26 февраля 2013

Андрей ПЕСОЦКИЙ. Отравленная олимпиада

Пока продвинутая общественность подсчитывает размеры наворованного во время подготовки сочинской олимпиады, где счёт идёт на десятки миллиардов евро, остаётся практически без внимания тот факт, что главным продуктовым спонсором «Сочи-2014» станет не кто иной, как пресловутый “McDonald’s”. Таким образом, основное мировое спортивное мероприятие будет совмещено с пропагандой ожирения. 

То, что низкопробный фастфуд стал спонсором крупнейшего мирового спортивного мероприятия, заслуга не российских властных коррупционеров, которых не клеймит позором уже только ленивый, а Международного олимпийского комитета, ответственного за определение формата олимпийских игр. Естественно, «Макдак» не является воплощением вселенского зла, хотя некоторые романтичные антиглобалисты выбирают этот бренд в качестве основного объекта своих нападок. Тем не менее, факты говорят сами за себя. Во-первых, “McDonald’s” — всё же один из символов олигархической глобализации, проникший во все уголки земного шара. Во-вторых, еда в «Макдаке» действительно вредная и ведёт к избыточному весу. Справедливости ради скажем, что конкуренты этого фастфуда, всевозможные KFC и “Burger King”, ничем не лучше. Они даже похожи, как братья-близнецы.

В 2004 году американский режиссёр Морган Сперлок снял фильм «Двойная порция», где сам сыграл главную роль. В течение 30 дней Морган питался по три раза в день исключительно в «Макдаке», тщательно фиксируя все изменения в организме. За месяц Сперлок поправился на 11 килограммов, а также свалился с болезнью печени. Для того чтобы сбросить набранный на гамбургерах вес, ему потребовалось 14 месяцев. После выхода фильма в свет компания отменила двойные порции и начала указывать калорийность продуктов, однако само меню осталось без изменений.

Низкопробный фастфуд стал спонсором крупнейшего мирового спортивного мероприятия, заслуга не российских властных коррупционеров, которых не клеймит позором уже только ленивый, а Международного олимпийского комитета

Для корректировки имиджа “McDonald’s” много лет выступает спонсором олимпийских игр, позиционируя себя, ни много, ни мало, как «олимпийский ресторан». На данный момент спонсорский контракт между компанией и олимпийским комитетом продлён до 2020 года. Западная общественность пытается сопротивляться транснациональному монстру. Так, накануне проведения олимпиады в Лондоне английская Королевская академия медицинских колледжей потребовала запретить рекламу «Макдака» во время игр. Тщетно. В России ситуацию с «олимпийским рестораном» пока не раскачал никто, даже скандальный Геннадий Онищенко. Кстати, кроме «Макдака», официальным спонсором «Сочи-2014» будет выступать не менее одиозная “Coca Cola”, также не отличающаяся тем, что приносит пользу здоровью. Конечно, бренды-отравители наперебой твердят о важных социальных программах по развитию спорта, которые они реализуют через олимпийские игры, однако от них за версту тянет лукавством.

«Будучи официальным рестораном Олимпийских игр, «Макдоналдс» гордится возможностью предоставлять нашу продукцию спортсменам (!) и гостям игр из разных стран мира. Мы рады, что вносим свой вклад в организацию Олимпийских игр, — заявляет старший управляющий корпорации “McDonald’s” Дон Томпсон. – Как компания, постоянно заботящаяся о благополучии детей, мы продолжим нашу коммуникацию о важности сбалансированного питания и активного образа жизни, в том числе и через наше партнёрство с Олимпийскими играми». Какой восхитительный идиотизм, не правда ли? Главный продавец низкопробных гамбургеров рассуждает о сбалансированном питании для детей и даже для спортсменов. Это выглядит даже круче, чем если бы лихой водочный магнат из 90-х Александр Сабадаш публично рассуждал о своих достижениях в сфере поддержки трезвости. Отметим, что продукты “McDonald’s” знамениты тем, что не изменяются десятилетиями. Пожилые американцы могут легко заказывать точно такие же гамбургеры, которые продавались 50 лет назад, вкус будет идентичным. Поэтому не следует думать, что «Макдак» приготовил для потребителей олимпиады принципиально иные продукты питания.

В былые годы олимпийские игры были символом мужественности, триумфа человеческих возможностей, силы духа и тела, однако эти времена давно прошли. Теперь олимпиада — это всего лишь возможность подзаработать для сильных мира сего, а заодно поднять престиж властей в свете спортивного патриотизма. То, что олимпиада, как и любое другое публичное спортивное мероприятие, должна нести, помимо всего прочего, и воспитательную миссию, не заявляет практически никто. Эта тема вытеснена на задворки общественной дискуссии, её просто нет. Капитализм, государственный пиар и шоу-бизнес настолько окутали спортивную индустрию, что представлять олимпийские игры иначе как ура-патриотическое шоу, прибыльное для узкого круга лиц, никто просто не решается.

На старых снимках можно увидеть скупую и сдержанную мужественность вместо стероидной, насквозь искусственной самцовости, отражённой в рекламных продуктах современных фитнес-центров. Фото: Ленинград, 1933. Колонны физкультурников на площади Урицкого (Дворцовая пл.)

Однако возможна и другая концепция спорта, которая отчасти, пусть и в искажённой форме, реализовывалась в Советском Союзе. Профессиональный спорт может вытекать из любительского массового спорта, когда страну окутывает сеть спортивных школ, где, среди прочего, происходит отбор кадров для профессиональных выступлений.

Посмотрите на советские фотографии из 30-х годов. Суровые и сильные образы мужчин будто сошли с пропагандистских плакатов. На старых снимках можно увидеть скупую и сдержанную мужественность вместо стероидной, насквозь искусственной самцовости, отражённой в рекламных продуктах современных фитнес-центров. И это при том, что место специализированных «качалок» в довоенные годы занимали спортивные залы, которые были при каждом заводе, предприятии, учреждении. Спорт действительно был массовым, и без «Макдака» с «Кока-колой». Своими достижениями радовала окружающих не узкая прослойка профессионалов с высокими гонорарами, а обычные рабочие, студенты, военные.

Кроме доступности спорта, важен и психологический момент. В наше время спорт тоже, в принципе, доступен – кому нужно, тот найдёт возможность тренироваться. Даже в тюремных камерах зэки делают гири из пластиковых бутылок с водой. Однако желающих заниматься спортом на порядок меньше, чем в идеалистические годы построения социализма, ведь человек обмельчал, превратившись по своей сути из созидателя в потребителя.

Изменения происходят даже на лексическом уровне. Фраза «Я интересуюсь спортом» в большинстве случаев означает, что человек любит смотреть матчи по телеящику, а не тренироваться самостоятельно. Увлечение футболом или легкой атлетикой, борьбой или фигурным катанием теперь легко умещается в сознании обывателя с пивным животом и поеданием бигмаков из фастфуда.

  • Шура Цукерман

    Если бы мне за занятия спортом давали бабло и не хилое, может быть и занялся бы им. А так — одна цель в жизни: жрать, жрать, жрать и совокупляться с самками. И никаких духовных ценностей. Что касается профилактики инсультов и инфартов, то какая разница от чего играть в ящик: от или от НАТовских бомб.