12 марта 2011

Что такое гараж, если — по-справедливости…

Татьяна ЛЕОНИДОВА

Гаражники – этот неологизм вошёл в речь политиков и общественных активистов летом-осенью 2010 года, когда по решению Смольного стали сносить гаражи на Парнасе, а их владельцы упорно этому сопротивлялись. История с гаражами началась несколько лет назад, когда снесли ГСК-1, ГСК-3 и ГСК-5. А сейчас проблема сноса гаражей вышла на уровень законотворчества. «Единая Россия» приняла закон «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей», а партия «Справедливая Россия» разработала поправки к нему.

Первый привет

«Наш гараж снесли в начале августа 2008 года. В то время я была на даче, а соседи – кто в Турции, кто в Египте. О сносе гаража узнали совершенно случайно, – рассказывает одна из бывших владелиц гаража в ГСК-1. — Сын собирался ехать на своей машине в командировку и заехал утром в гараж, чтобы взять запасное колесо и канистру бензина. Приезжает, а там уже всё огорожено забором, милиция никого не пускает. Нас даже не известили о сносе».

Власть не объяснила людям, где им ставить свои машины после сноса гаража

17 июня 2008 года вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга №732, которое стало камнем преткновения между Смольным и гаражниками. Согласно этому постановлению, владельцам снесённых гаражей и мест на ликвидированных автостоянках предоставляются на выбор: или земельные участки для строительства многоярусных гаражей-паркингов, или участки для открытых автостоянок, или же земельные участки, не подлежащие застройке в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга. Если же предоставление таких земельных участков по каким-то причинам не возможно, а земля, на которой стоят гаражи, предоставляется под инвестиционные проекты, то их владельцы должны получить денежные компенсации за счёт средств бюджета города или за счёт инвестора.

Только вот в чём загвоздка: ни того, ни другого, ни третьего владельцы снесённых в 2008 году гаражей до сих пор не получили. Зато за прошедшие два года видели много писем от чиновников, которые уверяли их, что новый законопроект, касающийся гаражей, находится в разработке и буквально в скором времени вступит в силу. Тогда и можно будет говорить о каких-то компенсациях. Как ни странно, действие 732-го постановления на владельцев гаражей в ГСК-1, ГСК-3 и ГСК-5 не распространяется. И чиновники так пока и не находят время на разговор с ними.

Гараж - это временное строение или капитальное?

Музы Парнаса

Снос гаражей в ГСК Московского района стал первой ласточкой. О данной проблеме широкая общественность заговорила после сноса гаражей на Парнасе.

Напомним, что в 2007 году Администрация Выборгского района продала землю под гаражами компании-застройщику «Главстрой», хозяином которой является известный всем олигарх Олег Дерипаска. Несмотря на то, что гаражники за свой счёт привели в порядок огромную территорию, данный земельный участок был продан без обременения, как будто там до сих пор болото, а 9000 гаражей просто не существует. В компенсации утраченного имущества, которое подпадает под понятие «недвижимость» (несмотря на неприятие данного факта юристами Администрации), владельцам гаражей по неизвестным причинам отказали.

Владельцы гаражей на Парнасе смело отстаивали свои права и имущество

Владельцы подлежащих сносу гаражей решили сопротивляться. Они не только писали письма во всевозможные инстанции, но и пытались отстоять своё законное имущество прямыми действиями. В 2009 году профсоюз «Рубеж» отбил атаку «сносителей» на Парнасе-4, а в 2010-м прошло несколько громких акций, парнасовцы строили баррикады и всеми силами старались не пускать на территорию кооператива рабочих, представителей администрации и милицию. И всё же их усилия оказались тщетными – администрация города гаражи ликвидировала.

Кто же действительно занимался непосредственным сносом гаражей на Парнасе, до сих пор остается загадкой. В КУГИ заявляют, что гаражи сносили приставы, приставы говорят, что к сносу не имеют никакого отношения.

Сопротивление гаражников на Парнасе подавлял ОМОН

Как утверждает Сергей Андреев, руководитель Общественного движения «Андреевский страж», протесты гаражников против постановлений правительства Санкт-Петербурга не принимают в судах, нотариусы отказываются заверять копии свидетельств о собственности, ссылаясь на то, что это свидетельства старого образца. А сами судьи заявляют, что интересы города превалируют над 35-й статьей Конституции РФ, которая гласит о том, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Многие положения из 732-го постановления перекочевали в закон, разработанный «Единой Россией» — «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей», который был принят буквально за одну ночь 26 января 2011 года. Так, согласно, данному закону, гараж является временным сооружением, предназначенным для хранения личного автотранспортного средства. А к полномочиям правительства Санкт-Петербурга относится не только предоставление в установленном порядке земельных участков под строительство паркингов или организации автостоянок, но и определение размеров компенсации за снесённые гаражи. Выплаты же компенсаций осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

Сопротивление на Парнасе

Хорошо забытое старое

Проблема гаражей в Санкт-Петербурге появилась не сегодня. По словам представителей партии «Справедливая Россия», первый законопроект «О гарантиях прав граждан – владельцев гаражей на коллективных автостоянках в Санкт-Петербурге» появился ещё 10 июня 2008 года. Он был разработан представителями общественных организаций, а также партиями «Справедливая Россия» и «Яблоко», но до сих пор пылился «в столе». Как утверждают его разработчики, причина в том, что он не интересен и не выгоден власти. Почему закон о гаражах всплыл в предвыборный год с подачи «Единой России», объяснять долго не надо.

На минувшей неделе в региональном представительстве партии «Справедливая Россия» состоялись слушания по поправкам к закону «единороссов». Главное требование «эсеров»  — придание гаражам статуса капитального строения и, соответственно, закрепление за владельцами гаражей права собственности на землю. Согласно закону, принятому «Единой Россией», гараж является временным сооружением.

Сопротивление парнасовцев напугало власть

И справедливороссы считают, что этот закон пускает гражданина «по большому кругу»: сначала рассматривают возможность предоставления участка для строительства многоэтажного паркинга, затем возможность предоставления иного участка для оборудования автостоянки, и только после этого можно говорить о компенсациях. Ведь компенсация – это крайняя мера в интересах города.

Один из пунктов поправок гласит, что гражданин имеет право сам выбирать способ обеспечения своих имущественных прав: или место в паркинге или денежную компенсацию. Так же паркинг должен строиться на месте ликвидированной коллективной автостоянки или в непосредственной близости от него. В соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, размер компенсаций должен определяться не правительством Санкт-Петербурга, а оценщиками, которых выберет владелец гаража. Если же земля выделена инвестору, то сам инвестор должен выплачивать компенсации или предоставлять владельцам ликвидированных гаражей место в паркинге. Помимо всего прочего, в планы «Справедливой России» входит ограничение количества документов для получения компенсации: для  этого нужен будет только документ о владении гаражом и удостоверение личности.

Митинг владельцев гаражей в Санкт-Петербурге

На обсуждении поправок к закону о гаражах были выслушаны и предложения их собственников. Многие говорили о том, что гаражи необходимо признать недвижимым имуществом, а также закрепить право собственности на земельные участки под гаражами. Были и довольно радикальные предложения: «утром – деньги, вечером – стулья». То есть сначала предоставление компенсации или места в паркинге, и только после этого – снос; паркинг должен перейти в коллективное пользование, иначе есть вероятность, что арендаторов «задушат» коммунальными сборами.

Похоже, справедливороссы крепко взялись за дело. «Если в этом году получить гарантии в виде закона не получится, то в ближайшие несколько лет гаражников ждут бытовые неприятности, а город – многочисленные проблемы, например, с уборкой снега, – заявляет руководитель фракции «Справедливая России» в ЗАКСе Санкт-Петербурга  Олег Нилов. – Матвиенко работает на привлечение инвестиционных проектов в город. И за это её можно уважать. Но её интересуют только инвестиции. На те сферы, где не пахнет деньгами, или где имеются какие-то проблемы, её интересы не распространяются».

Кроме того, господин Нилов не скрывает, что «Справедливая Россия» вносит свои поправки к закону о гаражах ещё и для того, чтобы разоблачить «ЕдРо»: «Чтобы сорвать с них эту маску лживости и двуличности». Страсти, как всегда в предвыборный год, накаляются не по дням.

Гаражи на Парнасе снесли, но сопротивление их владельцев было небесполезным

 

  • http://netsnosu.ru Борис Карпов

    Хорошая статья. Спасибо.

  • Алексей Фридман

    законы Санкт-петербурга не могут входить в конфликт с федеральными законами, не все гаражи являются движимым имуществом,ст 130 ГК РФ все четко определяет, что к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства,исходя из этого если имеется фундамент,то невозможно признать вещь движимой.Важным также является вопрос о предоставлении земельного участка , если земельный участок предоставлен не для капитального строительства(то есть без установки фундамента)тогда такой гараж даже с фундаментом признать недвижимым конечно нельзя.