27 января 2015

«Антирежимный и антибуржуазный патриотизм русских писателей-народников»

28 января 2015 года

Лекция:

«Антирежимный и антибуржуазный патриотизм русских писателей-народников»

Книжный магазин «МЫ» (адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 20, 3 этаж)

Начало в 19 часов

Читает кандидат исторических наук Жвания Дмитрий

Успенский неоднократно подчеркивает «мертвенность» русской буржуазии, ее безжизненность

Глеб Успенский неоднократно подчеркивает «мертвенность» русской буржуазии, ее безжизненность

Когда речь заходит о русской литературе XIX века, в сознании большинства образованных людей сразу, рефлексивно, на уровне выработанного инстинкта, возникает привычный ряд: Пушкин-Гоголь-Достоевский-Толстой. Однако русская литература в тот век держалась не только на этих хрестоматийных титанах. С 60-х годов девятнадцатого столетия в России развилась народническая литература. Она была частью мощного общественно-политического движения — народничества, боровшегося как против царского абсолютизма и крепостнического наследия, так и против наступления капитализма в нашей стране.

Если произведения Александра Герцена и Николая Чернышевского современная публика ещё помнит, то книги Глеба Успенского, Николая Златовратского, Николая Наумова и других писателей-народников обсуждаются лишь специалистами: историкам и филологам. И это вызывает сожаление. Ибо русская народническая литература сейчас вновь приобретает актуальность.

Произведения народников пронизаны болью за русский народ. Они видели, что на наш народ давят феодальные традиции, что одновременно он разлагается под натиском буржуазной цивилизации, что его пожирает «адище города».

По наблюдениям Златовратского, «старозаветный тип общины-волости» сохранился в «захудалых деревеньках», в то время как борьба двух начал — коллективизма и индивидуализма — приобретает наиболее острый характер в больших деревнях, где в неприкрытой форме выражено социальное расслоение среди крестьян и где «миром» заправляют «хозяйственные и обчественные мужички». Златовратский и Наумов создали целый ряд образов таких вот «мужичков».

В 70-80-е годы XIX века, когда писатели-народники Успенский, Златовратский и Наумов делали свои зарисовки, старонародническое, сделанное Александром Ивановичем Герценом, противопоставление «общинной Руси» «мещанской Европе» было уже не актуальным. К тому времени, по наблюдению Глеба Ивановича Успенского, «вся вселенная, во всех углах» успела «пропахнуть и прокоптиться противным запахом сигар и скверным запахом пивных бочек».

Успенский неоднократно подчеркивал «мёртвенность» русской буржуазии, её безжизненность. Одновременно он отмечает тенденцию к возрастанию её социальной роли: «за последние двадцать, двадцать пять лет» она призвала к пользованию благами цивилизации массы людей, «у которых даже и потребностей-то в этих благах не существовало».

Писатели-народники любили русский народ, но были противниками самодержавного режима, считая, что он повинен в забитости русского народа и его вырождении. Именно поэтому они помогали русским революционерам-подпольщикам, поддерживали связи с подпольем.

Группа участников встречи «ВКонтакте»