18 января 2012

Выборы в парламент Казахстана: победа коммунистов

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ

В Казахстане завершились выборы в Мажилис Парламента РК, в который, по предварительным данным, прошли три партии: Народно-демократическая партия «Нур-Отан», Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана.

Надо отметить, что вопреки распространённым мнениям, выборы в Казахстане в последние годы дошли до весьма высокой степени развития. Дело в том, что практически на каждых выборах обкатывалось какое-либо законодательное новшество, и от выборов к выборам избирательный процесс становился всё лучше. На этих выборах такое новшество тоже было. После того, как в 2007 году на парламентских выборах победу одержала только одна партия — «Нур-Отан», в законодательство была введена поправка о том, что в таком случае место в парламенте получает вторая по количеству голосов партия, даже если она и не набрала 7% голосов, то есть не прошла проходной барьер.

На президентских выборах в 2010 году кандидат от КНПК Жамбыл Ахметбеков (на фото) набрал 1,36% голосов. Многие не верили, что у КНПК получится показать хороший результат и пройти в парламент

Однако поправкой не пришлось воспользоваться. Партии отнеслись к выборам серьёзно и провели успешную избирательную кампанию, в результате чего три партии могут праздновать победу. И из всех партий, в наибольшей степени отличилась, пожалуй, КНПК. Она добилась серьёзной и важной победы. Во-первых, партия начинала с довольно низких стартовых позиций. В 2007 году она набрала 1,29% голосов. На президентских выборах в 2010 году кандидат от КНПК Жамбыл Ахметбеков набрал 1,36% голосов. Многие не верили, что у КНПК получится показать хороший результат и пройти в парламент. Однако в партии очень серьёзно отнеслись к избирательной кампании, мобилизовали весь партийный актив и воспользовались опытом прошедшей президентской кампании. У партии уже были подготовленные штабы, подготовленные агитаторы, имеющие опыт ведения агитационной кампании.

Во-вторых, в КНПК справедливо рассудили, что их электорат — это простые люди, трудящиеся массы, и нужно идти к ним. Потому партия решила сократить до минимума агитацию в газетах и на телевидении и основные силы бросила на устную агитацию, встречи с избирателями, поквартирный обход, распространение агитационных материалов, газет, расклейку плакатов. Времени на ведение агитации было мало — всего 18 дней. Агитация началась в праздник 20-летия независимости Казахстана, а впереди были ещё новогодние праздники. Но агитаторы от КНПК работали и в праздники. Масштабы работы поражают. Только в Алматы агитаторы обошли около 100 тысяч квартир и распространили около 65 тысяч единиц агитационных материалов.

В КНПК справедливо рассудили, что их электорат — это простые люди, трудящиеся массы, и нужно идти к ним. Потому партия решила сократить до минимума агитацию в газетах и на телевидении и основные силы бросила на устную агитацию

В-третьих, особый упор был сделан на агитационные поезда, которые колесили по областям и районам, из посёлка в посёлок, из города в город, и везде вели агитацию, беседовали с людьми на улицах, распространяли агитационные материалы. В работе агитпоездов участвовали все секретари ЦК КНПК, и даже Владислав Косарев, несмотря на свой возраст, лично объехал несколько областей.

Таким образом, коммунисты-народники вели агитацию в самой гуще народа. В ходе агитационной кампании была выработана тактика агитации на рынках. Рынок — это место, посещаемое в будни и праздники, куда стекается множество людей. К тому же, партия делает акцент на защите прав мелких предпринимателей и самозанятых, и основная их масса работает именно на рынках. Потому агитаторы, в специальных нагрудниках с партийной символикой, в красных шарфах, заходили на рынки и общались с продавцами и покупателями. Они делали мелкие покупки и под этим предлогом заводили беседы о выборах, о партии и предвыборной программе. Так делалось во всех областях и, вероятно, коммунисты посетили все сколько-нибудь крупные рынки в Казахстане, а КНПК была единственной партией, которая агитировала на рынках. Думается, что только «рыночная» агитация дала коммунистам не меньше 1,5-2% голосов избирателей.

Агитпоезда заезжали и в районы, в особенности в глухие и отдалённые. Например, коммунисты-народники оказались единственной партией, которая добралась до посёлка Жанатас Жамбыльской области (известного города-призрака, пришедшего в упадок после прекращения добычи фосфоритов). Там не было даже агитации «Нур-Отана» — фаворита выборов. Разумеется, коммунисты-народники сполна использовали преимущество положения. Таких визитов было немало. Агитаторы и кандидаты от КНПК общались с шахтёрами, нефтяниками, металлургами, энергетиками, машиностроителями, крестьянами и фермерами. Люди очень приветливо встречали коммунистов-народников, особенно в отдалённых аулах. Многие просто не верили, что к ним кто-то приедет. Многие избиратели давали партии различные наказы, просили помочь в решении самых неотложных вопросов. Многие выражали готовность не только голосовать, но и вступать в партию. По сведениям Алматинского обкома (в КНПК за область отвечает обком, а за Алматы — горком), за время избирательной кампании в партию вступило 136 человек.

Коммунисты-народники вели агитацию в самой гуще народа. В ходе агитационной кампании была выработана тактика агитации на рынках. Рынок — это место, посещаемое в будни и праздники, куда стекается множество людей. К тому же, партия делает акцент на защите прав мелких предпринимателей и самозанятых, и основная их масса работает именно на рынках

Результаты этой напряжённой кампании налицо. КНПК по предварительным итогам получила 7,2% голосов, прошла в парламент. По сравнению с предыдущей избирательной кампанией, партии удалось прирасти на 5,9% голосов. Всего за партию проголосовало 482,4 тысячи избирателей. Прирост голосов по сравнению с предыдущей кампанией составил 395,3 тысяч человек. В среднем, КНПК привлекла по пять голосов на одного члена партии. Для сравнения, «Нур-Отан» привлекает по 7-8 голосов на члена партии, при том, что эта партия в шесть раз многочисленнее КНПК. Эти цифры означают, что КНПК состоялась как серьёзная партия, которая пользуется поддержкой населения. Избирательный экзамен партией сдан. С победой коммунистов парламент в Казахстане, наконец, стал многопартийным, и политологи ожидают серьёзного оживления работы и дискуссий в его стенах.

 

  • http://www.sensusnovus.ru Костюк Руслан

    Успех казахстанских коммунистов, разумеется — результат их планомерной работы в массах. Но всё

  • http://www.sensusnovus.ru Костюк Руслан

    Cвоему успеху КНПК обязана именно плотной работе с простыми избирателями, автор прав в этом. Но говорить о победе, думаю, несколько странно — речь о прорыве, успехе. А победа досталась тем, кто без труда остаётся у власти. разве не так?