14 мая 2017

В какой СССР завёл след маньяка

Михаил ДОБРОНРАВОВ

В декабре 2016 года Первый канал начал показывать второй сезон детективного сериала «Обратная сторона Луны», видимо, приурочив выход его в эфир к 25-й годовщине распада Советского Союза. Но, показав восемь серий из шестнадцати, канал убрал сериал из эфира, объяснив, это тем, что рейтинги просмотров слишком низки… Однако поползли конспирологические слухи: мол, сняли сериал не из-за рейтингов, а из-за его политической подоплёки. Попробуем разобраться.

Наверное, создатели сериала хотели выехать на сегодняшней моде «на советское». Однако альтернативная «советская» реальность, созданная создателями сериала, выглядит пошло, а главное — неубедительно

«Обратная сторона Луны» — вольная интерпретация британского сериала «Жизнь на Марсе», где главного героя детектива Сэма Тайлера сбивает машина, в результате чего он из 2006 года попадает в 1973-й. В тот самый год, когда появилась сюрреалистичная песня Дэвида Боуи “Life on Mars?”, отсюда и название, а сама песня стала рефреном сериала.

Оказавшись в прошлом, политкорректный и толерантный, детектив Тайлер, замечает, что в 1973 году приняты совсем другие методы работы. Тут в порядке вещей надавить на допросе, подкинуть улику, а если надо — дать парочку тумаков заключённому. Совсем другое положение занимают женщины в участке, они служат в своём «женском отделе полиции». В общем, офицеры 1973 года показаны людьми своего времени.

Есть американская версия сериала, но она не слишком отходит от оригинала. Другое дело — русская адаптация.

Третий год капитан полиции Михаил Соловьёв (играет Павел Деревянко) идёт по следу маньяка. И наконец нападает на него. Но во время операции по задержанию маньяка, Михаил попадает под колёса его автомобиля. Мощный удар транспортным средством приводит к тому, что капитана из 2011 года переносится в 1979-й. Не до конца осознав случившееся, Михаил всё же пытается приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, работая советским милиционером. Правда, коллег он шокирует своей бесцеремонностью… и знанием английского языка, которое помогает ему задержать шпиона.

Некоторые российские новации вызывают ряд вопросов, а то и просто — недоумение. Так, герой Деревянко мало того, что просыпается в больнице в теле своего отца, так ещё и попадает в «любовный квадрат»: он, его жена (то есть мать), любовница отца (абсолютно незнакомая ему женщина) и медсестра Катя, которая единственная его понимает. Мистика мистикой, путешествия во времени — путешествиями, но разве бывает такое, чтобы сын и отец были похожи, как две капли воды? Причём сценарист Александр Щербаков повторяет этот ход ещё дважды. Отец маньяка и маньяк — одно лицо. Маньяк тоже попал в автокатастрофу и переселяется в прошлое, в тело своего отца, тоже маньяка, передавшего своё призвание по наследству. И уже упомянутая Катя из 1979-го и её дочь в 2011 году — одна и та же актриса. Такое впечатление, что речь идёт о клонах, а не о отцах, матерях, сыновьях и дочерях.

Как отмечают обозреватели, время действия первого сезона удалось показать с теплотой. Оператор и режиссёр смогли воссоздать ту атмосферу, правильно расставив акценты. В отличие, скажем, от сериала «Восьмидесятые», где всё показано как-то излишне лубочно.

Если в британской версии маньяка ловят в первой же серии, то в российской следователь гоняется за маньяком весь первый сезон и продолжает это делать во втором. От этого страдает детективная часть с расследованиями обыденных преступлений, где наш герой, на лихом коне обставляя всех, всегда находит преступника.

Как уже было упомянуто, знание английского помогает главному герою вычислить шпиона и обойти «смежников» из КГБ. В этом деле он знакомится с сотрудником КГБ Павлом Саврасовым (фигура, недвусмысленно намекающая на Путина). Саврасов единственный верит, что Соловьёв явился из будущего и записывает всё, что тот говорит в свой блокнот.

По окончанию первой части главный герой просыпается опять в будущем. Но не в России, откуда он прибыл, а в Советском Союзе. Оказывается, он изменил ход истории. В этой реальности Советский Союз не распался, а Генеральный секретарь КПСС — бывший сотрудник КГБ Павел Саврасов. В 80-е кого-то отправили на заслуженную пенсию, а кто-то на Ставрополье угодил под комбайн. Что, впрочем, явная сценарная натяжка, так как Саврасов никак не мог так быстро взлететь из рядового сотрудника КГБ вверх по карьерной лестнице и вершить людские судьбы.

Советский Союз 2011 года. По версии режиссёра Александра Котта и сценариста Александра Щербакова. Наши космонавты высадились на Марсе, в небе парят причудливые гибриды дирижабля и самолёта, мы выпускаем собственные карманные телефоны, правда, размером с кирпич, автомобили выдаются бесплатно, нужно только отстоять в очереди: один год — для получения отечественного автомобиля и три года — для улучшенного из ГДР. Советская медицина единственная в мире смогла победить рак. В состав СССР вошли новые республики — Финляндия и Аляска.

Но… по телевизору идёт «ДОМ-2», где Сергей Рост работает сварщиком в прямом эфире. В качестве такси используется почему-то «Волга ГАЗ-21» (для справки — этот автомобиль был снят с производства 15 июля 1970 года, то есть самому молодому экземпляру этой машины в 2011 году должно было исполниться 41 год). Также по столице СССР колесят ровесники «Волги» — «Копейка» и грузовик ЗиЛ-130. Почему почти весь автопарк замер на уровне 1979 года? Не хватило реквизита? А кому принадлежит идея на капот всех автомобилей эмблему знака качества прилепить, я уж боюсь спросить.

И наконец — уголовный розыск будущего. Во главе отряда стоит майор Дымов (почему-то говорит о себе только в третьем лице). Если в первом сезоне сериала канва мистического детектива вполне органично прерывалась комедийными вставками, то во второй части уже не понятно, где надо смеяться. Думаешь, это что, смешно?

Наверное, создатели сериала хотели выехать на сегодняшней моде «на советское». Однако альтернативная «советская» реальность, созданная создателями сериала, выглядит пошло, а главное — неубедительно. Да и действие затянуто. Маньяка можно было убрать в шестнадцатой серии, а не в тридцать второй. Порой кажется, что, если бы режиссёр включил в сериал элементы эротики или киберпанка, от этого ничуть не стало бы хуже.

Так что думается, что никакой политической подоплёки в снятии сериала из эфира нет. Даже идиоты не любят, когда их за них держат.