5 марта 2011

Владимир СОЛОВЕЙЧИК. Это день борьбы, а не любви

На носу 8 марта — Международный женский день, или, как теперь частенько можно услышать, «праздник весны». Один раз в году те, кого природа не отнесла к лучшей и прекрасной части человечества, пытаются изобразить из себя настоящих мужчин. Правда, у многих доморощенных мачо из-за  склонности к крепким алкогольным напиткам и общего бескультурья даже в этот день не получается проявить себя «галантным кавалером», но речь сейчас не об этом. В последние годы мы как-то подзабыли – а нынешняя власть такую «забывчивость» вполне сознательно культивирует – о том, каков изначальный смысл этого прекрасного праздника, кто стоял у  его истоков, какие цели преследовали его инициаторы.  Ведь это не просто праздник весны и любви, но и день борьбы за интересы трудящихся женщин, за их полное, фактическое равноправие.

Именно так думали в первую очередь делегаты Международного женского социалистического конгресса в Копенгагене, когда принимали решение об учреждении революционного женского праздника, который в нашей стране с 1965 года официально считается нерабочим днем. Понятно, что до 1917 года праздник 8 марта отмечали нелегально. В дореволюционной России женщина жила в условиях систематического унижения, полного отсутствия каких бы то ни было закрепленных законом политических прав и зачастую – если речь шла о женщинах из неимущих классов – угрозы прямого физического насилия, страха, опасности. Самодержавная власть и буржуазно-помещичья «элита» страны  рассматривали женщину как существо второсортное, самой своей физиологией обреченное на подчиненное по сравнению с богатыми мужчинами положение рабыни или – что почти то же самое – богатой, но бесправной содержанки, не важно, шла ли речь о фабричной работнице или крестьянке, учительнице или актрисе.

Карикатура на отношение к женщине в привилегированных классах

Это было одним из ярчайших проявлений того самого, говоря словами крупнейшего русского публициста и литературного критика XIX века Николая Добролюбова, «тёмного царства», где для рабочих и крестьян не было пути иного, как зарабатывать тяжким подённым трудом на кусок хлеба. По циркуляру о «кухаркиных детях» (30 июня 1887 года) доступ к образованию, искусству, достижениям мировой мысли был закрыт «детям простолюдинов». В итоге в мире простолюдинов мужчины запойно пили, дети умирали, а нищета и дикие бытовые условия тяжкой плитой придавливали ещё с юности красоту и обаяние женщин. Для того чтобы женщина стала достойным членом общества, не оставалась другого выхода, кроме свержения проклятого старого мира, устранения царящих в нем эксплуатации и невежества.

Кухаркины дочки

Именно поэтому был так велик процент женщин, нашедших свое место в антиправительственных организациях, в большевистской партии. Софья Перовская и Вера Фигнер, Мария Спиридонова и Вера Засулич, Надежда Крупская и Инесса Арманд, Мария Ульянова и Розалия Землячка, Александра Коллонтай и Елена Соколовская, многие-многие другие героически проявили себя в подпольной борьбе с самодержавием, в годы революции и Гражданской войны. Отдавая все свои силы и сами жизни «великому делу любви» к свободе, социальному равенству и братству тружеников всех национальностей, они боролись и за свои права, соединив частный интерес «женского сословия» с общими задачами революции.

Народоволка, а затем эсерка Вера Фигнер

После победы Октября пришедшие к власти большевики сразу же приняли целый комплекс мер против «сверхпритеснения угнетенного пола». Уже в декабре 1917 года подписанным председателем Совнаркома РСФСР Владимиром Ильичём Лениным декретом «О расторжении брака» обязательный церковный брак заменялся гражданским, его расторжение было стократно облегчено, фактический брак приравнен к официальному, внебрачные дети приобрели все права «законнорожденных». Политика советской власти, не оставившая, говоря словами Ленина, «камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснениях развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей – законов, остатки которых многочисленны во всех цивилизованных странах», открыла трудящимся женщинам дорогу наверх. Речь шла не просто о карьере, а о самореализации, пути к знаниям, новому, равноправному, положению в обществе.

Александра Коллонтай - первая женщина-министр

18 ноября 1920 года Владимир Ильич Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР о разрешении абортов. Большевики, как говорил Ленин, рассматривали право на аборт как «азбучное демократическое право гражданина и гражданки» и, придя к власти, впервые в Европе дали возможность всем женщинам искусственно прерывать беременность в течение первых трех месяцев. И данная мера, вопреки частым ныне воплям новоявленных черносотенцев, отнюдь не снизила рождаемость: в течение 20-х годов она непрерывно росла. Этому способствовала социальная политика советского правительства – впервые в истории России женщины получили право на знаменитый «декретный отпуск». В те годы он начинался за два месяца до рождения ребенка и заканчивался через полтора месяца после родов.

Весна 1917 года. Революционный Петроград

Советская власть дала женщине не только социальные, но и политические права. В частности, равное право голоса на выборах они получили гораздо раньше, нежели это произошло в таких цитаделях буржуазной демократии, как США или Великобритания, не говоря уж о Швейцарии. Не стоит забывать и о «женских квотах» во всех законодательных органах власти, партийных, комсомольских и профсоюзных комитетах, называемых в шутку, а иногда и всерьёз, «коллонтаевскими» — в честь наркома социального призрения РСФСР Александры Коллонтай, яростной и последовательной  феминистки, ставшей первой женщиной-министром в истории нашей страны. Конечно, система квот носила во многом формальный характер, однако по сравнению с нынешними временами защищала права женщин, пожалуй, куда как более эффективно.

Реставрация буржуазных порядков в течение последних двух десятилетий отбросила всех граждан России на век назад. Сверхэксплуатация новыми собственниками, сексуальные домогательства и постоянное унижение со стороны «хозяев» прямо на рабочем месте, невозможность спокойно забеременеть и родить ребенка, проблемы с местами в детские сады и ясли, постоянный рост цен на детские товары и продукты питания – вот далеко неполный набор того, что принесла нашим соотечественницам капиталистическая действительность. Недавняя история с массовыми протестами будущих мам в связи с новым порядком начисления пособий по беременности и родам стала прекрасной иллюстрацией того, чего стоят на практике слова чиновников исполнительной власти и их прислужников из «Единой России» о «демографической политике» и «народосбережении».

Второе пришествие русского капитализма изменило не только отношения собственности и вытекающие отсюда социальные роли. Чем дальше, тем отчетливее заметны запущенные либеральными реформаторами негативные процессы. Это — ранняя смертность мужского населения вследствие алкоголизма и болезней, потери привычной работы и устоявшегося социального статуса. В то же время за два десятилетия, которые Россия прожила в условиях капиталистических отношений, стало очевидно, что на рынке труда русские женщины вполне конкурентоспособны. Причём не только в качестве ответственного и добросовестного исполнителя, но и авторитетного руководителя, толкового менеджера, грамотного бухгалтера, опытного юриста. Женщины работают не только не хуже, а зачастую и лучше мужчин. Их энергии, инициативе, предприимчивости, трудолюбию можно лишь позавидовать. Они – с мужчинами на равных, даже если последние и не хотят этого признавать.

Советские девушки смело сражались в годы Великой Отечественной войны

Подобный тип для России не внове. Вспомним женщин русской революции или комсомолок 20-х годов прошлого века. Ныне их внучки и правнучки в совершенно новых условиях и внешне по-иному добиваются того же самого: равных прав и признания этого факта не только на словах, но и на деле. Есть надежда, что этот процесс необратим, и вопреки всем стремлениям клерикалов, «единороссовских консерваторов» и высокопоставленных дамочек, посвятивших свой досуг борьбе за «семейные ценности», наши соотечественницы больше никогда не станут жертвами замкнутого мирка – пресловутого треугольника «семья – кухня – церковь». Тогда каждый день в году станет для них днём торжества не только равных прав, но и равных возможностей.

Сегодня эстетика революционной борьбы женщин за свои права используется в коммерческих целях

  • Марина Рабжаева

    Считаю необходимым уточнить, что уровень рождаемости зависит от общей социально-экономической ситуации в стране и уверенности в помощи отца ребенка, а не от возможности/невозможности искусственно прерывать беременность или контролировать зачатие.
    В 20-е года ХХ века в советской России действительно в городах наблюдался рост рождаемости, но связано это с введением НЭПа.
    Уже с 1928 г. (после первых мер по сворачиванию новой эк.политики) начинается рост абортов. Количество абортов непрерывно росло вплоть до 1936 года, когда их законодательно запретили. С 1936 г. увеличилось количество криминальных абортов.
    Если в 1928 г. 41,3% зачатий заканчивались абортами, то в 1934 г. — 72,6%
    См.: Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIXв. — 40-е гг. XXв.). М., Прогресс-Академия, 1994. С. 179-215

  • http://ВКонтакте FIP

    Женщины никогда, ни в одной стране, не оставались безразличными и пассивными зрительницами во времена переворотов и глубоких потрясений, решавших судьбы стран.Они выступали добровольными участниками событий во все великие моменты.Можно привести примеры из истории и Французской революции , и, конечно, Октябрьской — автор написал об этом исчерпывающе….

  • Екатерина

    Господи, неужели непонятно, что наше бедственное демографическое положение сегодня прямое следствие декретов ленина об абортах, браке и т.д.? Вы — враг моей страны и моих детей.

    • Елена

      Наше бедственное демографическое положение связано в первую очередь с огромным количеством войн, в которые ввязывалась/навязывалось/ввязывается Россия — японская, первая мировая, гражданская, вторая мировая, афганская, чеченская и т.д., о части войн наши люди даже не знают… Если бы их не было, наше население было бы ровно в 2 раза больше, как пишут демографы.
      Аборты тут ни причем. Согласна с Мариной, что уровень рождаемости возрастает, когда в обществе наступает стабильность и уверенность в завтрашнем дне и отце ребенка. Недавно опрашивала матерей одиночек, так вот, например, один бывший муж бегает от алиментов на троих своих сыновей и задолжал уже им 800 тысяч рублей. Из 20 опрошенных матерей одиночек (глубинное интервью) только одна назвала нормальные алименты на ребенка.

    • AntiPGM

      ПГМ терминальной стадии детектед. В катастрофах сегодняшнего дня обвиняют… Ленина.
      Миллиард хрЮстиянских младенцев, абортированных лично Лениным. А потом он суп из младенцев хавал под водочку. Да, это похуже шизофрении. Пьяный — протрезвеет, шизофренику поможет галоперидол, а ПГМ практически неизлечим.

      А почему никто не обвиняет в нынешних бедах Петра Великого, прорубившего в Европу «окно», которое оказалось скорее похожим на канализационную трубу? Или Батыя? Это ведь татаро-монголы научили русских материться, чем подорвали «духовность». А как автор статьи мог стать врагом вам и вашим деткам — это вообще уже БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ.

      Интересно, что поп кладёт в кадило в вашей церкви. Не исключаю, что вслед за Лениным появятся жЫдорептилоиды на летающей тарелке и целый взвод чёртиков, вылетающих из бутылки вашей нежно любимой «Путинки»

  • Капитан Очевидность

    К счастью, Сталин быстро прикрыл эту лавочку. Закон о запрете абортов 1936 поставил окончательный КРЕСТ на «сэгсуальной рывалюции». Фактически же эту бодягу начали сворачивать в конце 20-х, когда турнули Льва Троцкого, мечтавшего задрать юбку матушке-России, но получившего от неё сначала пинка по одрябшей заднице такой силы, что перелетел аж через океан, а потом — разящим ледорубом по черепу. Именно в конце 20-х заткнули рот всем проповедникам «свободной любви» и дружно занялись полезным делом вытаскивания страны из разрухи. И уж тут-то было не до трахов и качания прав «кто главный». Были у нас и женщины-трактористки, и женщины-строители, и женщины-солдаты. Только вот потаскушек с сигаретами и бухлом не было, точнее они были вытеснены в маргинальный мир. И никакой тебе «свободной любви». До замужества ни-ни. Ну, а Коллонтай, с учётом её заслуг, отправили в почётную ссылку в Швецию, славящуюся «шведскими семьями» и «шведскими бутербродами». Да, и вот ещё характерный ляп: книжонка, восхваляющая «свободную любовь» называлась «Любовь пчёл трудовых», хотя всем известно, что трудовые пчёлы вообще не спариваются. Спаривание в пчелином улье — удел матки и трутней, из которых последний погибает сам собой в процессе спаривания, а остальных выгоняют на мороз и голод пчёлы.

    А вот в последние два десятилетия эмансипуха, выпущенная Хрущом, который разрешил аборты и начал потихоньку пропагандировать женское курение и похабство, распоясалась окончательно. Ни одной некурящей девушки я со времён катастройки не видел. Сознание современной девушки сформировано сально-глянцевыми журналами, похабными заморскими (да и доморощенными, что греха таить) фильмами и шарлатанскими бреднями модных психолухов, утверждающих, что сэгс «необходим». На самом деле секс так же необходим человеку, как водка, табак, анаша.