2 августа 2011

Альберт Х.: «Рабочие с нами связываются по айфонам прямо от станка»

Вам доводилось терпеть хамство начальства на работе? Получать чёр­ную зар­пла­ту в кон­вер­тах? Может быть, на­чаль­ник лезет в вашу лич­ную жизнь? Вам до­во­ди­лось на со­бе­се­до­ва­нии при устрой­стве на ра­бо­ту слы­шать во­прос: «А не со­би­ра­е­тесь ли вы за­бе­ре­ме­неть в бли­жай­шие три года?» Вас не брали на ра­бо­ту, или на­ни­ма­ли на менее вы­год­ных усло­ви­ях, если вам не по­счаст­ли­ви­лось ро­дить­ся жен­щи­ной, или ока­зать­ся «не мест­ным», или сту­ден­том? Вас за­став­ля­ли или заставляют «сту­чать» на со­труд­ни­ков? Вы не зна­е­те, что де­лать в слу­чае тру­до­во­го кон­флик­та, если у вас нет проф­со­ю­за, или проф­бос­сы горой стоят на стра­же ин­те­ре­сов на­ни­ма­те­лей? Вы «вы­ле­те­ли» с ра­бо­ты без объ­яс­не­ния при­чин и не могли ни­че­го с этим по­де­лать, по­то­му что, как и все со­труд­ни­ки фирмы, ра­бо­та­ли без тру­до­во­го договора?

antijob.anho.org разоблачает и делает достоянием общественности злостные нарушения трудовых прав

Возможно, вам доводилось терпеть подобные фокусы, и вас можно поздравить, вы — типичный представитель армии наёмного труда в современной России. Мы беседуем с Альбертом Х. – леваком, анархо-синдикалистом, создателем сайта antijob.anho.org.– интернет-проекта, который разоблачает и делает достоянием общественности злостные нарушения трудовых прав.

Даниил Дугум: Расскажи о сайте antijob.anho.org. Каковы цели вашей работы, средства?

Альберт: Цель — защита прав наёмных работников, развитие у них классового сознания. Мы предоставляем информационную площадку для сотрудников, права которых нарушаются. Грубо говоря, права работников не защищает вообще никто. Обычно, если человека обманывают, например, с зарплатой, выгоняют из его фирмы «ООО Пупкин» — он ничего не может сделать. Оформлен по «серой» схеме, трудовая инспекция отсылает, суды не работают, боевых профсоюзов (за редким исключением) нет. Но работник может написать отзыв на наш сайт, и когда директор увидит отзыв на 1-2 месте в Гугл по запросу «ООО Пупкин» – он начинает думать и злиться. Если сотрудник делает видео- или аудиозапись – это серьёзный удар. Вот есть пример с фирмой «Лебедянский» – крупнейшим производителем напитков. Босс кричал сотрудникам: «Х…й вам, а не зарплата». Работники это дело сняли скрытой камерой, прислали нам. Босса уволили сразу же.

Д.Д.: Ваш сайт сейчас «висит» — не работает по причине так называемой «DDOS -атаки». Расскажи вкратце «для чайников», т. е. языком понятным «простым смертным», а не только  профессионалам-программистам, что такое DDOS-атака?

Альберт: Пишется вирус, который заражает уйму компьютеров (например, в Индонезии). Все эти компьютеры (а их десятки тысяч заражено) одновременно шлют запросы на сервер, тот не выдерживает и «падает». Стоимость такой атаки около 100$ в сутки. Это средняя цена самой «работы» вируса. А его покупка может ещё обойтись в 1000$. Если они на нас так тратятся – значит, мы хорошо им надоели. Стараемся!

Капиталистическая пирамида

Д.Д.: А кому могла быть выгодна атака на Antijob? Вы ведь и раньше подвергались подобному виртуальному нападению?

Альберт: Атака выгодна недобросовестным работодателям, которые нам каждую неделю присылают «выгодные предложения» в долларовом эквиваленте. Мы, естественно, игнорируем их. Но самые честолюбивые и глупые начинают использовать DDOS-атаки. До этого нас атаковала компания «ПраймЛаб».

Д.Д.: Можно подробности?

Альберт: «ПраймЛаб» прислали требования снять объявления про их компанию, естественно, мы им ответили отказом, т. к. было много свидетелей нарушения прав работников в этой фирме. Они атаковали нас довольно длительное время, благо деньги позволяли — кидание сотрудников, выгодные контракты с таможней и правительством Чечни. Один из боссов — сын какого-то там вице-губернатора… В общем, «пацаны к успеху шли». Ничего у этих юных боссов не вышло, кроме того что мы получили уйму информации о всей подноготной компании от её сотрудников, а компания в итоге развалилась и сотрудники забирали зарплату компьютерами.

Д.Д.: В твой адрес или в адрес твоих товарищей высказывались угрозы со стороны злостных нарушителей прав трудящихся? В интернете? В реальности?

Альберт: Пытаются писать какие-то бумаги, даже с лейтенантскими купленными подписями, но все это несерьёзно.

Рабочие с помощью сайта antijob.anho.org обмениваются необходимой информацией

Д.Д.: Какими реальными достижениями может похвалиться ваш проект? Приносит ли плоды разоблачение «злобных боссов»?

Альберт: Да, я уже выше описывал сам процесс достижения результата. Много случаев, когда зарплаты возвращались благодаря нам. Постоянно получаем благодарности от сотрудников, которые, прочитав отзывы, не идут работать в фирмы с чёрной зарплатой. Помогаем сотрудникам обмениваться информацией, опытом, учим защищать свои права и т. п. Это работает – в основном без громких медиа-эффектов, без шумных акций, а невидимо, как термит, точит систему угнетения. Вообще, мы стараемся поднять уровень солидарности наёмных работников, которые иногда узнают в описанных на сайте историях самих себя, видят истории как две капли воды похожие на их собственную. Постепенно люди активизируются при защите своих прав, и уровень политического сознания работников растёт. Ради смеха скажу, что в одной фирме, например, на собеседовании на детекторе лжи спрашивают:  «Не любите ли вы писать отзывы о фирме в интернете?»

Д.Д.: Каверзный вопрос… Ваша аудитория – интернет-пользователи. Но ведь далеко не каждый рабочий посещает ваш и подобные сайты? Доступ в интернет в основном имеют офисные работники, молодёжь. А к станку интернет, увы, обычно не проведён. Вы ведь должны осознавать ограниченность вашего мониторинга, да и ограниченность вашей пропаганды?

Альберт: Ты, видимо, давно с рабочими не общался. У них у многих айфоны и даже от станка могут отправить что-то нам! Пишут и нефтяники, и водители, и сварщики.

Д.Д.: Во время недавней серии народных восстаний в странах Магриба интернет, социальные сети играли огромную роль в коммуникации, консолидации усилий демонстрантов. Да и сегодня протестующие в Беларуси планируют свои мирные акции, распространяют свои призывы через социальные сети. Но в арабских странах революции победили. А в Беларуси протесты подавляются. В связи с этим, как ты оцениваешь возможности вашего проекта, и, в целом, каковы, на твой взгляд, возможности социальных сетей, интернета – положительные и отрицательные – в социальной борьбе?

Альберт: Интернет — широкое понятие. Пока «революция в сети» организовывается не в США — он может быть эффективен. Но как только начнётся что-то опасное в Америке — их правители способны надавить на Google, Facebook или банально отключить систему доменных имен — это парализует интернет.

Д.Д.: Ну хорошо. И всё же, какова роль вашего проекта, проектов, подобных ему? Вы теперь пытаетесь быть чем-то вроде герценовского «Колокола», которому письма с жалобами от угнетённых шли в середине ХIX века со всей империи? У вас есть больше возможностей коммуникации интерактивной? Вы претендуете не только «освещать» несправедливости, но ещё и катализировать протесты? Какова ваша конечная цель? Идеал? Ваш ресурс, видимо только часть чего-то большего?

Альберт: Антиджоб — это тактический проект, не самоцель. Мы не только разоблачаем злоупотребления начальства, но и пытаемся помогать людям – советом, юридической консультацией, примерами из практики, передачей опыта — организовать сопротивление
сотрудников особо злостных компаний. Мы анархисты (в основном из «Автономного действия»), если что и хотим устроить, так всемирную коммуну, и поэтому пытаемся внедрить свои идеи в среду наёмных работников, чтобы они делали революцию вместе с нами.