20 октября 2017

Салют «Курску» из космоса

Михаил ДОБРОНРАВОВ

С 12 октября в российском прокате идёт фильм «Салют-7» с Владимиром Вдовиченко и Павлом Деревянко в главной роли.

Космос — очень трогательная и трепещущая тема для российского зрителя

Фильм молодого режиссёра Клима Шипенко уверенно завоёвывает сердца зрителей. Вообще фильм должен был выйти ещё в апреле, ко дню космонавтики, но лента уступила это право фильму «Время первых» с Константином Хабенским и Евгением Мироновым, и премьера «Салюта-7» переместилась на 5 октября. Но прокатчики из-за «Бегущего по лезвию 2049» перенесли дату выхода на неделю — с 5 на 12 октября. В итоге по результатам стартового уик-энда «Салют-7» уверенно побеждает в рейтинге кассовых сборов.

Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших 11 февраля 1985 года, когда с необитаемой станцией «Салют-7» была потеряна связь. После трёх месяцев подготовки, 6 июня, к станции была направлена экспедиция на переоборудованном корабле «Союз Т-13» во главе с командиром корабля Владимиром Джанибековым (в фильме имя командира оставили без изменений, а фамилию поменяли на Фёдоров, а играет его Владимир Вдовиченко) и бортинженером Виктором Савиных (в фильме — Виктор Алёхин в исполнении Павла Деревянко).

Космос — очень трогательная и трепещущая тема для российского зрителя. И сразу и не скажешь, какому актёрскому тандему отдать первое место Хабенскому / Миронову из «Времени первых» или Вдовиченко / Деревянко с «Салюта-7». Но главное достижение «Салюта-7» по отношению к своему конкуренту — гораздо меньший градус пафоса. При этом зритель держится в большем напряжении, сопереживает героям, в первую очередь благодаря игре актёров, которые играют главных героев, а также и благодаря картинке с Земли: из Центра управления полётами, из семей космонавтов. Кроме того, художественный вымысел создателей картины пошёл фильму на пользу. Наш ответ Голливуду удался, причём сам-то фильм довольно олдскульным получился, наверное, сказался тот факт, что создатели — выходцы из авторского кино.

Думаю, не стоит подробно разбирать, где пролегает граница между вымыслом и действительностью. Наиболее любопытные легко почерпнут для себя нужную информацию в рассказе Виктора Петровича Савиных «Записки с мёртвой станции».

А вот перенос показа с апреля на октябрь позволил фильму не только обзавестись суперсовременным форматом IMAX, но и доработать сцены с компьютерной графикой. Кинокритики отмечают, что здесь они особенно хороши.

В фильме есть сцена, в той или иной степени явно отсылающая к голливудскому «Армагеддону» с Брюсом Уилиссом, где российская орбитальная станция с космонавтом в шапке-ушанке буквально разваливается на части. Герои Вдовиченко и Деревянко пытаются починить космическую станцию в открытом космосе с помощью кувалды, в то время как «светлые головы» генералов на Земле подумывают, как бы сбить станцию ракетой, чтобы она не досталась противнику.

Главное, что может сделать хороший фильм, это, наверное, заставить не остаться равнодушным и задуматься. Вроде метафора с кувалдой, а думаешь, ведь, сколько таких фильмов можно ещё снять — про наших парней, скованных дисциплиной и чувством долга, стучащих SOS по переборке «Курска», тушащих пожар «Комсомольца» или ликвидирующих аварию на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС. А всё по причине вопиющей халатности. Ведь, что общего у космонавта и подводника? Общее то, что из тесного отсека некуда бежать.