15 сентября 2014

Лётчики Air France забастовали

Дмитрий ГУСЕВ, RFI

Французская авиакомпания Air France предупредила об отмене половины своих рейсов в понедельник, 15 сентября, из-за забастовки пилотов, объявленной на целую неделю. Эта забастовка может стать для компании самой длительной с 1998 года. Пилоты протестуют против новых условий труда в LowCost-филиале Air France — фирме Transavia.

Недовольство французских пилотов вызвал проект развития LowCost-филиала Air France – фирмы Transavia

Недовольство французских пилотов вызвал проект развития LowCost-филиала Air France – фирмы Transavia

Накануне первого дня забастовки дирекция компании Air France объявила о том, что в понедельник сможет обеспечить лишь 48% своих рейсов из-за забастовки 60% пилотов. Ведущий профсоюз летчиков компании SNPL объявил забастовку с 15 по 22 сентября. Дирекция продолжает переговоры с профсоюзами, но шансов прийти к соглашению и избежать стачки практически нет, — отмечает агентство Франс-Пресс со ссылкой на свои источники. Недельная забастовка может стать самой долгой для пилотов Air France с 1998 года.

Французская авиакомпания пытается сгладить последствия забастовки для клиентов. Не дожидаясь информации о судьбе своего рейса, пассажиры могут либо потребовать возмещения стоимости билета, либо выбрать другую дату полёта — без всякой доплаты. Срок действия этой опции — 1 год. Air France уже проинформировал о данных возможностях 65 тысяч своих пассажиров. Потери от забастовки французская компания оценила в 10-15 миллионов евро.

Недовольство французских пилотов вызвал проект развития LowCost-филиала Air France — фирмы Transavia. Они выступают против более жёстких условий работы летного состава в бюджетном филиале. Пилоты обвиняют дирекцию в «социальном демпинге» — попытке сэкономить средства на оплате труда части своих коллег. Они требуют единых контрактных условий для всех пилотов группы Air France.

Французская авиакомпания проводит масштабный план реструктуризации, рассчитанный до 2020 года. Реформы жизненно необходимы Air France для противостояния лоукост-перевозчикам в условиях ожесточенной конкуренции на рынке. Основную ставку группа делает на развитие своего бюджетного филиала — Transavia. В планах — увеличение флота с 14 до 100 лайнеров (37 в самой Франции) и создание — уже в 2015 году — постоянных баз филиала за пределами Франции.

Вынося постоянные центры базирования за границу, Transavia будет заключать с пилотами контракты на местных условиях — более выгодных для компании. Лётчики филиала не получат всех привилегий, которых добились пилоты Air France во Франции. Будущее неравенство условий труда и оплаты вызвало протест и привело к забастовке.

Профсоюзы считают, что высокая стоимость труда пилотов для Air France связана не с размером их зарплаты, а с системой организации полётов, при которой каждый рейс проходит через парижский аэропорт Руасси-Шарль де Голль. Оптимизация системы полётов необходима, но недостаточна для масштабных планов экономии затрат, — возражает дирекция. После реформы почасовая стоимость труда пилотов всё равно будет в Transavia на 40% меньше, чем в головной компании Air France, — сообщил Франс-Пресс информированный источник. Экономия достигается за счёт большей интенсивности работы пилотов в бизнес-модели лоукоста.

Air France в альянсе с голландской KLM рассчитывает к 2017 году сделать свой бюджетный филиал одной из ведущих лоукост-компаний Европы, перевозящей 20 миллионов пассажиров.

Профсоюзы протестуют не только против будущего неравенства контрактных условий между пилотами Transavia и Air France, но и неравенства уже возникшего: французские пилоты филиала зарабатывают в среднем больше коллег в головной компании, поскольку летают больше.

Профсоюзы считают, что условия контракта должны быть едиными для всех пилотов группы Air France, не исключая бюджетных филиалов. Причём единый контракт должен сохранить все нынешние преимущества летного состава Air France. Дирекция категорически отвергла это требование.