конкретно задачи ставились перед партизанами. Можно сделать вывод, что основной задачей партизан под руководством Ковпака было уничтожение всех нефтяных промыслов, расположенных в районе Борислава и Дрогобыча. Однако не исключено, что главная задача Карпатского рейда, как и других партизанских рейдов 1943-1944 года, всё же была пропагандистская — создать чувство «вездесущности» советской власти и её постоянного присутствия даже на оккупированных фашистами территориях, а, кроме того, напомнить о неизбежном возвращении коммунистов на эти земли и неотвратимом наказании всех пособников и помощников фашистов.

Начало Карпатского рейда партизан Сидора Ковпака можно указать с точностью буквально до часа — 12 июня 1943 года, 18:00, от села Милошевичи на украино-белорусской границе (север Житомирщины) в Карпаты отправились 1517 бойцов. Артиллерия соединения состояла из двух 76- и пяти 45-миллиметровых пушек, несколько миномётов разного калибра. Телеги партизан были перегружены взрывчаткой и боеприпасами.

Обойдя Ровно с запада, Ковпак резко повернул на юг, пройдя через всю Тернопольщину. В ночь на 16 июля партизаны переправились через Днестр по мосту севернее Галича и вошли в горы. И уже вечером того же дня немцы, около 60 тысяч солдат, — блокировали соединение в горном участке радиусом 8–10 кв. км. Две недели Ковпак маневрировал по горам, прорывая одно окружение за другим, а было их свыше 20. За это время соединение потеряло всё тяжёлое оружие, обоз и конный состав — как ездовых, так и кавалерийских коней, часть из которых партизаны просто съели по причине голода. При возвращении из карпатского рейда Ковпак, чтобы оторваться от преследования карателей, временно вообще запретил радиопередачи. Их возобновили, когда немцы потеряли след соединения.

Датой окончания рейда можно считать 21 октября 1943 года. Тогда Ковпак подписал свой отчёт о рейде для Украинского штаба партизанского движения.

Потенциальная угроза от рейда в Карпаты для немецко-фашистской власти была такова, что 8-я кавалерийская дивизия СС «Флориан Гайер», в полном составе и с техникой, была в срочном порядке переброшена с фронта в места предполагаемого появления партизан Ковпака. По разным оценкам, в ходе рейда было уничтожено от 13 до 17 фашистских гарнизонов, и убито от трёх до пяти тысяч немецких солдат и офицеров. Также, партизаны надолго вывели из строя железнодорожный узел Тернополь, существенно затруднив переброску войск под Курск, в самый разгар Курской битвы, за четыре дня до Сражения под Прохоровкой.

По оценкам Украинского штаба партизанского движения, Карпатский рейд оказался «самым блестящим рейдом из всех, совершённых партизанами Украины».

Объединение «Боротьба» чтит память героев-коммунистов, народных героев. Их пример вдохновляет сегодня новое поколение патриотов. Эта память жива и её не вытравило прошедшее мрачное двадцатилетие истеричной антикоммунистической травли, нацеленной против великой и славной истории нашей Советской Украины. Нынешние «хозяева жизни» — вампиры-карлики, марионетки своих заокеанских боссов, брызжут слюной в бессильной злобе, пытаясь очернить великие подвиги и свершения украинского советского народа.

Они, разрушители нашей Родины, ненасытно пьющие кровь украинских трудящихся, прекрасно понимают, насколько бесславно и ничтожно всё время, прожитое Украиной под ярмом капитала с 1991 года. Они, распродающие Родину направо и налево за ломанный грош и понюшку кокаина, больше всего боятся, что угнётенные массы Украины вдохновятся великим примером наших славных дедов и прадедов и сметут осатаневших кровопийц с нашей священной земли.

Продолжение следует

  • Андрей

    Отличная статья!