24 января 2013

Градозащитники продолжают оборонять последний пакгауз Варшавского вокзала

Градозащитники продолжают занимать последний сохранившийся пакгауз, входящий в комплекс Варшавского вокзала. Активисты несут круглосуточное дежурство в историческом здании, одновременно реализовывая в его стенах просветительскую и культурную программу для петербуржцев. Активисты не намерены покидать здание до тех пор, пока к их требованиям не прислушаются: они хотят сохранить «последний плацдарм» почти уже полностью уничтоженного исторического комплекса.

Градозащитники продолжают занимать последний сохранившийся пакгауз, входящий в комплекс Варшавского вокзала. Активисты несут круглосуточное дежурство в историческом здании, одновременно реализовывая в его стенах просветительскую и культурную программу для петербуржцев

Уничтожение исторической застройки на территории станции «Петербург-Варшавский» осуществляется для реализации проекта Ново-Измайловской прорезки – новой автомобильной дороги. Часть зданий, подпадающих под снос, являются памятниками, другие расположены в зоне, где уничтожение зданий также запрещено. Несмотря на это, почти все здания комплекса, включая памятники, уже снесены, а один из пакгаузов по непонятным причинам сгорел.

Градозащитники приняли решение общими усилиями спасти то, что еще возможно. Поэтому представители левых (анархисты) и градозащитных организаций, в числе которых группа Экологии рядовой архитектуры (ЭРА), буквально оккупировали здание последнего сохранившегося пакгауза. Это здание отнюдь не в аварийном состоянии, и нуждается лишь в небольшом ремонте. Построенное из красного кирпича, оно являет собой замечательный образец промышленной архитектуры XX века. До недавнего времени пакгаузу было присвоен статус вновь выявленного объекта культурного наследия, однако как только оно встало на пути застройщика, статус был отменен.

Фоторепортаж:

Градозащитники заодно устроили в помещении пакгауза выставку под названием «Сносы-2012», которая рассказывает об уничтоженных в Петербурге за минувший год зданиях, имевших культурную ценность. Таких было минимум двадцать. Акцию поддержали и музыканты – несколько альтернативных групп устроили концерт. Члены общественных движений планируют продолжать охрану пакгауза, пока разрушение комплекса Варшавского вокзала не будет остановлено. Также они добиваются проведения историко-культурной экспертизы комплекса и постановки зданий на госохрану. Сам проект ОАО «Измайловская перспектива» они предлагают пересмотреть. Свои требования участники акции оформили в ультиматум властям города.

По сведениям защитников варшавского комплекса, историко-культурный опорный план, на котором основывался проект строительства дороги, содержал ложные данные. Об этом уже сообщалось в прокуратуру, но это не возымело действия. Сейчас подготовлено новое письмо, уже в Генеральную прокуратуру, в котором указывается на то, что преступление – подделка историко-культурного опорного плана – так и остаётся безнаказанным. – КГИОП никак не повлиял на ситуацию, и незаконный снос состоялся. Активисты требуют уголовной ответственности для сотрудников мастерской К-7 ОАО «Желдорипотека» и сотрудников КГИОП.

Однако заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов заявил ИА REGNUM, что захват пакгауза – «это просто клоунада», так как «никто не ставил вопрос о возможности сноса этого “пакгауза №2”. Ему ничего не угрожает». По мнению Кононова, оккупированный активистами пакгауз обладает исторической ценностью и «в высокой степени вероятности пакгауз будет причислен к вновь выявленным памятникам архитектуры» и, соответственно, вновь обретёт охранный статус. «Но пока экспертиза в процессе. Работа по экспертизе будет завершена к февралю», — уточнил Александр Кононов. До этого в интервью интернет-изданию Zaks.ru Кононов, раскрывая своё видение ситуации со сносом комплекса зданий Варшавского вокзала, заявил, что «постоянно есть обеспокоенность, что могут порушить что-нибудь действительно значимое, но пока все делается достаточно деликатно».