27 апреля 2016

Эмануил ЛАСКЕР: «Надежда — движущая сила всей жизни»

Эмануил Ласкер (24 декабря 1868 — 11 января 1941)

Эмануил Ласкер (24 декабря 1868 — 11 января 1941)

— Слово о вере толкуется чаще всего неправильно. Очевидно, что никто не может принудить себя к вере. Такое принуждение так же маловероятно, как если бы розовый куст заставил себя приносить яблоки. Поэтому было бы в высшей степени несправедливо требовать веры, а тому, кто этому требованию не подчиняется, грозить вечным проклятием. Такой подход был бы весьма далёк от кротости, проповедуемой Христом. Веруй в меня — означает веруй в справедливость жизни. В награду за это ты получишь блаженство. Ад и рай нельзя понимать как пространство, это следует осознавать как нечто духовное. Тому, кто справедлив к людям на земле, только тому одному Иисус обещал вечное блаженство.

Было бы в высшей степени несправедливо требовать веры, а тому, кто этому требованию не подчиняется, грозить вечным проклятием.

Вполне возможно таким образом понимать изречения Христа, не искажая их. И в любом случае правда то, что, только если их понимать именно так, а не иначе, можно будет буквально понять высказывания борющихся за жизнь бойцов и рабочих. Правда и то, что они, будучи поняты именно так, являются для борцов наиценнейшими советами.

Вера и надежда призваны выполнять в борьбе за существование большую задачу. Если наша жизнь сурова и трудна и заставляет нас сомневаться в самих себе, то надежда призывает нас подождать и постараться сделать всё от нас зависящее. Если мы находимся под властью чудовищных сил и осознаём свою незначительность, то вера шепчет нам в ухо, что не следует бояться несправедливого наказания. Вера и надежда помогают успокоить сердцебиение, если воля и разум не могут совладать с трудностями и нами овладевают сомнение и страх.

Если наша жизнь сурова и трудна и заставляет нас сомневаться в самих себе, то надежда призывает нас подождать и постараться сделать всё от нас зависящее.

Ни одно существо не родилось без надежды. Надежда — движущая сила всей жизни. Но ведь множество людей живут без веры. Вера — это мужество после поступка, и поэтому она придаёт силу для совершения поступка, это миротворец, самый младший член семьи чувств. Вера есть убежденность в справедливости происходящего, это выражение доверия и самоотдачи. Так как вера по своей глубинной сути основана на идее справедливости, то разделять её может лишь то существо, которое проникнуто чувством справедливости. Тому, у кого нет веры, нельзя приказом помочь обрести её. Вера должна вырасти, как растение. Она питается опытом, которого набирается человек, выполняя большую работу, переплывая океан на парусном судне, поднимаясь в гору по крутым отвесным склонам, принимаясь за поиск ценных истин, борясь со злыми силами.

То, что носит общее обозначение «вера», — явление иного рода. Это выродившееся растение, вызывающее чувство упоения, но появиться оно может лишь через громадные страдания. Такая вера обещает блаженство, как это понимают дети, и грозит всем, кто не захочет сочувствовать, ужасной карой. Такая вера полна предрассудков и в основе своей несправедлива.

Вера и надежда помогают успокоить сердцебиение, если воля и разум не могут совладать с трудностями и нами овладевают сомнение и страх.

Вера, доверие к Господу, что он, тот, кто даёт хлеб всякой малой птице, не забудет и человека, что к нему можно взывать лишь тогда, когда воля и разум сделали своё чёрное дело. Корабельщики, забывшие свои обязанности, идут ко дну. Если же они старались изо всех сил, они должны верить и ничего не бояться. Вера — это миротворец в борьбе. Тот, кто не верит, тот духовно погибает в своих сомнениях и страхах. Его удел — быть несчастным.

Тот, кто по привычке отдаётся надежде и вере, не используя при этом ни волю, ни разум, тот нарушает заповедь справедливости. Потому что он предоставляет другим людям выполнять свою, необходимую для жизни часть работы в этом мире. Он зарабатывает хлеб свой насущный не в поте лица своего.

Тот, кто не верит, тот духовно погибает в своих сомнениях и страхах.

После того как Иисус Христос был распят, нашлись многие, кто захотел объяснить суть его образного языка, и распалённый человеческий мозг создал тысячи различных мнений. В конце концов простые прекрасные истины, содержащиеся в учении Христа, были снова запрятаны в мистические одежды. Было сказано, что милость Господа распространяется только на верующих. Но не весь ли мир является доказательством и носителем милости божьей? Многочисленные страдания появились в мире из‑за этой мистики.

Савонарола начал борьбу против этой мистики. Он был истинным последователем учения Христа. Когда враждебно настроенные священники предали его огню и один мальчик добавил к связке хвороста ещё одну палку, Савонарола воскликнул: «О, святая простота!» Каким бесконечно справедливым и кротким было это суждение мученика!

Вера по своей глубинной сути основана на идее справедливости…

Из пепла Савонаролы возникли другие борцы. Многие из них пали, но на их место тут же вставали новые, высоко подняв светоч просвещения. Современности предстоит продолжить и завершить это историческое дело. Мистическое рассмотрение жизни должно разрушиться, поэтому надо атаковать мистическое рассмотрение борьбы.

Эмануил Ласкер. Борьба