11 октября 2017

Мечтают ли андроиды, когда бегут по лезвию?

«Интересно, мечтают ли андроиды? — Рик задал себе вопрос и тут же ответил: — Несомненно. Иначе зачем им убивать своих хозяев и возвращаться на Землю? Они ищут своё место в жизни, отказываясь служить человеку бесплатной прислугой… Зачем ежедневно надрываться на безликой каменистой поверхности Марса, планеты, изначально непригодной для колонизации?»

Филипп Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах»

Михаил ДОБРОНРАВОВ

С 5 октября в российском прокате идёт фантастический фильм Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом и Харрисоном Фордом в главных ролях

С 5 октября в российском прокате идёт фантастический фильм Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом и Харрисоном Фордом в главных ролях.

После переснятого в Голливуде аниме 1995 года «Призрак в доспехах», шедшего в кинотеатрах в апреле этого года, продюсеры с продолжением «Бегущего по лезвию» уже во второй раз за год обращаются к одной из культовых технологических антиутопий прошлого.

Специально, чтобы связать две части, разделённые по сюжету тридцатью годами, создатели фильма сняли три короткометражки, объясняющие реальность нового «Бегущего по лезвию»: «2036: Nexus Dawn», «2048: Nowhere to Run» и аниме «Black Out 2022». Эти три серии повествуют о так называемом Блэкауте, когда восставшие андроиды уничтожили базы данных, о возрождении производства репликантов компанией Ниандера Уоллеса и о фермере-репликанте, скрывающимся от полиции. Первые две серии снял сын режиссёра Люк Скотт. А третью снял японский режиссёр-аниматор Синъитиро Ватанабэ.

Музыка нового «Бегущего по лезвию: 2049» максимально приближенна к саундтреку Вангелиса. Отличные спецэффекты и детально проработанное будущее, которое, как оказалось, весьма самобытно. Реальность «Бегущего по лезвию» не стали рушить в угоду сегодняшним реалиям. Так, на калифорнийских фермах красочно и гордо написано «Целина», а в виде ностальгии по эпохе восьмибитных приставок всплывает реклама некогда известной ATARI, мистическим образом появляется другая реклама — танцующая балерина с загадочной надписью «Soviet happy. Product СССР». Возможно, что это product placement в жанре самоиронии. Есть и постмодернистские отсылки, в фильме мы видим книгу Владимира Набокова «Бледный огонь».

Холодная картина Калифорнии будущего, заливаемой дождём, меланхоличный Райан Гослинг, стареющий, но борозды не портящий, Харрисон Форд

Реальность оригинального «Бегущего по лезвию» имеет свой отпечаток времени. Так, например, в 1982-ом году никого не смущало, что персонажи общаются по платному видеофону, сейчас же создатели не стали подстраивать своё будущее под Стива Джобса, его здесь нет. Ведь «Бегущий по лезвию» это, по сути, неонуар, и главному герою приходится походить и поискать ответы на вопросы, без айфона вроде бы как и жизнь должна оказаться веселее и интереснее. Но нет. В будущем, люди, не испорченные интернет-общением, предпочитают заниматься любовью не друг с другом, а со специально сделанными андроидами. Даже специалист по оперативно-розыскным мероприятиям репликант Кей (Райан Гослинг) имеет виртуальную голографическую подругу Джой, которая проецируется в его квартире с помощью проектора.

В первой версии главный герой сбегает с Рейчел в необъятные солнечные дали из заливаемого ливнями Лос-Анжелеса 2019 года (это и есть закваска для нового фильма). «Причём Ева в данном случае — это порождение человеческого разума, а не производное от ребра Адама. Короткая счастливая жизнь с репликанткой вдали от сумасшедшей технократической цивилизации видится предпочтительнее во много раз, нежели долгое существование в так называемом человеческом обществе, больше похожем на ад», — отмечает кинокритик Сергей Кудрявцев.

Специалист по оперативно-розыскным мероприятиям репликант Кей (Райан Гослинг) имеет виртуальную голографическую подругу Джой, которая проецируется в его квартире с помощью проектора

Понятно, что новый «Бегущий» — это в первую очередь коммерческий продукт, поэтому он нуждается в громком имени. Тем не менее по нынешним меркам фильм получился гораздо выше среднего, при просмотре плачевный «Призрак в доспехах» не вспоминается. Холодная картина Калифорнии будущего, заливаемой дождём, меланхоличный Райан Гослинг, вечно молодой Джаред Лето в роли очередного жестокого мегаломана, компьютерная симуляция молодой Шон Янг, стареющий, но борозды не портящий, Харрисон Форд (пусть он и оставляет в кадре такое чувство будто его снимали, застав его дома врасплох). Но его участие — связующее.

Новый фильм унаследовал от своего предшественника форму повествования, но экшена прибавилось. И ещё новый «Бегущий» аж на 47 минут превзошёл оригинал по продолжительности (164 минуты против 117). Сюжет более чем хорош, психологизм и интрига тоже на высоте.

Правда, есть мнение, что новый фильм всего лишь репликант старого «Бегущего», но это не страшно, во всяком случае в фильме репликанты почти ничем не отличаются от людей. И после просмотра этого фильма, понимаешь, что скорее всего последует ещё одно продолжение.