4 мая 2012

Эксперты: Петербург должен идти другим путём

Дмитрий СОЛОННИКОВ

За два дня до отчёта губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко  перед депутатами городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга парламентариям будет направлено экспертное заключение об итогах 2011 года, принятое участниками обсуждения «Санкт-Петербург: итоги 2011 года. Развилка индустриального и постиндустриального пути развития, возможные стратегии и риски», состоявшегося в книжном клубе «На Австрийской». Оптимизма властей эксперты не разделяют.

Такой, казалось бы, банальный формат, как круглый стол, пришёлся как нельзя лучше для организации обсуждения, в котором участвовали политологи, социологи, экономисты, общественники, журналисты и блогеры. Тема, заданная для диспута, волнует как интеллектуалов, так жителей города в целом. Ведь, по сути, в её раскрытии лежат такие вопросы, которые определяют наше будущее. Каковы перспективы у этого города в целом и каждого из нас в частности? Какой путь выбрать для дальнейшего устойчивого развития Петербурга? Кто будет его выбирать, а кто по нему идти?

В книжном клубе «На Австрийской» эксперты собрались на круглый стол «Санкт-Петербург: итоги 2011 года. Развилка индустриального и постиндустриального пути развития, возможные стратегии и риски»

«Получился интересный и во многом неожиданный разговор, – говорит инициатор проекта писатель, издатель, руководитель фонда «Библиотека мировой литературы» Николай Ютанов. – Мне кажется, нам удалось собрать воедино мнение экспертного сообщества по одному из главнейших вопросов будущего Петербурга. Все предложения будут аккумулированы и сформулированы в итоговой аналитической записке, которая будет направлена каждому депутату петербургского Законодательного собрания, а также губернатору до 15 мая. Мы успеем до доклада главы города. И надеемся, что господин Полтавченко, законодатели используют наши материалы в своей дискуссии о прошлом и будущем Петербурга».

Главный экономический ресурс в мегаполисе XXI века – не промышленность, а человеческий капитал и время на его реализацию – заявил в ходе дискуссии экономист, публицист, генеральный директор консалтинговой компании Дмитрий Прокофьев. Вот о чём надо думать, говоря об экономии и экономике, вот для чего необходимо создавать все условия — в первую очередь, как это ни банально звучит, логистические. В Санкт-Петербурге же, где активно борются за инвестиционную привлекательность, одно за другим принимаются решения об отмене крупнейших и важнейших стратегических проектов в транспортной сфере или остановке их реализации. А ведь они не случайно назывались «стратегическими». Отмена строительства Орловского тоннеля, возведения новых переправ и магистралей – стратегическая ошибка городской власти, считает Прокофьев. (Отметим, что проект Орловского тоннеля вызывал нарекания со стороны экологов и общественности – прим. редакции «Новый смысл».)

Главный экономический ресурс в мегаполисе XXI века – не промышленность, а человеческий капитал и время на его реализацию – заявил в ходе дискуссии экономист, публицист, генеральный директор консалтинговой компании Дмитрий Прокофьев

Именно наличие проектов, которые улучшат ситуацию в городе с точки зрения логистики, и является сегодня решающим фактором для потенциальных инвесторов и партнёров, а не двухпроцентный рост одного из экономических показателей по отношению к аналогичному периоду года предыдущего. А Петербург продолжает жить по устаревшему и бесперспективному индустриальному сценарию. «Мировой тренд сегодня – переход к постиндустриальному развитию, – говорит Прокофьев. – Это рост доли производства услуг и снижение доли производства товаров. Главный экономический ресурс современности – не рост производства, а время». Прежде всего, по его словам, речь идёт о времени высококвалифицированных работников, на экономию которого и должны быть направлены усилия тех, кто сегодня принимает стратегические решения о развитии города и делает тактические шаги в сторону их реализации. Другими словами, сегодня природа труда в мегаполисе иная, нежели «дорога – работа на производстве – дорога – дом». Сегодня природа деятельности – перемещение по городу, преодоление расстояний из точки «А» в точку «Б» с минимальными потерями времени. От этого зависит успех. «Время – деньги» – эти слова приобретают новый смысл. «Человеческого капитала на глобальной транспортной карте Петербурга нет», – уверен эксперт. Город гонится за мифическими показателями успеха. Снижается безработица, создаются новые рабочие места – рапортуют власти. При этом увеличивается доля пенсионеров и снижается доля молодёжи, которая бежит из застойного Петербурга. Обращаться на биржи труда скоро будет просто некому. Да и стоит ли, если в городе, который некогда был культурной, научной столицей нашей Родины, наиболее востребованные «специалисты» – разнорабочие и уборщики? А стоимость квадратного метра жилья в разы превышает уровень средней заработной платы, что также говорит не в пользу постиндустриального развития города, при котором эти величины сопоставимы. Поэтому главная развилка сегодня: город будет развиваться по сценарию, диктуемому XXI веком, или же продолжит погружаться в век даже не в XX-й, а в XIX-й, т. е. жить по старым законам индустриализации в условиях её расформирования? По мнению эксперта, речи о развитии Петербурга сегодня не идёт.

Прокофьева поддержал социолог, философ, управляющий партнёр Агентства политических исследований Александр Карасёв. По его мнению, уже сегодня необходимо создать в Петербурге новую систему управления постиндустриальными сегментами, обеспечив поступательный переход от одной системы к другой, коррелируя с этим процессом концепции развития всех отраслей городской экономики, а также программы реализации социальной политики. «Если через 5 лет не будет такой системы, Петербург не выживет в условиях глобальной конкуренции», – считает эксперт. И одним из первоочередных шагов в построении такой системы, по его мнению, должно стать объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поскольку Ленинградская область, на протяжении многих лет формируемая как индустриальный и сельскохозяйственный регион, самостоятельно окажется не в состоянии идти в ногу со временем.

Глобальная психосоматика – такой диагноз поставила петербуржцам специалист в области психоанализа Елена Сахарова. По её наблюдениям, уровень стресса у населения зашкаливает

«За последние годы не было проведено ни одного социологического исследования о настроениях молодёжи. Видимо, мы не интересны городу. Может быть, потому что мы – не основной электорат? Но ведь именно нам здесь жить и воплощать в жизнь разрабатываемые сегодня стратегии и концепции. Под красивым понятием «молодёжная политика» скрывается что угодно, только не изучение самой молодёжной сферы. А как может строиться политика в принципе без понимания, на каком состоянии находится курируемое направление, то есть мы?» – обозначила больной вопрос координатор Петербургской студенческой инициативы Евгения Иванова.

Глобальная психосоматика – такой диагноз поставила петербуржцам специалист в области психоанализа Елена Сахарова. По её наблюдениям, уровень стресса у населения зашкаливает. А доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор добавил: в массах сегодня доминируют такие психолого-политические настроения, как страх будущего, апатия, одиночество и скука. Сахарова уверена, что эти настроения – следствие того, что нет взаимодействия между властью и населением. Власть просто не видит необходимости в обратной связи.

С высокой долей вероятности можно предположить, что в документе, который через десять дней ляжет на столы питерских депутатов, а, возможно, даже на стол главы города, будут совсем иные выводы об итогах 2011 года и предложения совсем иных путей движения вперёд, чем те, что сделает господин Полтавченко.

Фото Александра Николаева («Интерпресс»)