5 августа 2011

Александр ШАРОВ. Мы все пассажиры «Булгарии»

Следственный комитет РФ объявил, что следственные действия по расследованию причин крушения теплохода «Булгария», в результате которого погибли 122 человека, завершены. Трагедия произошла из-за плохого технического состояния судна, сообщил сегодня, 5 августа, официальный представитель СК России Владимир Маркин. Однако официальные лица не хотят признать очевидное: в трагедии с теплоходом, как в капле воды, отразилась вся наша неприглядная действительность.

Регулярность, с которой происходят большие и малые техногенные катастрофы,  кажется, уже никого не пугает, превратившись в рутину новостных выпусков. Единственное, что выделяет на этом безрадостном фоне трагедию «Булгарии» — это ужасная гибель детей. Закрытые в каюте, беспомощные дети, по сути, были принесены в жертву алчности и рыночной логике.

Теплоход «Украина» верой и правдой отработавший более 50 лет и заслуживший покой уже только за одно своё участие в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной станции после небольшого «ребрендинга» продолжал возить туристов по Волге. Ко­ман­да «Бул­га­рии», оп­ти­ми­зи­ро­ван­ная в со­от­вет­ствии с ры­ноч­ной ло­ги­кой со­кра­ще­ния рас­хо­дов на пер­со­нал, вме­сте с уве­ли­че­ни­ем на­груз­ки сей­час будет при­не­се­на в жерт­ву пра­во­су­дию. Достанется и людям, продавшим лишние билеты, но и они действовали совершенно в духе времени, стремились получить небольшую сверхприбыль. Возможно, мы даже увидим, как полетят головы одного или двух чиновников, выдавших разрешение на эксплуатацию «Булгарии», но эти малосимпатичные люди просто использовали своё служебное место, исходя из «требований рынка». Все эти совпадения, большие и маленькие жадности привели к гибели более чем ста человек. Именно это неуёмное желание прибыли, «бабла», улучшения своего личного материального положения во что бы то ни стало и должно быть осуждено, если не судом юридическим, то судом общественным!

Закрытые в каютах, беспомощные дети, по сути, были принесены в жертву алчности и рыночной логике

Не надо быть Нострадамусом, чтоб осознать простую до безобразия мысль – советское наследие проедено! Сей­час любой город с нере­мон­ти­ро­вав­ши­ми­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми, пе­ре­гру­жен­ны­ми за счёт уплот­ни­тель­ных за­стро­ек – по­тен­ци­аль­ная «Бул­га­рия». Любая же­лез­но­до­рож­ная ветка,  любой ло­ко­мо­тив  и любой вагон нещад­но экс­плу­а­ти­ру­ю­щий­ся с 70-х  – по­тен­ци­аль­ная «Бул­га­рия». Наши изъ­еден­ные тре­щи­на­ми до­ро­ги фе­де­раль­но­го и мест­но­го зна­че­ния, несправ­ля­ю­щи­е­ся  с воз­рос­шим в разы  по­то­ком машин – по­тен­ци­аль­ная «Бул­га­рия». От­сут­ствие  со­вре­мен­ной за­ме­ны воз­душ­но­му флоту, в ос­нов­ной своей массе, вы­ра­бо­тав­ше­му свой лет­ный ре­сурс – тоже по­тен­ци­аль­ная «Бул­га­рия». И, как ни па­ра­док­саль­но это зву­чит, един­ствен­ная при­чи­на, по ко­то­рой всё это ещё ездит, пла­ва­ет, работает – жадность.

«Новые русские», ставшие по итогам приватизации владельцами заводов, газет, пароходов нещадно эксплуатировали не только своих рабочих, но и производственные мощности. Правда, в отличие от идеальных предпринимателей из учебника «Экономикс» они вовсе не стремились к модернизации оборудования и инфраструктуры. Они не были рыночными мечтателями, вроде Тимура Гайдара. Как и по­ло­же­но гра­би­те­лям, они пред­по­чи­та­ли твёр­до сто­ять на земле, храня свои сбе­ре­же­ния в офф­шор­ном банке. Мил­ли­ар­ды дол­ла­ров в те­че­ние де­ся­ти­ле­тий на­пол­ня­ли день­га­ми ми­ро­вую эко­но­ми­ку, ка­зи­но в Мон­те-Кар­ло или бюд­жет Лон­до­на, но ло­ма­ной ко­пей­ки не ушло на со­зда­ние новых стан­ков и про­клад­ку со­вре­мен­ных дорог. «Неви­ди­мая рука рынка» боль­ше всего на­по­ми­на­ет в Рос­сии руку кар­ман­ни­ка. Она кра­дёт на­коп­лен­ное, бла­го­да­ря са­мо­от­вер­жен­но­му труду мно­гих по­ко­ле­ний со­вет­ских людей, об­ще­ствен­ное бо­гат­ство и об­ме­ни­ва­ет его на «бран­зу­лет­ки» столь милые серд­цу оте­че­ствен­ных нуворишей.

Россия всё больше напоминает теплоход, чьё моторное отделение давно отработало свой срок

Итог этого «первоначального накопления капитала» весьма неутешителен. Россия всё больше напоминает теплоход, чьё моторное отделение давно отработало свой срок и того и гляди выйдет из строя. Теплоход до краёв переполненный социальными, экономическими, национальными проблемами, которые так и тянут нас на дно. Крепкой рыночной рукой капитан и его старпом ведут нас сквозь волны мирового экономического кризиса, но что-то огромное уже виднеется впереди… Пора менять курс!