23 августа 2011

Активисты гаражного движения: «Во всём виновата “Единая Россия”»

Татьяна ЛЕОНИДОВА

Проблема сноса гаражей для Петербурга не нова и до сих пор актуальна. В минувшую субботу гаражники из профсоюза «Рубеж» провели на Пионерской площади флеш-моб под названием «День неоправданных надежд». Нужно заметить, что владельцы гаражей дважды подавали в Смольный заявку на согласование этой акции, но так и не добились положительного ответа. Поэтому вскоре к собравшимся на площади людям подошли сотрудники полиции, но применять какие-либо меры не стали. Подполковник полиции вежливо попросил участников не нарушать Конституцию, соблюдать общественный порядок и ретировался.

22 августа владельцы гаражей провели акцию на Пионерской площади

Через некоторое время после начала акции в руках у участников появились голубые воздушные шары с привязанными к ним выписками из статей Конституции. По мнению гаражников, властям, видимо, не нужна Конституция. Может быть, она пригодится кому-нибудь на небесах. В конце мероприятия несколько десятков воздушных шаров под музыку эквадорского квартета «Пакарина», выступавшего в тот момент на площади, отправились в небесную канцелярию.

Шарики со статьями Конституции улетели на небо

Напомним, что первые сносы гаражей начались ещё в 2008 году и продолжаются до сих пор. Их владельцам приходится отстаивать свои права не только в судах, но и физически — на баррикадах, как это было в случае со сносом гаражей в промзоне «Парнас». Многие до сих пор не могут получить от властей города компенсации за снесённое имущество.

Дмитрий КЛЕВЦОВ (Товарищество инициативных граждан России): «Гаражное движение, как лакмусовая бумажка всего нашего общества»

Дмитрий Клевцов - Федерация автомобилистов России

— Какой реакции властей от этой акции Вы ожидаете?

— В данный момент реакции никакой, кроме музыкального сопровождения интересной этнической музыки. Во время акции у нас к синим шарикам привязаны различные статьи Конституции. Мы будем отпускать её наверх, так как Конституция в нашей стране не выполняется, может быть, там наверху она кому-то понадобится.

— Каким образом происходит сотрудничество между гаражниками и ТИГР?

— Мы давно сотрудничаем. С самого начала становления профсоюза «Рубеж» мы помогали их развитию. Автомобильная тематика – общая для нас. Мы постоянно проводим совместные акции. Последний совместный митинг у нас состоялся весной. Проблема гаражников – это проблема парковок. В крупных мегаполисах не решена проблема парковок, она ак­ту­аль­на. Сейчас мы видим, что сотни, тысячи людей лишаются своих парковочных мест, введён новый закон о платных парковках на проезжей части. Людей будут дальше выгонять из боксов, они будут вынуждены парковать свои машины на улице, куда наше государство придёт и отберёт копеечку.

Сопротивление гаражников "Парнаса" подавлял ОМОН

— Как Вы считаете, в сносе гаражей повинна лично Валентина Ивановна Матвиенко или это вина системы в целом?

— Я считаю, что это вина системы. Но Матвиенко, как глава на­ше­го го­ро­да, должна была решать эти проблемы, не позволять проводить незаконные сносы, и обеспечить, в первую очередь, законность. Я понимаю, что городу нужны площадки. Но для этого у нас есть законы, которые подразумевают компенсацию владельцам снесённых гаражей. А людей выселяли без компенсаций, силовыми способами, незаконными, несмотря на решение судов о запрете сноса. Это всё происходило непосредственно под личным присмотром Валентины Ивановны. Поэтому её работу оцениваю негативно. Это касается не только гаражей, но и градостроительной политики. Весь город разрушен, у нас не открывались новые производства, мы перетягивали крупных налогоплательщиков по месту регистрации в Санкт-Петербурге, они платили налоги, но свои производства мы не строили. Малый и средний бизнес у нас практически уничтожен.

— В конце прошлого года на «Парнасе» под снос пошло около 9 000 гаражей, а выходили защищать своё имущество и отстаивать свои права человек 200 от силы. Как Вы думаете, причина состоит в том, что у нас гаражники такие инертные или в чем-то другом? Почему люди не борются за свои права и за своё имущество?

— Гаражное движение, как лакмусовая бумажка всего нашего общества, показывает пассивность нашего населения. Несмотря на то, что людей лишают собственности, они считают, что нельзя законным способом защищать свои права. И поэтому они вытирают слёзы и сидят дома.

Власть настроила против себя владельцев гаражей

— Что с этим можно сделать?

— Это можно преодолеть только путём гражданского просвещения, донесением до людей необходимости борьбы за свои права законным способом. И в конечном итоге показывать на своём примере, что можно бороться за права и в этом ничего плохого нет.

—  Но на «Парнасе» законные способы не помогли.

— Тем не менее, «Парнас»  стал причиной того, что этот вопрос актуализировался у нас в городе. В Законодательном собрании начали разбирать различные законы местного уровня. Да, площадку мы не отстояли, но в дальнейшем само движение «Парнас» зародило ряд инициатив по созданию законов о защите прав гаражников.

Борис КАРПОВ (профсоюз «Рубеж»): «Чтобы добиться справедливости, нужно выходить на улицы»

— Эту акцию мы назвали «День неоправданных надежд». Она приурочена к поведению, действиям и бездействиям властей города по отношению к владельцам гаражей, которые являются ещё и гражданами России. Последние сносы на Тарухтанных островах, на Космонавтов, 100, на Гжатской показывают и говорят нам о том, что история «Парнаса» власть ни чему не научила. На «Парнасе» снесли около 9 000 гаражей, но никто не получил ни копейки компенсации. И проблема даже не в том, что людям не была предложена компенсация и нарушена Конституция. Проблема в том, что в судах у нас тоже не получается добиться спра­вед­ли­во­сти. По­это­му, чтобы добиться справедливости, есть только два пути: выходить на улицы с разными целями, в разных количествах, и Страсбургский суд по правам человека. Власть просто пренебрегает интересами народа. Сегодня мы привязали к шарикам не только 35 статью Конституции (в третьем параграфе этой статьи указывается: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». – S.N.), которая нарушается в случае с владельцами гаражей, но и другие статьи, которые нарушаются в разных аспектах. Мы все граждане страны и мы имеем право проводить свои мероприятия, где захотим. Мы имеем право на свою собственность. Мы имеем право на её правовую защиту со стороны государства. Нас вынудило сегодня сюда прийти именно это бездействие и действие властей.

— Какой реакции на эту акцию от властей вы ожидаете?

— Нам бы хотелось, чтобы сегодняшняя акция показала властям, что мы не совсем согласны, мы не забыли ни «Парнас», ни Ситцево, ни последний снос на Турухтанных островах, и мы хотим от них каких-то реальных действий. То, что произошло на Турухтанных островах – это ещё более беспредельно, чем на «Парнасе». Там просто приехали 5 больших экскаваторов ночью и всё разломали. Это произошло в ночь на 28 июля. А накануне прокурор района (Про­ку­рор Ад­ми­рал­тей­ско­го рай­о­на — Алек­сандр Юра­сов. – S.N.) людям обещал на встрече, что всё у него под контролем и никаких сносов не будет. Буквально через 8 часов гаражи снесли.

На "Парнасе" сопротивление оказывали только 200 человек из 9 000

— Какие сейчас «горячие точки» по гаражам существуют в городе?

— Да, все уже практически снесли. В этом году у нас снесли КАС «Луначарское», на Гражданской улице, на Космонавтов, 100, на Турухтанных островах… Не совсем понятно, что на Уральской улице. Но там, скорее всего, будет снос только одного ряда. Опять — таки, сейчас потихонечку сносят гаражи на Планерной улице и на Елагинском про­спек­те —  под Западный скоростной диаметр. На Западном скоростном диаметре людям, по моей информации, предлагают 30 000 рублей компенсации. Многие соглашаются. Те, кто не соглашаются, подают в суд. Но там та­ко­во­го массового сноса нет.

— Какой опыт вы вынесли из противостояния на «Парнасе»?

— Опыт боевых действий, опыт баррикад, опыт общения со СМИ, опыт общения с гражданами… Весь актив профсоюза «Рубеж» закалился непосредственно на «Парнасе». То есть мы осознали действительность. Многие люди, когда только приходили в «Рубеж», были просто обывателями. А сейчас они морально и политически подкованные ребята, которые способны горы своротить. И сегодня  в большинстве своём здесь именно актив. Мы не ставили целью мероприятия собрать как можно больше людей. Так как нам не согласовали два раза проведение митинга на этом месте, мы решили провести флэш-моб. Поэтому здесь встреча добрых, хороших друзей.

— Вы как-то взаимодействуете с гаражниками из других регионов?

— Только с Москвой. И то у нас виртуальное взаимодействие. Тут, на самом деле, парадоксальная территориальная  составляющая. Такие проблемы, как в Питере, есть, по моим данным, в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске. Во многих других городах, в том же Выборге, такие же плоскостные гаражи, но они в собственности, и  там ГБР регистрирует их.

В ходе битвы за "Парнас" сформировалось активистское ядро профсоюза "Рубеж"

— То есть, получается, это в основном Матвиенко виновата в сносе гаражей?

— Виновата «Единая Россия». Не нужно сейчас во всём винить Матвиенко. Матвиенко кто сюда поставил? Путин. А кто такой Путин? Это идейный вдохновитель именно «Единой России». Поэтому во всём этом безобразии точно не виноваты ни коммунисты, ни справедливороссы. Во всём безобразии в городе виновата только «Единая Россия». Если мы возьмём начало крупномасштабных сносов, они как раз совпадают с приходом этой партии в наш город. В течение восьми лет правления Валентины Ивановны, восьми лет, в течение которых эта нехорошая партия находится у власти в нашем городе, происходит беспредел. У нас пошла уплотнительная застройка, у нас сносят гаражи, у нас обманутые дольщики в безобразном количестве. В 90-е такого не было, как сейчас.

— Как Вы считаете, возможно ли, что такое будет продолжаться  и при новом губернаторе?

— Такое будет продолжаться и при новом губернаторе, и при новом президенте и при всём новом до тех пор, пока люди не будут выходить на улицы и требовать, чтобы их права соблюдались. Пока люди будут сидеть дома у телевизора с кружкой кофе, с кружкой чая, с банкой пива и хаять эту власть, ничего не изменится, власть этого не услышит. Возьмите Францию, Англию, Германию… мы не будем брать Ливию, Сирию, Египет. Берём западные цивилизованные страны. Там люди умеют отстаивать свои права. Подняли пенсионный возраст – люди вышли на улицы, сделали такую-то гадость с налогами – люди вышли на улицы. Не индексируют зарплаты – люди вышли на улицу. Всё относительно мирно и спокойно. И власть это видит, и она начинает это как-то анализировать. А у нас власть видит: гаражи снесли на «Парнасе», один митинг в 1000 человек собрали, на баррикадах – 200-300 человек и всё, а осталь­ные про­сто смирились. И власть это устраивает. Она видит, что она делает всё правильно, она видит, что россиян можно вот так вот гнобить. Значит, так это и будет продолжаться, пока граждане не будут отстаивать свою позицию.

Сопротивление владельцев гаражей "Парнас"

— На «Парнасе» сносили 9 000 гаражей, на баррикады вышло 200 человек. Почему у нас люди такие апатичные? Это можно как-то исправить?

— Смотрите, баррикада – это не митинг. Баррикады мы строили в 7 утра. То есть, кто раньше приходит. При­хо­дит раньше милиция – милиция занимает там оборону, выставляет кордоны. Приходим раньше мы – мы занимаем территорию, стоим баррикады. Люди работают. У многих кредиты. Кредитная история всё рушит. Людям надо зарабатывать деньги, многие болеют. Очень многие приобретали гаражи в кооперативах ещё  в советское время и многие владельцы га­ра­жей люди мало защищенные: пенсионеры и ветераны. И да, у нас были на баррикадах и пенсионеры, и ветераны, которые не боялись идти на ОМОН, на сотрудников милиции. Но всё равно мне их жалко, всё же люди преклонного возраста. А молодёжь работает. Кто-то подъезжал сменить людей на баррикадах. Я считаю, что то, что было на «Парнасе», — это всё равно проявление, зарождение гражданского понимания в такой ма­ленькой отдельно взятой территории. То есть люди там прозрели.

— Как это можно развить?

— Во-первых, далеко таких людей не отпускать. Мы постоянно общаемся, мы постоянно созваниваемся, у нас есть сайт, у нас есть группа в контакте, мы периодически проводим какие-то мероприятия. Главное – не дать остыть и не дать разувериться. Опять-таки, мы разуверились в наших судах, мы разуверились в нашей правоохранительной системе, мы разуверились в нашей власти, но всё равно есть  люди с активной позицией, мы их развиваем. Для этого, наверное, мы «Рубеж» и со­зда­ли, чтобы притягивать к себе нормальных, адекватных, грамотно спозиционировавших своё сознание людей.

Власть сама сделала из владельцев гаражей оппозиционных активистов

— Как профсоюз «Рубеж» дальше планирует работать?

— На данном этапе мы продолжаем работать, продолжаем отстаивать интересы владельцев гаражей. Сейчас у нас точки сопротивления — Турухтанные острова, проспект Космонавтов. У нас даже есть юристы в профсоюзе, которые помогают нам. Есть сайт, на котором мы вывешиваем образцы заявлений в милицию. У нас, конечно, есть определённые проблемы, в частности, с финансированием и со свободным временем, потому что это всё у нас общественная нагрузка. У кого работа, кто-то не может. Вот сегодня некоторые  ребята смогли приехать, некоторые не смогли. Будем продолжать в том же духе.

Альберт (владелец гаража на «Парнасе-2»):

— Я га­раж­ник, ак­ти­ви­стом стал в 96-м году в связи с градостроительством, и поэтому механику достаточно хорошо представляю. Более того, хочу сказать, что сей­час пе­ре­во­дят стрелки с КУГИ на вице-губернатора, который курирует стро­и­тель­ство, а не собственность и не управление собственностью – на Романа Филимонова. Есть попытка спустить на тормоза и этот вопрос. А поскольку большинство не понимает и не знает структуры и функциональные обя­зан­но­сти как комитетов, так и вице-губернаторов, которые курируют направления, они считают: ну вот взялся человек, вице-губернатор, он и будет решать. Ничего он не будет решать. Вопросы собственности решает только КУГИ и управление собственностью решает только КУГИ. В частности – вице-губернатор Игорь Метельский, который осуществил продажу на торгах земель «Парнаса-2». Здесь очень много вопросов. Вопрос, а в чьей собственности находятся линии электропередач и земля под ними? Неизвестно. Каким образом ухитрился город торговать чужой землёй? А это федеральная земля и город её арендует, в  частности, электрические сети арендует. Документация, представленная на торги, отсутствовала. Рыночная цена боксового га­ра­жа 500 тысяч рублей. И вот счи­тай­те, при­бли­зи­тель­но на 3,5 млрд. рублей людей просто обобрали. Компенсации копеечные, а на «Парнасе» вообще ни копейки никому не дают.

Вице-губернатор Игорь Метельский кричал на защитников гаражей благим матом

Теперь что касается последних ответов Метельского по этому вопросу. Ответ такой: да, действительно, 130-я статья Гражданского кодекса определяет понятие недвижимости. Это же понятие повторено в статье Закона о госрегистрации недвижимость и сделках с ней. Но этого недостаточно для того, чтобы окончательно определиться, является ли объект недвижимостью, необходима ещё и юридическая связь с землёй. И когда я ему лично задал вопрос: «Ответьте, пожалуйста, в каком законе вы взяли это понятие? С каких это пор у вас появилась юридическая связь с землёй? Как это вообще понимать?» Метельский в ответ завёл разговор на отвлечённые темы. Более того, говорю я, в том законе, в разработке которого вы участвовали – а это Закон о госрегистрации недвижимости и сделках с ней – написано то же самое. Требуется только физическая, прочная связь с землёй, и всё. Он начал орать на меня благим матом. И это вице-губернатор, и это человек, который обладает огромнейшей властью.