7 декабря 2016

Во Французском институте Санкт-Петербурга предлагают отринуть «слишком подозрительные» подходы к религии Конта и Маркса

Один из столпов позитивизма Огюст Конт и зачинатель диалектического материализма Карл Маркс обозначили слишком подозрительные подходы к вопросам религии, считает французский социолог, преподаватель медицинского «Университет Париж Декарт» Жан-Мишель Морен. Чтобы правильно понять эти вопросы, для начала, с его точки зрения, следует разобраться с подходами Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, которые стали уже классическими, и только затем двигаться дальше, рассматривая положение религии в светском обществе, в контексте секуляризации и глобализации.

Чтобы правильно понять вопросы религии, для начала следует разобраться с подходами Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, которые стали уже классическими, и только затем двигаться дальше, рассматривая положение религии в светском обществе, в контексте секуляризации и глобализации, считает французский социолог Жан-Мишель Морен

Чтобы правильно понять вопросы религии, для начала следует разобраться с подходами Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, которые стали уже классическими, и только затем двигаться дальше, рассматривая положение религии в светском обществе, в контексте секуляризации и глобализации, считает французский социолог Жан-Мишель Морен

Причём социология религии, изучая эти вопросы, должна позиционировать себя весьма деликатно: не защищать позиции богословия, но и не скатывается к враждебной критике религии. Поскольку социология, предупреждает Морен, является наукой о  социальных связях, она должна «серьёзно относиться к различным верованиям».

Во Французском университетском колледже Санкт-Петербурга Жан-Мишель Морен 5, 6 и 7 декабря прочёл три вводных лекции. В первой он рассматривал подход Макса Вебера, во второй — Эмиля Дюргейма, а в третьей — секуляризацию поворот, обозначенный Питером Бергером.

С 8 по 10 декабря на трёх семинарах Морен затронет вопросы оценки и измерения практик, верований, памяти и власти в области религии. Отправной точкой рассуждения будет служить ситуация католической церкви во Франции. Семинары будут идти на французском языке без синхронного перевода на русский язык.

Расписание семинаров:

Четверг, 8 декабря 2016 г., 9.30-12.30, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 1, мера религиозных практик: «Кто приходит на службу? Кто молится? Кто оставляет подаяние? Типология, которую предлагает Янн Резон дю Клезиу»;

Пятница, 9 декабря 2016 г., 16.00-19.00, Средний пр. В.О., 43, ауд. 303

Семинар 2, мера верований: «Кто верит в Бога? В жизнь после смерти? Опросы и сравнения в русле исследований Раймона Будона»;

Суббота, 10 декабря 2016 г., 10.00-13.00, ул. Чайковского, 28, «Дом юриста», ауд. 13

Семинар 3, мера памяти (и начало обсуждения различных видов памяти): «Борьба различных видов памяти на Земле… Религия как традиция? Хальбвакс и то, как он использован в работах Даниель Эрвье-Леже».

Лекции:

Четверг, 8 декабря 2016 г., 18-30,  Французский институт Санкт-Петербурга, Невский проспект, 12, лекция Жан-Мишеля Морена «Социология религии» (с синхронным переводом на русский язык);

Понедельник, 12 декабря 2016 г., с 16.00 до 19.00, Среднем проспекте В.О., 43, в аудитория №303 лекция Жан-Мишеля Морена «Религии в эпоху глобализации: разъединение культур и универсальное форматирование? Точка зрения Оливье Руа» (с синхронным переводом на русский язык).