7 марта 2011

Джованни ГАЛАВОТТИ: «С войной покончит тот, кто придёт»

Дмитрий ЖВАНИЯ

Уйдёт ли когда-нибудь война из нашей жизни в учебники истории? Сценарист фильма «Тот, кто придёт» (L’Uomo che verra), которым в Санкт-Петербурге открылся очередной фестиваль N.I.C.E (новое кино Италии),  Джованни Галаватти надеется, что это произойдёт в скором будущем.

Джованни Галаватти - сценарист фильма "Тот, кто придёт"

«Мы основывались на историческом эпизоде, который в сентябре 1944 года произошёл недалеко от Болоньи: тогда силы СС уничтожили 770 жителей посёлка Марцаботто. В Италии почти все знают об этом массовом убийстве. Но это история любой войны – жертвами всегда становятся те, кто ни в чём не виноват – дети, старики, женщины», — объяснил Джованни, представляя фильм, для которого он написал сценарий. (Для более правдивого воссоздания атмосферы, в которой разворачивались события, главные герои этого фильма – крестьяне и партизаны – говорят на болонском диалекте).

В ночь с 28 на 29 сентября 1944 года нацисты убили 770 жителей посёлка Марцаботто под Болоньей

Судя по картине «Тот, кто придёт», вначале жизнь обитателей оккупированного немцами селения Марцаботто была вполне сносной. Немцы даже платили крестьянам за продукты. Однако крестьяне больше не были хозяевами на своей земле, и они постоянно наталкивались на этот унижающий их достоинство факт. Молодые и непокорные уходили в горы в отряд сопротивления, которым командовал партизан по кличке Волк. «Ты здесь воюешь не за какие-либо политические идеи, ты воюешь за свою землю», — напутствует Волк молодого бойца.

Режиссёр Джорджо Диритти во время съёмки сцены с партизанами

Но чем активней действовали партизаны, тем жёстче вели себя немцы. В деревушке Марцаботто живёт обычная крестьянская семья, в которой растёт девочка Мартина. Она потеряла речь, когда умер её братик. Но мама Мартины вновь ждёт ребёнка, и Мартина живёт ожиданием появления братика или сестрички. Случайно девочка стала свидетельницей казни партизанами немецкого солдата, который незадолго до этого угостил её семью хлебом. В ответ на это убийство отряд СС истребил всё население Марцаботто. Мартина выжила и спасла своего братика, который появился на свет в ночь резни. Финальная сцена фильма – девочка укачивает братика, держа его в руках. Вновь обретя дар речи, она поёт ему колыбельную песню.

8-летняя Мартина (Грета Зукери Монтанари)

Джованни Галавотти после показа фильма в Санкт-Петербурге дал интервью Артели аналитиков.

— В детстве мне и моим сверстникам ставили в пример партизан-героев. И только в последнее время иногда можно прочесть или услышать, что именно партизаны провоцировали немцев на жестокость в отношении мирного населения на оккупированной территории. И ваш фильм на итальянском примере как будто бы подтверждает это мнение. В связи с этим скажите, что, на ваш взгляд, должны делать люди, мужчины, если на их землю пришёл враг? Надо сопротивляться или нет?

Отец Мартины (Клаудио Касадио)

— Моё мнение и мнение всей нашей съемочной бригады таково: антифашистское партизанское сопротивление – важнейшая страница истории Италии. Оно появилось не благодаря размышлениям высоколобых интеллектуалов. Оно появилось как ответ на завоевание нашей земли врагом. Та бригада партизан, что показана в нашем фильме, не имела никаких политических целей. Эта бригада была создана младшими братьями и сыновьями крестьян, которые жили в той местности под Болоньей. Командиром этой бригады был Марио Музолези по прозвищу Волк. Они просто хотели защитить от нацистов свою землю — землю, на которой они родились и выросли. И это очень важно для понимания их мотивации.

Мама Мартины (Майя Санса)

Мне очень жаль, что некоторым кажется, что в нашем фильме партизаны выглядят людьми, которые ничего не делали ради нашей свободы. Наш фильм основан на рассказах очевидцев и бывших партизан, которые остались в живых. Мы показали, что в момент расправы нацистов над местным мирным населением, они не знали, что им делать. После показа нашего фильма в Марцаботто первым взял слово бывший партизан. Он был очень тронут. И он сказал: «Да, это было именно так! Мы действительно не знали, как себя вести, что нужно делать!»

И эти слова бывшего партизана были очень важны для нас. Почему? Потому что до сих пор в тех местах, где произошла эта бойня, идёт спор: погибло бы  столько же человек, если бы не было этой партизанской бригады? Сегодня это острый вопрос.

Место в Марцаботто, где нацисты расстреливали крестьян

Но я ещё раз хочу сказать, что, на мой взгляд, партизанское движение сыграло важную роль в истории Италии, и оно заслуживает гигантского уважения. Это проблема войны. Но партизаны стали козлами отпущения, и именно на них теперь можно многое свалить. Однако проблема заключается не в действиях партизан, а в идеологии, которая зачисляя часть людей в «недочеловеки», разрешала массовые убийства.

Могилы на месте убийства

Партизанами были 20-летние ребята, которые не знали, что делать. У них не было оружия. Но они взяли на себя ещё и вину за смерть мирных граждан. Потому что сами итальянцы обвинили их в этом убийстве после того, как оно случилось. И мы хотели рассказать то, что было на самом деле.

— Как итальянские крайне правые восприняли ваш фильм? Это интересно, учитывая, что в Италии их становится всё больше…

Мартина и её тётя (Алба Рорбахер)

Мартина и её тётя (Алба Рорбахер)

— Да, за последнее время крайне правые в Италии набрались сил и решимости. Но я не думаю, что многие из них пошли посмотреть наш фильм. Потому что эта картина рассказывает о сопротивлении. И некоторые люди вообще не заинтересованы в его просмотре. Так что у меня не было случая поспорить с крайне правыми о нашем фильме. Да, это фильм о сопротивлении, но не только о вооружённом, физическом, но и моральном каждодневном сопротивлении. Именно это моральное сопротивление помогало людям выжить в той ситуации. Видимо, правые не заинтересованы посмотреть на это. Надо учитывать тот факт, что каждый год в Италии находятся высшие чины государства, который под разными предлогами отказываются от участия в Манифестации 21 апреля ( день освобождения Италии от нацистов и фашистов). Для этих людей наш фильм – коммунистическая пропаганда. Причём только потому, что он рассказывает о деятельности партизан.

Мартина жила в ожидании появления братика или сестрички

— В образе девочки Мартины прослеживается аллюзия на образ Мадонны: тоже невинная и тоже с ребёнком. Или я не прав?

— Если интерпретации образов не искажают его смысл и смысли фильма в целом, они имеют право на существование. Но в наших головах не было мысли – сделать намёк на Богоматерь. Почему? Потому что Мартина со временем выросла. Идея сделать её спасительницей своего братика пришла намного позже того, как появился образ Мартины как таковой. Безусловно, Джорджо (Джорджо Диритти – режиссёр фильма) как человек верующий может вкладывать христианские смыслы в образы. Кроме того, религия была неотъемлемой частью жизни людей, о которых мы рассказываем в фильме. Для нас с самого начала Мартина символизировала надежду. Может быть, поэтому она может казаться молодой Мадонной.

В образе Мартины прослеживаются религиозные аллюзии

— Вы действительно верите в то, что скоро война останется лишь воспоминанием? А как же быть с войнами, которые не прекращаются и после окончания Второй мировой войны? Или я не совсем правильно понял то, о чём вы сказали на пресс-конференции?

— Я хотел сказать, что смысл нашего фильма и смысл его названия — «Тот, кто придёт»  — в надежде на будущие поколения. На тех, кто придёт. На то, что они откажутся от войны. И мы надеемся на то, что в ближайшем будущем слово «война» будет принадлежать только учебникам истории.

Мартине шьют платье для первого причастия

Мартине шьют платье для первого причастия

— Социалисты считают, что война лежит в основе того общества, в котором мы живём. Люди будут воевать, пока идёт борьба за рынки сбыта и ресурсы. Вы не согласны с этим мнением?

— Я просто надеюсь на то, что есть другие возможности решать проблемы, кроме войны. Война – это крайнее выражение насилия. Я убеждён, что мы можем отказаться от насилия, а, следовательно – от войны, которая приводит только к гибели людей.  Мы можем спорить, можем даже ссориться, но это будет война идей, а не армий. И необходимость кого-то убивать, творить насилие над людьми отпадёт.

Джорджо Диритти что-то подсказывает исполнительнице роли Мартины - Грете Зукери Монтанари

— Но есть такое мнение, что война вытекает из природы человека…

— Но человек не только из природы состоит. Есть ещё и культура. В это разница между нами и животными. Думаю, в какой-то момент культура должна победить. А если мы говорим о животных, то они убивают только для того, чтобы самим оставаться живыми: чтобы поесть и продолжить род.

До сих пор в тех местах, где произошла эта бойня, идёт спор: погибло бы столько же человек, если бы не было партизанской бригады?

 

От Артели аналитиков. 8 февраля 2006 года военный трибунал города Ла Специя начал судебный процесс над бывшими нацистскими преступниками по обвинению в массовом убийстве гражданского населения в Марцаботто в ночь с 28 на 29 сентября 1944 года. В 2007 году десять из семнадцати представших перед судом эсэсовцев были признаны виновными, семеро — оправданы. Однако десять осуждённых преступников, находящихся на тот момент в Германии, не были экстрадированы в Италию по причине преклонного возраста.

  • http://www.sensusnovus.ru Жанна

    Вот такие фильмы должны снимать и показывать. А не бездушную, тупую американскую бойню.
    Такое кино — это действительно искусство. Несмотря на то, что фильм тяжелый, мне очень понравился! Браво!