21 августа 2015

Что собой представляло первое пролетарское учение

Вильгельм Вейтлинг (1808-1871)

Вильгельм Вейтлинг (1808-1871)

Борцам с буржуазией и капитализмом пора готовиться отмечать важный юбилей — 180-летие с момента образования первой в истории чисто пролетарской группы — «Союза справедливых».  В начале 1836 года в «Союзе отверженных», организации живших во Франции немецких эмигрантов-сторонников демократии, произошёл раскол и из него выделилась радикальная группа, которая организовала «Союз справедливых» (Bund der Gerechten).

Из примерно 500 «отверженных» в «Союз справедливых» вошло около 400 человек. Его создателями стали Генрих Бауэр (Heinrich Bauer) — сапожник, Карл Шаппер (Karl Schapper) — наборщик, Иосиф Молль (Joseph Moll) — часовщик, Вильгельм Вейтлинг (Wilhelm Weitling) — портной. Членами Союза были преимущественно ремесленники, подмастерья, немногочисленные рабочие, попадались среди них и люди с университетским образованием, например д-р Германн Эвербек.

За участие в попытке восстания в Париже, предпринятой 12 мая 1839 года французским обществом «Времён года», которым руководил Огюст Бланки, Бауэр, Шаппер и еще несколько человек были арестованы, но в конце 1839 года выпущены из тюрьмы. Уехав в Лондон, они основали там 7 февраля 1840 года Немецкий рабочий образовательный союз, который стал центром коммунистической агитации среди немецких рабочих-иммигрантов и был своего рода клубом для немецких рабочих и ремесленников, интересовавшихся идеями социализма.

Главным центром «Союза справедливых» был Лондон, но имелось несколько групп в разных областях Германии. «Справедливые» также контактировали с английскими чартистами и участвовали в создании в 1845 году международного союза, объединившего социалистическо-демократические элементы из разных стран — общество «Братские демократы». В «Братских демократах» были англичане, французы, немцы, итальянцы, поляки. Они ставили перед собой задачу распространения социальных революционных идей «в письменной и устной форме».

Лидеры «Союза справедливых» переписывались с товарищами в Париже, Брюсселе, Швейцарии и Германии, следили за публикациями в парижской газете «Вперёд», немецком «Эльберфельдском зеркале», писали заметки и обратили внимание на тексты, с которыми выступали в прессе молодые Маркс и Энгельс.

«Союз справедливых» был организацией тайной и законспирированной — но тогда иначе и нельзя было. Некоторое число членов союза составляли «общину», несколько «общин» — «округ», делегаты от «округов» избирали на конгрессе руководящий центр — центральный комитет, который имел право самопополнения и в крайних случаях мог делегировать свои полномочия. Рядом с тайными организациями основывались открытые рабочие союзы (ферейны), в которых проводились дискуссии, организовывались образовательные курсы для рабочих, создавались библиотеки.

В уставе Союза его цель была сформулирована так: «Целью союза является раскрепощение человечества путём распространения теории общности имущества и возможно скорейшего её практического претворения в жизнь».

В своей программе «справедливые» опирались на идеи философов-утопистов Анри Сен-Симона и Шарля Фурье, а структуру организации, принципы деятельности и тактику во многом позаимстововали у тайных обществ итальянских карбонариев и тайного французского общества «Времён года» Луи Огюста Бланки.

Идеологом «Союза Справедливых» был Вильгельм Вейтлинг. Одной из задач Союза он видел ликвидацию эксплуатации и просвещение рабочих, чтобы они самостоятельно могли отстаивать свои права.

Биографическая справка:

Вильгельм Вейтлинг (род. 5 октября 1808 г.) — был незаконнорожденным сыном французского офицера и немки из Магдебурга, изучал портновское дело. В 18 лет покинул родной город, работал в Саксонии, в Австрии, в 1835 году приехал в Париж, познакомился с французскими членами тайных обществ. В Париже он пропагандировал идеи коммунизма, как он их понимал. Его первая брошюра, написанная для «Союза справедливых», вышла в 1838 году тиражом 2 000 экземпляров — «Человечество. Как оно есть и каким оно должно быть» (“Die Menschheit wie sie ist und wie sie sein soll”). Затем её высоко  оценил Карл Марксом. Он назвал текст Вейтлинга «блестящим литературным дебютом немецкой политической литературы».

Вейтлинг утверждал, что основа подлинной демократии не во всеобщем голосовании и политических и парламентских манипуляциях, а в обеспечении гарантий работы и прав, которые возможны в коммунистическом обществе, путь к которому лежит через революцию с вооружением народа, созданием  революционного правительства, которое защитит новый порядок. Право голосовать получат только те, кто занимается общественно-полезным трудом и проявляет трудолюбие, мастерство, уважение к порядку и закону, а вот капиталисты, купцы, священнослужители, юристы, лакеи «как паразитические формы» будут права голоса лишены.

Союз семей будет не правительством, не государством, а центральной администрацией, которая будет управлять обменом товаров, а также различными видами экономической деятельности, появятся выборные советы производителей, учителей колледжей, заработная плата будет регулироваться, продолжительность рабочего дня будет ограничена и т. д., и т.п.

После победы революции пролетариат останется вооружённым, а «злонамеренные богачи» и контрреволюционеры, наоборот, будут разоружены, полиция и суды отменены, люди, имеющие право голоса, назначат людей, заслуживающих доверия на вакантные должности.

Общее обязательство работать станет законом, отлынивание и безделье будут наказываться как преступление. Деньги перестанут быть мерой оплаты — будет учитываться количество отработанных часов и качество труда, и с учётом их будут эквивалентно выдаваться товары из общественных складов. Благонамеренные богатые люди, которые словом и делом присоединятся к революции, будут получать пособие. И вообще богатеи будут вынуждены расстаться со своими активами, потому что за своё золото и серебро они не смогут получить пищу и напитки.

Оставаться у власти временное революционное правительство будет до тех пор, пока идёт социальная война и пока представляют опасность затаившиеся в любом уголке мира короли, богачи и их пособники.

Вот как описывает трудовую республику Вейтлинг:

«Бедных расквартировать в домах богатых. Учредить временное правительство, состоящее из надёжных приверженцев коммунизма; вооружить пролетариат и ремесленников, амнистировать всех заключённых. Всякого, кто выступит врагом коммунистического принципа, подвергнуть расстрелу; отменить полицейскую и судебную власти; народ сам выберет лиц для защиты своих прав и интересов. В качестве перехода от денежного хозяйства к коммунистическому должны быть выпущены революционным правительством бумажные деньги, которые явятся воплощением понятия общественной собственности на всё имущество страны — на землю, дома, корабли, фрукты и др. товары, до того выступавшие только в форме частной собственности и капитала. Те богачи, которые в первые же дни отдадут в руки революции всё своё имущество, будут получать пенсию соответственно своим привычкам и требованиям жизни…»

Таким образом, пожалуй, именно Вейтлингом, а не Марксом-Энгельсом-Лениным выдвинута тактика революционной диктатуры во время переходного периода от капитализма с его частной собственностью к коммунизму.

Вейтлинг различал три труда: необходимый, полезный и приятный. Сумма первых двух родов трудов устанавливается в часах и распределяется поровну между всеми работоспособными лицами, которые должны работать определённое таким образом число часов, выбор же рода работы предоставляется каждому отдельному лицу. Каждый может исполнять работу, к которой, на испытании, оказался способным. Можно подвергнуться испытание по нескольким предметам и потом разнообразить род занятий. Одинаковой работе соответствует одинаковое количество необходимых и полезных продуктов. Сверх того, каждый имеет право работать сколько ему угодно для получения «приятных» продуктов. Каждый час сверхурочной работы, так наз. «Коmmerzstunde », записывается в особую книжку, которая по истечении года теряет своё значение. Обмен одних приятных продуктов на другие и отношение их к другим продуктам определяется потраченным временем. Увеличение спроса может увеличить цену приятных продуктов до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением.

В брошюре «Евангелие бедного грешника» Вейтлинг развил своё учение о коммунизме: «Коммунизм — это такой общественный порядок, при котором все человеческие силы, способности и органы — человеческие руки, ноги, голова и сердце, ум и чувство — содействуют тому, чтобы каждому индивидууму, сообразно наличным для всех равным условиям, было обеспечено полное удовлетворение его потребностей, желаний и влечений, иначе говоря, чтобы каждому, была гарантирована возможность полного наслаждения своей личной свободой…»

При этом Вейтлинг прекрасно осознавал, что  «люди не равны по своим природным качествам и свойствам; один отличается от другого наружностью, физической силой, мыслями и чувствами». Однако в естественном неравенстве он видел «могущественный фактор человеческого прогресса»: «Каждое преимущество в этом отношении дает человеку больше личной свободы и способствует уклонению его в сторону праздности, мотовства и властолюбия во вред другим, менее одаренным природой. Этого источника общественного неравенства нельзя закупорить; никакие мудрые или разумные мероприятия не в состоянии его закрыть, да это было бы и нежелательно с точки зрения всеобщего блага».

Вейтлинг не был атеистом. В Христе он видел революционера, который «принёс нам не мир, но меч». По мнению Вейтлинга, Христос дал людям пример «новой морали», распространение которой «повлечёт за собою низвержение и прекращение господства личных интересов». «Но эту мораль можно с успехом проповедовать только среди масс, наполняющих наши крупные города, брошенных в бездонную пропасть нищеты и отчаяния», — проповедовал Вейтлинг.

В 1846 году Вейтлинг вошёл в состав Брюссельского коммунистического корреспондентского комитета, но, вскоре, разойдясь во взглядах с Марксом и Энгельсом, эмигрировал в США, вёл в Нью-Йорке пропагандистскую деятельность среди немецких эмигрантов. Во время Революции 1848—1849 годов вернулся в Германию, но после её подавления — вернулся в Нью-Йорк, где и умер в 1871-м.

Так или иначе, система Вейтлинга — это первая попытка идеологического оформление пролетарского революционного движения.

Редакция Sensus Novus

Читайте также:

Вильгельм ВЕЙТЛИНГ: «Всякий борется, как он может»