31 октября 2016

Эмиль ПУЖЕ: «Инстинкт протеста и возмущения преобразил рабочего»

Работа «Синдикат»

Положение рабочего в современном обществе

Эмиль Пуже (1860-1931)

Эмиль Пуже (1860-1931)

Какое положение занимает в современном обществе рабочий-пролетарий?

Заинтересованным самим приходится искать ответ на этот вопрос. Впрочем, найти этот ответ не трудно, стоит только присмотреться повнимательнее к нашей жизни.

Социальный вопрос не является трудным и отвлечённым предметом. Посмотрим же как живёт рабочий в нашем обществе. Его судьба зависит всецело от хозяина. Если рабочий сегодня находит желающего его нанять предпринимателя, то он может сказать, что он и его семья будут сегодня сыты, но если предприниматель, по каким-либо причинам отказывает ему в работе и рассчитывает его, то рабочего и его семью ждут все ужасы безработицы и нищеты… У большинства рабочих нет никаких сбережений, так как в современном обществе капиталист-предприниматель платит рабочему ровне столько, чтобы он не умер с голода.

Республиканский закон 1789 года, составленный на основании коренных положений, провозглашённых Великой французской революцией, объявил (не в насмешку ли?), что бедняк равен по своим правам богачу. И вот этот бедняк в качестве свободного человека ищет изо дня в день эксплуататора, который согласился бы принять его добровольным рабом.

stachka-v-parizhe

Но, нам, быть может, возразят, что такое положение не является общим правилом, и что безработице и нищете подвергаются лишь немногие рабочие.

Увы, к сожалению, нет. В настоящее время это общая участь всех рабочих.

Присматриваясь к жизни рабочих, можно прийти к заключению, что между необеспеченным существованием пролетария, существованием рабов в древности и крепостных в средние века нет большой разницы.

Одним из условий человеческого счастья является душевное спокойствие, покоящееся на уверенности в обеспеченности существования в настоящем и будущем; счастье состоит в том, чтобы не подчиняться никому, ни хозяину, ни его управляющему, и чувствовать себя морально и материально независимым, свободным от всех цепей и угнетения, исходящих от чужой воли.

Конечно, современный пролетарий пользуется (в очень небольшой степени) всеми благами умственного и промышленного прогресса; он ест на тарелках, которые показались бы предметом роскоши для древнего раба, он освещает свою квартиру керосином, газом и даже электричеством, всеми способами освещения, которые очень далеки от чадящих светильников или смоляных факелов средних веков.

Но все эти чудеса человеческого гения и много других, которых даже невозможно перечислить, не являются ещё существенными элементами человеческого благополучия и счастья. Чтобы чувствовать себя удовлетворенным и счастливым, не достаточно наслаждаться видом гигантских фабрик и заводов, где работаешь, или управлять автомобилем, паровозом, телеграфом, телефоном и т. п.

Благополучие человека зависит от уровня благосостояния, вытекающего из нормального соотношения между интенсивностью производства и возможностью потребления. Одним из условий человеческого счастья является душевное спокойствие, покоящееся на уверенности в обеспеченности существования в настоящем и будущем; счастье состоит в том, чтобы не подчиняться никому, ни хозяину, ни его управляющему, и чувствовать себя морально и материально независимым, свободным от всех цепей и угнетения, исходящих от чужой воли. Счастье невозможно без свободы.

Наука же, как бы ни был велик её прогресс и её влияние на жизнь общества, не изменяет социальных отношений, ставящих рабочего в зависимость от капиталиста. Эти отношения всегда были и будут те же, что отношения господина и раба. С течением веков эти отношения изменились только по форме, сущность же остаётся всё та же.

Счастье невозможно без свободы.

Согласно закону, пролетарий свободный человек, а древний раб был живым товаром, вещью, которую владелец мог продать, уничтожить и подарить. Средневековый крепостной был также вещью, прикрепленной к земле помещика. Современный же рабочий свободный человек, могущий свободно переезжать с места на место, менять свое ремесло и т. д. Разница как будто бы громадная. Но, в действительности, современный пролетарий всё тот же раб. Даже в некотором отношении его положение хуже, чем судьба древнего раба: рабовладелец, считавший раба своей собственностью, заботился о его жизни, конечно, ради своих коммерческих интересов, и перед древним рабом никогда не стоял призрак безработицы и голодной смерти.

В наше время капиталист уже не является собственником рабочего.

Он только нанимает его на определённое время. Благодаря этому хозяин-предприниматель нисколько не заинтересован в том, чтобы здоровье рабочего не разрушалось, чтобы он питался как следует и т. п. Он прекрасно знает, что если рабочий заболеет или сделается нетрудоспособным, то он всегда может легко найти другого рабочего на его место.

Итак, в современном обществе, у пролетария никогда нет обеспеченного на завтра куска хлеба, ибо даже при всём своём старании и бережливости рабочий не сможет обеспечить себя от безработицы, болезни и старости. Действительно, его заработок так недостаточен, что ему не хватает даже на то, чтобы как следует удовлетворять свои потребности, в особенности если у него большая семья. С другой стороны, его положение всегда неустойчиво, так как он вполне зависит от хозяина, который без всяких колебаний может завтра же выбросить его на улицу.

Как образуется капитал

Какая огромная разница между необеспеченным, неопределённым и лишённым радостей существованием рабочего с одной стороны, и жизнью капиталиста, полной излишеств, с другой.

На первый взгляд может показаться, что сытая жизнь этих привилегированных является результатом их личных усилий и личных заслуг; ведь предприниматели и капиталисты также трудятся и наиболее энергичные, и умные из них достигают наибольшего успеха.

Личных усилий и личных заслуг недостаточно, чтобы накопить огромные богатства и нажить большое состояние. Личным трудом, личной энергией и талантом можно достигнуть лишь сравнительного благополучия, не никогда нельзя сделаться крупным капиталистом.

Но в действительности это неверно. Личных усилий и личных заслуг недостаточно, чтобы накопить огромные богатства и нажить большое состояние. Личным трудом, личной энергией и талантом можно достигнуть лишь сравнительного благополучия, не никогда нельзя сделаться крупным капиталистом. Чтобы сделаться капиталистом, необходимо эксплуатировать труд других людей!

Что такое капитал? Это накопленный труд, кристаллизованное богатство.

Но какая ужасная несправедливость: чтобы продукты труда, т. е. богатство, стало капиталом, необходимо, чтобы оно сосредоточилось не в руках того, кто является действительно его творцом, т. е. рабочего, а в руках предпринимателя-хозяина. Рабочий, занимаясь переработкой естественных продуктов, создаёт богатство. Если бы это богатство оставалось общественным, оно представляло бы общее достояние. И, бесконечно умноженное благодаря общим усилиям всех членов общества, оно было бы источником всеобщего благосостояния.

Но, к сожалению, этого ещё пока нет. Богатство, созданное трудом народных масс, захватывается, путём хитрой и сложной системы, отдельными лицами, в руках которых оно может накопляться до бесконечных размеров, образуя капитал.

Собственность и власть

Тщательное изучение экономических условий современной жизни доказывает, что общество разделяется на два класса, настолько же различных между собою, насколько и враждебных. С одной стороны — эксплуататоры, капиталисты, хозяева, собственники; с другой — эксплуатируемые, рабочие, служащие и крестьяне.

Если бы эксплуататоры для сохранения своих привилегии рассчитывали только на физическую силу или даже на личный авторитет, их господство продолжалось бы очень недолгое время.

Однако общество нельзя представить в таком простом виде: здесь эксплуататоры, а здесь эксплуатируемые. В сравнении с эксплуатируемыми, число эксплуататоров ничтожно. Если бы эксплуататоры для сохранения своих привилегии рассчитывали только на физическую силу или даже на личный авторитет, их господство продолжалось бы очень недолгое время. Ввиду этого экономическая эксплуатация уже с древних времён объединилась и вошла в союз с военной силой, которая и составляет сущность всякой политической власти. Но чтобы ещё более упрочить рабство народных масс, эксплуатирующее меньшинство постаралось придать своей эксплуатации значение всеобщего закона. Представители богатых и правящих классов объявили, что основами общественной жизни являются Собственность и Власть.

Благодаря невежеству и темноте народных масс, всякое посягательство на эти две придуманные основы общества — собственность и власть — стали называться преступлениями против всего человечества.

Для защиты и оправдания этих псевдооснов общества — собственности и власти — с течением времени появились целые армии различных юристов, военных, гражданских чиновников и т. п., которые насели, как паразиты, на народное тело и стали питаться трудом народных масс.

Чтобы ещё более упрочить рабство народных масс, эксплуатирующее меньшинство постаралось придать своей эксплуатации значение всеобщего закона. Представители богатых и правящих классов объявили, что основами общественной жизни являются Собственность и Власть.

Эти паразиты — священники, судьи, военные и прочие — сумели придать тем учреждениям, которые они создали, характер полезности и, таким образом, вселили в наивных простых людей веру, что общественная жизнь и порядок неразрывно связаны с механизмом угнетения и власти. Так была оправдана и узаконена подчинённость человека человеку; Собственность и Власть сделались средствами порабощения.

Трудно сказать, когда произошло в обществе установление Собственности и Власти. Уже в первобытные времена и у первобытных народов мы видим зачатки собственности и власти, которые смешивались друг с другом, и часто воин, или глава военного отряда являлся в то же время и самым богатым человеком, и крупным рабовладельцем. С течением времени, как всё в природе, собственность и власть разделились и в обществе образовались два класса — класс богатых, который занялся, главным образом, экономической эксплуатацией трудящихся масс, и класс военных и правителей, роль которых заключалась, главным образом, в охране привилегии богатых классов и в поддержании общественного порядка.

Но, как бы далеко не шло разделение между классом собственников и классом правителей, в действительности они неотделимы друг от друга. Собственность и Власть являются выражением одного и того же принципа, который осуществляет и признаёт подчиненность человека.

Благодаря невежеству и темноте народных масс, всякое посягательство на эти две придуманные основы общества — собственность и власть — стали называться преступлениями против всего человечества.

Как бы не изменялись с течением времени формы Собственности и Власти, их сущность остается всё та же. Вот почему и в настоящее время, когда в области экономической рабочий пользуется формально полной свободой, а в области политической полным равноправием, его положение в действительности не слишком разнится от положения его предка — раба или крепостного. И теперь подчинение, необеспеченность, усиленный труд, голод и прочее продолжают оставаться уделом трудящихся.

Вот почему и при современном порядке громадное большинство рабочих лишено благосостояния и свободы, и несмотря на демократические декорации в жизни процветают нищета и страдания.

Как освободиться?

Долгие века, трудящиеся безропотно мирились с своим рабским положением благодаря своей темноте, но вот, под влиянием уроков жизни, рабочий, хотя и неясно, стал сознавать своё рабство.

С этого момента инстинкт протеста и возмущения преобразил рабочего. Он сознал свою слабость, он увидал, каковы результаты обособления и эгоизма, которые проповедует буржуазия. И у него явилось желание объединиться с своими товарищами, чтобы как ни будь помочь своему личному бессилию.

Инстинкт протеста и возмущения преобразил рабочего.

Кроме того, самая современная форма эксплуатации привела его к организации. Промышленность, крупное производство, соединила его с такими же рабочими в мастерских, на заводах и на фабриках. Что же может быть естественнее, как не объединиться для общей помощи и улучшения своего положения со своими товарищами? И этот союз, зародившись инстинктивно и полусознательно, заставлял рабочих выступать с протестами и требованиями. Таково было зарождение профессиональных организаций.

Таким образом, рабочий, сознание которого пробудилось под влиянием самой жизни, начинает понимать необходимость объединения и вполне естественно прибегает к профессиональному союзу.

Продолжение следует

Работа «Основы синдикализма»:

Часть 1. «Профессиональный союз является органической клеткой всякого общества»

Часть 2. «Кто хочет быть потребителем, тот должен стать производителем»

Часть 3. «Демократизм ведёт к подавлению сознательного меньшинства»

Часть 4. «Синдикальное право не имеет ничего общего с демократическим правом»

Читайте также:

Эмиль ПУЖЕ: «Синдикат не руководствуется эгоистическими целями»

Алексей БОРОВОЙ: «В синдикализме рабочий — творец»

Юбер ЛАГАРДЕЛЬ. Интеллигенция и синдикализм

Алексей ЭТМАНОВ: «Профсоюза вне политики не бывает»

Дмитрий ТРУДОВОЙ: «Активист профсоюза должен быть безбашенным»