25 декабря 2010

Карло РОССЕЛЛИ: «Нищие и плебеи всегда были рабами власть держащих»

Заголовок: Муссолини убил во Франции Карло и Нелло Росселли (9 июня 1937 года)

Остаётся совершить один последний шаг, чтобы социалисты окунулись с логику и дух либерализма; шаг неизбежный, но требующий долгой разъяснительной работы среди масс: то есть социалисты должны признать, что демократический метод и либеральная среда представляют собой столько значительные завоевания гражданства в современном мире, что должны соблюдаться даже тогда и прежде всего тогда, когда стабильное социалистическое большинство возьмёт руководство, даже когда основные пункты реформаторской программы станут осуществляться.  Это не означает отказа от конечной цели социалистов, но только соблюдения некоторых существенных форм общественной жизни. Социалистам придётся также соблюдать права инакомыслящего меньшинства, право оппозиции, в каком бы виде оно не выражалось. Пусть они не боятся, что из-за такого отношения они могут показаться скептиками и слабыми. Напротив, ни одна вера е может быть столь прочной, как та, что не боится критики противников и, более того, требует этой критики, как стимула и сдерживающего элемента. Ни одна партия, ни одно движение не может быт столь сильным, как то, что признаёт право своих противников на существование и после своей победы сохраняет дух этого либерального метода, позволяющего ему подняться от незначительного слабого меньшинства до господствующей партии.

Социализм станет либеральным в тот день, когда сможет произнести окончательное высокое слово в защиту этого аргумента.

До сих пор социалистическая деятельность носила преимущественно экономический характер. Это было, вероятно, необходимо, поскольку чистой утопией выглядела болтовня о морали, духовной независимости, долге, принятии и соблюдении демократического метода в глазах тех, кто находится в нищете и кому с трудом, вследствие изнуряющей и отупляющей работы, удаётся удовлетворить основные жизненные нужды. Необходимым условием является непрерывное завоевание   последующей степени благосостояния. Всё упирается в нищету. Нищета – серьёзный враг в той же степени, что и привилегированное богатство. Нищие и плебеи всегда были рабами власть держащих. Голод тождественен нравственной глухоте и моралистические призывы неизбежно выливались в наставления.

Но постепенно, по мере того, как улучшаются экономические условия – а они значительно улучшились, — по мере того, как рабочий класс всё более политически утверждается, по мере того, как государство удовлетворяет новые требования, а самая прогрессивная часть буржуазии уже не сопротивляется с традиционным упрямством процессу раскрепощения пролетариата, проблемы культуры и морали должны выступить на первый план, чтобы движение не сбилось с пути и не развратилось. Социализм более не может ограничиться реформой внешних аспектов общественной жизни. Раскрепощение, которое имело бы целью только уничтожение или уменьшение давления среды, требовало бы свободы, которая была бы целиком и только отрицающей и не сопровождалась бы укреплением вечных ценностей духа – такое раскрепощение стало бы освобождением от одного рабства во имя другого. Раскрепощение должно быть или полным – телом и духом – или его не будет вовсе.

Всё более настойчивое требование рабочего контроля, совместного руководства производством, конституализация заводского режима, споры по принципиальным вопросам и вопросам достоинства выявили возникновение нового достоинства среднего рабочего, который уже не довольствуется лишь материальными улучшениями, но стремится утвердить независимость своей личности внутри и вне завода не только как гражданина, но и как  производителя. Т от же тезис социализации уже не излагается в выражениях чисто утилитарных и производственных. Критика социалистами традиционного понимания социализма, как централизованного, коллективистского, свидетельствует о требовании самостоятельности и свободы.

Наша задача должна состоять в развитии этих первых смутных интуиций пролетарской души, показывая ей огромное значение теоретической установки социалистического движения для пересмотра существующего положения. Помогать пролетариату познавать самого себя, показывать ему истинные причины низкого уровня его психологического и социального положения, в котором он находится, и предлагать эффективные лечебные средства; конкретизировать в политических формулах результаты этого процесса  коллективного самоанализа. Настаивать, чтобы социалистическое движение всё больше руководствовалось идеалом самостоятельности и свободы. Объяснять, что для того, чтобы революция была плодотворной, недостаточно завоевания командных центров. Действовать не сверху вниз, а наоборот. Понимать социализм не как результат диктата образованного меньшинства, но как результат убеждения, пронесенного через всю длинную цепь положительного опыта. Не возлагать слишком большие надежды на законы. Можно принять любые законы, но если они не одобряют какое-либо явление в процессе его становления и не опираются на обычаи, они часто растворяются в бесплодных усилиях. Больше доверят собственным силам, работать, экспериментировать, бороться, не оглядываясь на устоявшиеся мнения и на слишком прямолинейные программы, сохраняя верность только нескольким основным директивам.

Что в конечном счёте действительно важно, так это процесс подъема масс и реформа социальных отношений на основе принципа справедливости, который сочетался бы с уважением свобод остальных индивидуумов и групп.

Карло РОССЕЛЛИ. Либеральный социализм.