16 апреля 2011

«Газпром», ты снова рвёшься ввысь…

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА

Как стало известно, «Газпром», хотя и поменял место дислокации своего будущего общественно-делового центра в Петербурге, «переехав» из Красногвардейского района в Приморский, но от планов увековечить себя посредством «именного» небоскрёба так и не отказался. Архитектурная концепция нового, лахтинского проекта «Газпрома» будет создаваться на основе всё того же «Охта-центра».

Держись, геолог

Смольнинский комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) 5 апреля издал распоряжение № 941 «О подготовке документации по планировке территории…». Речь идёт об обширном «пятне застройки» в Приморском районе Петербурга, на выезде из города между Финским заливом и Приморским шоссе. Границами обозначенной территории служат Высоковольтная улица, береговая линия Невской губы и новый, существующий ещё только на карте проезд. Участок площадью 14 гектаров недавно был куплен дочерней структурой «Газпрома», ЗАО «ОДЦ «Охта», у группы ЛСР, возглавляемой экс-вице-губернатором северной столицы Александром Вахмистровым. Сделка была произведена «с целью реализации проекта общественно-делового района», информирует портал ohta-center.ru.

"Газпром" пока не нашёл покупателя участка земли в устье Охты

По мысли представителей «Газпрома», «реализация нового масштабного проекта послужит стимулом для развития района Южной Лахты, где впоследствии может быть создан современный район, сочетающий в себе новаторскую архитектуру, новый подход к формированию городской среды, инновационные инженерные решения и бережное отношение к природе».

«По данным социологических исследований Gallup International, Приморский район входит в число наиболее благоприятных мест для размещения нового делового центра. Более 60 % жителей города приветствуют появление на этой территории современных архитектурных объектов», — сообщают сотрудники ОДЦ «Охта».

Однако, возможно, петербуржцы не в курсе того, что, по оценке специалистов, состояние грунтов на выбранном «Газпромом» участке мало подходит для строительства высотных зданий?

— К этому месту примыкает северная часть Невской губы. Там на прибрежных отмелях активнейшим образом много лет добывали песок, всё дно — это остатки карьеров, — объясняет завотделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Спиридонов. — Что касается берегового участка, где «Газпром» собирается строить деловой комплекс, то он мало отличается по своим геологическим характеристикам от Охтинского мыса. Возможно ли здесь возведение высотного здания? Я могу утверждать, что первые 40-60 метров вглубь на этом месте абсолютно непригодны для строительства тяжёлых сооружений.

При этом у Михаила Александровича есть подозрения, что на лахтинском участке, приобретённом ОДЦ «Охта», ситуация в данном контексте ещё сложнее, нежели на Охтинском мысу. «Чем ближе к морю, тем опаснее все экзогенные геологические процессы. У нас береговая линия молодая, идёт процесс её формирования. Самое главное: в этом районе никто не проводил детальных геологических исследований!» — обращает внимание академик.

 

Сотрудник ВСЕГЕИ Михаил Спиридонов утверждает, что в Лахте "первые 40-60 метров вглубь абсолютно непригодны для строительства тяжёлых сооружений"

Заметим, что для большей части территории в Лахте, запланированной под создание так называемого общественно-делового района, допустимый параметр высотности составляет, согласно ПЗЗ, 27 метров, а для береговой части — 15 метров.

«Ожидаемо, что «Газпром» и в данном случае не пожелает вписываться в установленные законом ограничения, а вновь попытается получить разрешение на отклонение от допустимых высотных параметров, — прогнозируют руководители партии «Справедливая Россия» в распространённом ими открытом заявлении. — Мы против каких бы то ни было отклонений в принципе – они размывают закон, обесценивают его. А закон должен нормально работать и быть обязательным для исполнения всеми, вне зависимости от их финансовых и лоббистских возможностей».

Крылатые выражения

Для чего были установлены столь жёсткие ограничения? Как пояснил главный разработчик высотного регламента Борис Николащенко, этого требовали специалисты в области охраны природы, в том числе — орнитологи. Дело в том, что рассматриваемый участок находится на пути миграции птиц, рядом с местом их гнездования — Лахтинским разливом. Здание высотой более 27 метров может стать для пернатых непреодолимым препятствием при взлёте и привести к гибели целых популяций, полагают учёные.

"Газпром" хочет возвести небоскрёб в районе Высоковольтной улицы

Например, старший научный сотрудник Зоологического института РАН Владимир Храбрый убеждён, что для точной оценки ожидаемых последствий необходимо провести исследования ночной миграции птиц, на которые потребуется не один год. «Последние такие исследования проводились сорок лет назад. Днём небоскрёб вряд ли нанесёт вред птицам: они видят препятствие. Но основная миграция происходит ночью. Высоты, на которых она проходит, неизвестны. Для их изучения потребуется два года. По специальным методикам нужно выяснить, какие высоты, что за птицы, сколько их пролетает за час, изучить возможность столкновения со зданием».

Справедливости ради следует сказать, что не все экологи и другие профильные специалисты в полной мере разделяют данную озабоченность.

— Невская губа — действительно уникальное место, на Беломоро-Балтийском пролётном пути это одна из крупнейших миграционных стоянок водоплавающих птиц. Во время весенних миграций здесь ежедневно стоят десятки тысяч птиц. В основном это утки, чомги, лысухи, реже — гуси, много лебедей. Происходит это с момента стаивания льда и до середины мая. Однако сейчас численность птиц в Невской губе сократилась по сравнению с XIX веком в десятки раз, — рассказал ведущий научный сотрудник биолого-почвенного факультета СПбГУ Дмитрий Ковалёв.

 

Научный сотрудник Зоологического института РАН Владимир Храбрый убеждён, что для точной оценки ожидаемых последствий необходимо провести исследования ночной миграции птиц

Что касается Лахтинского разлива, то, по словам эксперта, до второй половины ХХ века в весенний период там всё было забито птицами, однако после того, как произошло дноуглубление, для птиц эта территория утратила свои свойства: «птица уходит в места, где появляются новые плавни».

Строительство высотных зданий, конечно, может оказывать влияние на движение птиц, добавил учёный.

— Всё зависит от места. Если здание строится на перевале, тогда да, птицы летят и сбиваются с миграционных путей. Но у нас нет транзита птиц: в основном это старт и посадка. Кроме этого, разработаны методики отпугивания птиц со звуковыми и световыми эффектами. И само высотное здание, как правило, подсвечено со всех сторон. Конечно, у нас есть туманы, но небольшие звуковые эффекты позволят птицам сориентироваться, — считает биолог.

Панорама без обмана

Мнения защитников исторического Петербурга по отношению к проекту газового монополиста в Лахте тоже разделились.

«Место строительства удалено от исторического центра города более чем на 9 километров и находится за пределами существующей городской застройки», — констатируют представители «Газпрома», тем самым, казалось бы, отметая любые попытки сослаться на «искажение небесной линии».

Главный разработчик высотного регламента Борис Николащенко

— Идея высотного строительства — она сама по себе довольно спорная. Хотя, в общем, это дело вкуса, в конце концов, каждому нравится своя высота. Есть, конечно, спорный момент — небоскрёб может быть виден с Дворцовой набережной, с Васильевского острова, с Петропавловки. Это тоже нежелательно, хотя, учитывая то, что объект влияет на панорамы на расстоянии до шести километров, а здесь девять, это допустимо. С точки зрения законодательства всё правильно. Но пока нет проекта и нет возможности всё посчитать и посмотреть, это всего лишь домыслы, — дипломатично комментирует ситуацию лидер движения «Живой город», без пяти минут советник губернатора города Юлия Минутина.

«Проведённое специалистами моделирование показывает, что при сооружении в Лахте объекта высотой 400 метров он вторгнется в ряд охраняемых панорам, — указывают, в свою очередь, представители «Справедливой России». — Так, при обзоре с Дворцовой набережной и Троицкого моста башня Газпрома появится рядом с Петропавловским собором, в панораме Стрелки Васильевского острова (где встанет между Ростральными колоннами почти вровень с одной из них). В зону видимости попадают почти вся Сенатская площадь и часть Дворцовой, основная часть Дворцовой набережной, вся набережная Макарова, Тучков мост, проспект Добролюбова и другое. Кроме того, такая доминанта неизбежно вторгнется в ансамбль Невской губы при обзоре со стороны Петергофа».

Ещё недавно Юлия Минутина, координатор движения "Живой город", просила "Газпром" не "кошмарить" Петербург

«Предельные параметры высоты зданий, строений, сооружений на территориях за границами зон охраны применяются при условии сохранения панорам исторического центра Санкт-Петербурга», — напоминают авторы заявления положение городского закона № 820-7 («О границах зон охраны…»).

«Важным достоинством участка является близость к Кольцевой автодороге и строящемуся Западному скоростному диаметру, благодаря которому транспортный поток западных районов города будет перенаправлен с севера на юг, минуя исторический центр Петербурга. Улучшить транспортную логистику Приморского района помогут новые транспортные развязки и дороги, которые должны появиться в ближайшие годы, в том числе, в связи с реализацией проекта делового кластера», — обещают бонусы водителям и пассажирам заказчики проекта в Лахте.

«И без того сегодняшняя транспортная ситуация здесь чрезвычайно напряжённая, в часы пик в этом районе выстраиваются многокилометровые пробки. А возможности расширения трассы, проложенной почти у кромки разлива, сооружения развязок ограничены, — позволяют себе усомниться активисты «Справедливой России», опираясь на мнение специалистов. — При таких исходных мы со всей очевидностью получим транспортный коллапс».

Учитывая «за» и «против», многие наиболее радикальные градозащитники и представители оппозиционной общественности уже сегодня консолидируются для борьбы с «Лахта-центром». Их оппоненты из числа недавних борцов с «Охта-центром» настроены более оптимистично и осторожно.

— «Газпром» проявил готовность прислушаться к общественности и действительно подумать в другом направлении… Я могу говорить только с позиций охраны наследия. И с нашей точки зрения, решение «Газпрома» — это безусловный плюс, хотя нужна конкретика. Нужно видеть проект. Но в целом —  это в любом случае лучше того, что было бы на Охте, — подытоживает Юлия Минутина.

«Победили на Охте — победим и в Лахте!» — в свою очередь, сформулировал позицию свою и своих сторонников активист Олег Герасимов в одном из комментариев в сети.