25 мая 2015

Второе пришествие Иуды

Алексей ЛАПШИН

(Глава из книги «Явление смыслов»)

Недавно опубликованное на Западе «Евангелие Иуды» стало поводом для многочисленных дискуссий

Недавно опубликованное на Западе «Евангелие Иуды» стало поводом для многочисленных дискуссий

Недавно опубликованное на Западе «Евангелие Иуды» стало поводом для  многочисленных дискуссий. В основном это были споры на пустом месте. Средства массовой информации пытались выдать за научную сенсацию популярный в определённых кругах гностический сюжет, согласно которому Иуда не совершал предательства, описанного в канонических Евангелиях. Подобную точку зрения впервые высказала во втором веке секта гностиков-каинитов.

О существовании «Евангелия Иуды» сообщали крупные ересиологи древности, правда, без единой цитаты из текста этой таинственной рукописи. Сравнительно недавно нечто похожее на подлинник легендарного апокрифа было найдено археологами на территории Египта.  Обнаруженный документ действительно во многом совпадает со сведениями, имеющимися у исследователей об учении каинитов. Приведём наиболее важные утверждения этой секты, которые были известны задолго до публикации «Евангелия Иуды».

Суть учения каинитов заключается в реабилитации всех противников ветхозаветного Иеговы. Бога, описанного в Библии, каиниты считали демиургом низших космических сил, противоположным высшему божественному началу. Демиург Иегова был для секты узурпатором вселенной, которому сознательно противостояли некоторые посвящённые. Первым из этих посвящённых считался Каин, убивший представителя низших сил Авеля.

К числу носителей высшего духовного начала каиниты также причисляли жителей Содома и Гоморры и других отрицательных персонажей Библии. Радикальный ревизионизм секты распространялся не только на Ветхий, но и на Новый Завет. Единственным посвящённым среди апостолов, по мнению каинитов, был Иуда Искариот. Только Иуда знал о необходимости искупительной смерти Христа и поэтому сознательно предал его врагам.

Только Иуда знал о необходимости искупительной смерти Христа и поэтому сознательно предал его врагам

Только Иуда знал о необходимости искупительной смерти Христа и поэтому сознательно предал его врагам

Существует две версии, объясняющие мотивы этого поступка. По одной из них  — Христос недостаточно отделял свою божественную природу от материи, что подтолкнуло Иуду спровоцировать убийство Иисуса. Сделано это было апостолом во имя освобождения божественного духа от низших энергий.

По другой версии — Иуда посчитал, что Христос слишком откровенен с учениками, поскольку раскрывает им тайны, которые достойны хранить лишь избранные. Видя в такой откровенности серьёзную опасность, Иуда, представитель высших посвящённых, обрёк своим предательством Христа на смерть.

Легко заметить, что и первая, и вторая версии основаны на вере в существование на земле избранной элиты. Это очень древнее метафизическое представление о структуре мира влияет на умы и сегодня.

Более того, окончательное разделение людей на элиту и профанов является едва ли не главным политическим проектом современности. Читатель может спросить: какая связь между апокрифической литературой гностиков и глобализмом? Ответ проще, чем кажется.

Для того, чтобы построить общество, основанное на абсолютной несправедливости, необходима переоценка всех этических ценностей, выработанных цивилизацией за последние тысячелетия. Конечно, подавляющая масса людей к восприятию этих ценностей никогда не была готова. Однако приблизительные представления о том, что «хорошо», а что «плохо» у человечества всё же имелось.

Несмотря на принципиально противоположные взгляды на взаимоотношения творца и твари в различных традициях, именно в вопросе этических норм религии в целом сходились.

С другой стороны, во всех традициях существовали свои неортодоксальные эзотерические учения. Как правило, их появление было связано с «прохладностью» большинства верующих и поиском новых метафизических откровений. Нередко такие неортодоксальные направления имели тираноборческий характер.

Есть все основания полагать, что каиниты, отрицавшие власть космического демиурга, а значит и тираническую власть земных правителей, в рамках своей исторической эпохи были духовными революционерами.

За радикальным пересмотром смысла ветхого завета стояла борьба с иудейским жречеством. Новое религиозное учение противопоставляло «служителям демиурга» «истинных посвящённых» — Христа и Иуду. Эпоха раннего христианства, ещё не имевшего оформленной ортодоксии, была богата экстравагантными теориями такого рода.

Предательство перестает быть отступничеством и превращается в обычное действие, не имеющее никакого аморального содержания

Предательство перестает быть отступничеством и превращается в обычное действие, не имеющее никакого аморального содержания

Совсем иное значение приобретает «Евангелие Иуды» в наше время. Современному обывателю, мягко говоря, слабо разбирающемуся в построениях гностиков, предлагается совершенно новая для него трактовка предательства Иуды. Вряд ли  у индифферентного большинства представителей общества потребления эта трактовка вызовет шок, но подсознательно люди, безусловно, продолжат переоценку ценностей.

Популяризация  в масс-медиа «Евангелия Иуды» вне зависимости от желания издателей и учёных становится частью операции по перепрограммированию человеческой психологии. Предательство перестает быть отступничеством и превращается в обычное действие, не имеющее никакого аморального содержания.

«Посвящённые» жрецы нового мирового порядка ликвидируют рудименты старой культуры как нечто угрожающее торжеству закона «господство-подчинение». Превращение чисто научной публикации «Евангелия Иуды» в сенсацию — лишь одно из последних ярких проявлений политики разложения общества, практикуемой глобалистами. Массы, лишённые культурных архетипов, помогающих ориентироваться в реальности — это именно то, что нужно сегодняшней элите.

Впервые опубликовано в  газете «На краю»  («Лимонка»)

Другие главы из книги «Явление смыслов»:

«Современностью» оказывается то, что навязано нам извне / глава «В сравнению с вечностью»

Непознанная смерть

Буржуазные установки намного ближе к женскому началу / глава «Бог и семьи»

У апологетов капитализма и марксистов одно направление мышления / глава «Дорога на седьмой континент»