1 июля 2012

Михаэль ДОРФМАН. Почему побеждает исламизм

Чтение Корана помогает вспомнить простую правду жизни – для того, чтобы люди вместе могли хорошо жить в обществе, жизненно необходимы справедливость, равенство и сострадание. В этом понимании – корни политического исламизма.

Другие общества и общины подчиняют свои жизненные устремления рыночным отношениям и сами подчиняются стихии рынка. Этому всегда противостоит мечта построить человеческое общество на основах равенства, милосердия и правды. Не только той правды, чья противоположность – ложь, но и той, чья противоположность – кривда. И этой правде подчинить все общественные стремления, включая рынок.

Общественное равенство, а не уровень доходов или потребления обеспечивает удовлетворение жизнью. Экономическое равенство в обществе делает людей здоровыми. Исследование показывает, что в обществах, где существует огромное экономическое неравенство, например, в Соединённых Штатах, у населения наблюдается повышенный уровень тревоги и насилия, больше случаев подростковой беременности, люди чаще болеют, многие из них страдают ожирением и злоупотребляют наркотиками. Общества, где процветает неравенство, отличаются чрезмерным потреблением. Зато уровень общественного доверия в тех же США куда ниже, чем в Европе, а социальный капитал и вовсе никакой.

Многим, живущим в западной культуре, неуютно и боязно, когда эта западная, картезианская парадигма снова и снова оказывается под вопросом. Признаки этого страха найти не так уж трудно – он проявляется и в бытовой исламофобии, и в наукообразных теориях о «столкновении цивилизаций». На фото: демонстрация против строительства мечетей в Голландии

Исламизм формируется не на задворках цивилизации. Он вербует сторонников среди  людей, получивших западное образование и разочарованных в материализме и индивидуализме западной цивилизации. Традиционная общинная идея становится революционной потому, что означает переворот всей западной парадигмы, сформированной вокруг индивида. Мерилом успеха считается благосостояние всего общества, а не отдельных удачливых и образцовых персон.

Исламизм заново ставит старый вопрос, лежавший в основе как исламской, так и западной философии. 200 лет назад на Западе казалось, что старый спор был решён в пользу индивидуализма, «разумного эгоизма». И многим, живущим в западной культуре, неуютно и боязно, когда эта западная, картезианская парадигма снова и снова оказывается под вопросом. Признаки этого страха найти не так уж трудно – он проявляется и в  бытовой исламофобии, и в наукообразных теориях о «столкновении цивилизаций». Мол, вместе с Декартом Запад обрёл объективную правду через науку и технологию. Западный путь – единственно правильный, потому что сделал «нас» богатыми и сильными. «Они» (мусульмане, да и все другие, кто «не мы») не способны этого вынести. Однако выбора у них нет, и «они» будут вынуждены покориться западной «правде».

Исламизм – это попытка сформулировать новое самосознание, меняющее основные аксиомы нашего времени.

Исламистская революция, как и любая истинная революция – это куда больше, чем политика. Исламизм – это попытка сформулировать новое самосознание, меняющее основные аксиомы нашего времени. Это сознание выходит из глубин интеллектуальной исламской традиции, предлагающей совершенно иное понимания человеческого бытия, и помогает избежать и гегемонию жёсткого картезианского склада ума. Вовсе не факт, что это новое сознание всегда останется в рамках исламского общества, а не сделается универсальным, как марксизм, который привнёс в западную цивилизацию мессианскую философскую традицию изменения мира (тиккун олам), или фрейдизм, который обогатил западную культуру раввинской традицией изменения самого себя (хешбон нэфеш). Разумеется, идеи равенства, социальной справедливости и взаимопомощи существуют во многих культурах и идеологиях, в том числе и в западной. Однако сегодня именно исламизм верит в эти принципы и строит на них политику. Примеры тому мы видим каждый день. В сегодняшней газете два сообщения – канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что помощь не бывает без взаимности. Хотя именно без взаимности – это и есть помощь, а всё остальное уже называется иначе. И рядом – сообщение о том, что на севере Мали исламисты выбили из каких-то районов своих бывших союзников – светских сепаратистов туарегов. Причина конфликта заключается в том, что отряды туарегов, объявившие о независимости своих территорий на юго-западном краю Сахары, грабили и насиловали, а поэтому так и не сумели завоевать доверие населения, а вооружённые исламисты обеспечивали закон и порядок.

Чтение Корана помогает вспомнить простую правду жизни – для того, чтобы люди вместе могли хорошо жить в обществе, жизненно необходимы справедливость, равенство и сострадание. В этом понимании – корни политического исламизма

Исламистская революция только начала свой поход открытия нового самосознания. Вовсе не обязательно, что после капитализма будет исламизм, как не случилось, что после капитализма наступил социализм. Исламизм полон явных и вопиющих недостатков, да таких, что зачастую они принимаются за саму суть исламизма. Однако политический исламизм предлагает мусульманам (да и западным людям тоже) возможность преодолеть столь же вопиющие недостатки западного материалистического и эгоистического капитализма. Это волнует сердца, возбуждает умы  в нашем неолиберальном свободном рынке, где лес рубят – щепки летят, так вольно дышит человек, где жить становится всё лучше и веселей. Это даёт надежду, что после капитализма не наступят тёмные века варварства.

Огромная благодарность моим замечательным друзьям арабисту д-ру Ксении Светловой (Израиль) и востоковеду Екатерине Вергиз (Россия) — благодаря дискуссиям с ними и получился этот текст. 

  • Нахум (Израиль)

    два вопроса —
    — в чем разница между исламизмом и исламом?
    — вы лично уже перешли в ислам (или исламизм)?

    • Michael Dorfman

      а вы лично уже перешли, Нахум?

      • Нахум (Израиль)

        нет . не перешел

      • Нахум (Израиль)

        я не понял — это ваш ответ?

  • Нахум (Израиль)

    похоже вы и сами понимаете слабость позиции. поэтому не хотите отвечать по-существу.
    на случай если мои реплики будут опубликованы ставлю ссылку на статью отвечающую на вопросы.

    http://world.lib.ru/i/i_p_k/070920_nikomarov_gulchatay.shtml

    • Miri

      Нахум, он не только не перешел в горячо любимый им и Юданиным ислам, но и уехав из Израиля ни один, ни второй почему-то не отправились в какую-нить мусульманскую страну, а рванули в Америку. Интересно вот узнать почему? Почему Дорфман так ненавидящий капиталистические устои Америки не рванул в Египет, к примеру? Или в Ливан, Сирию? хочется дорфманам сытно есть и беззаботно гадить на Израиль и на ту же Америку, принявшую этого урода.

      • Владимир

        А по-Вашему выходит , что настоящий патриот должен вылизывать одно место у тех кто формирует политику его любимого государства? И почему это гражданская позиция Дорфмана, в Вашей транскрипции называется «гадить»? Не потому ли что Ваша совковая «узколобость» не допускает возможности существования у истинного патриота своего, отличного от заявленных идеологической машиной мнения?

      • http://dxdy.ru/ Ян Альбертович Дененберг

        Miri, ну почему у уроженцев Израиля нормальные аргументы, а у «совков» только переход на личность собеседника и оскорбления? Может, всё-таки, надо было оставить Вас в Касриловке?

  • Boded

    Я бы охотно согласился с автором статьи,если бы его аргументы были поняты и приняты:
    1)малообразованной и фанатичной (кстати,весьма большой,если не большей) частью населения исламских стран;
    2)лидерами (как политическими,так и духовными) тех же стран,зачастую инициирующими и поощряющими наиболее тёмные инстинкты наиболее креативных,настроенных на экспансию особ из первой группы;
    3) 200-ми граммами пластита или тротила и 9 граммами медно-никелевого сплава в момент,предшествующий их применению.
    Справедливости ради,скажу,что животное «вижу чужого- боюсь чужого- стараюсь подавить (убить) чужого» свойственно и т.н.»западным» из тех же слоёв и групп.Просто они живут в Системе,выработавшей механизмы сдерживания.Как эти механизмы формировались — см.историю и Средневековья и ХХ века…

  • http://www.ivbooks.ru/ Григорий

    «Чтение Корана помогает вспомнить простую правду жизни – для того, чтобы люди вместе могли хорошо жить в обществе, жизненно необходимы справедливость, равенство и сострадание. В этом понимании – корни политического исламизма. »
    ———
    Да, во многом верно. В наше время глобализации, все увеличивающейся взаимозависимости и взаимовляния людей, народов и стран друг на друга, крайне важно стремление к социальеой и др. справедливости, к сотудничеству и взаимной поддержке. Что не очень сочетается с современным обществом потребления, выстроенным нашим ОБЩИМ эгоизмом.
    Сверхразвитая эгоистическая природа человека, эволюционно увеличивающаяся из поколения к поколению, и привела к такому типу цивилизации, которая заставлет людей конкурировать, бороться друг с другом, и совместными усилиями разрушать окружающую среду.
    Но не только ислам, а все мировые религии призывают к любви, братству, справедливости. А все революции, закончившиеся большой кровью, не к этому призывали?

    В наше время ясно и детально, по моему, раскрывается понимание, что только через новую систему интегрального воспитания, образования и возможно выстроить нормальные отношения между современным поколением людей. Через все более глубокое понимание, как управлять своей природой эгоизма, как ее использовать на благо себе и людям. Осознание, что личный успех в долговременном плане возможен только при успехе ВСЕХ, и приведет постепенно к изменению сознания многих людей. Если, конечно, хотим выжить на этой планете.
    Хорошо объясняется в новой книге: «Психология интегрального сообщества» — http://www.ivbooks.ru/764

  • Екатерина

    удивительное единоверие воцарилось среди верующих всех мастей — исламистов, православных, либералов, неолибералов.
    ждем-с, когда и левые наконец присоединятся к этой литургии, покаются за грехи атеизма и феминизма и одобрят ритуал причастия к подлинно исламским ценностям.

    «Разрушение ценностей Ислама приведёт к краху человечества, считает Кураев

    Исламские ценности являются последним форпостом, защищающим цивилизацию от разрушительной идеологии потребления, считает протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев.

    В интервью интернет-журналу «Сноб» протодиакон заявил, что судьба человечества определяется формулой: сможет ли шоу-бизнес разрушить мусульманскую систему ценностей так же быстро, эффективно и необратимо, как он сделал это с христианством.
    «Как бы мы ни относились к Исламу, мусульмане – наши родственники по средиземноморской цивилизации, и наш конфликт с ними – это конфликт семейный. А вот «Дом-2» – это «Чужой» и «Хищник» в одном флаконе. Это культура смерти. «Бери от жизни всё» – в этой идеологии нет повода для служения, для отказа от чего-то. Создание семьи и рождение ребёнка – это служение и отказ. Как только программа «Дом-2» с её культом гедонизма, потребления станет нормой на телевидении Саудовской Аравии, это будет означать конец нашей цивилизации», – отмечает Андрей Кураев.»

  • anisa

    Людей пугают исламом…
    Тот, кто действительно желает лучших перемен не только для себя, а для всего общества, найдет решение в исламе,и именно в политическом исламе, т.к. никакая другая религия не решает проблемы людей наилучшим образом…

  • http://igoryu-mironov.livejournal.com/ Igor

    Ислам, как и христианство, неоднороден.

  • Michael Dorfman

    Статью перевели по-арабски
    http://arabic.rt.com/news_all_news/analytics/68970/

  • Natalie

    Что-то тут про какой-то другой ислам написано. Такой весь незнакомый и прекрасный. Это где такой бывает?

  • Шавкат

    Очень интересно и приятно читать здравомыслящий материал. Ведь не ислам угрожает миру, а зло, гордыня, чванство и зависть пытаются навредить исламу. Уймите свою спесь, недовольные, ведь своей реакцией и надменностью вы подтверждаете верность ислама. А правда, как говорится, глаза жжет, ведь вы ничем не лучше других, а безнравственно вы убедительны лишь в своих глазах, где просто беситесь от бессилия и тешите свой эгоизм. Очередного завета-не будет, уверяю вас.

  • алла шаинская

    Не согласна. это как раз не то, что мы видим. вы говорите о меньшинстве, которое к сожалению довольно маргинально и не имеет такого влияния, как как раз тот ислам, под флагом которого, взрывают, насилуют женщин, лишают женщин всех прав, сеют ненависть к другим неверным. (к ним идут, именно в их ряды вступают, к сожалению.) вспомните, недавний пример, то делал Хамас после своего военного переворота в Газе, с фатахистами, и какие порядки он установил. Боюсь, Миша, ваш анализ в этом случае, несколько ограничен и не полон.