4 ноября 2016

Исступление от прошлого в тоскливом будущем

Георгий МАЕВ

2016-й год проходит как Год Российского кино, а это значит, что известные российские кинорежиссёры и топовые киностудии получили шанс в очередной раз доказать, что в России кино не просто существует, завоёвывая симпатии зрителей и провоцируя споры в обществе, но и выходит на новый, современный, уровень. Шанс выпал и молодым режиссёрам. Сейчас самое время заявить о себе тем, кто делает первые шаги в киноиндустрии, в частности талантливым студентам, которые, чтобы снять свой первый фильм, трудятся не менее усердно, чем большие киностудии. Один из них — молодой петербургский режиссёр Эльгуджа Жвания.

«Молодой режиссёр замахивается на драму, местами даже высокую. Эльгуджа Жвания попробовал интегрировать тему любви, души, поиска, потери, находки. Сценарий ещё интересен и тем, что он щупает эту тему через недалекое будущее», - говорит продюсер картины Денис Лафанов / На фото: съёмки "Исступления"

«Молодой режиссёр замахивается на драму, местами даже высокую. Эльгуджа Жвания попробовал интегрировать тему любви, души, поиска, потери, находки. Сценарий ещё интересен и тем, что он щупает эту тему через недалекое будущее», — говорит продюсер картины Денис Лафанов / На фото: съёмки «Исступления»

Как поётся в песне: «Последний бой — он трудный самый». Но и первый бой — это тоже весьма тяжёлое испытание. Именно его сейчас и ведёт Эльгуджа Жвания, снимая при поддержке киностудии North Film Factory и компании 3Q-cinema короткометражный фильм «Исступление».

Главный вопрос, который нужно решить для запуска кинопроекта — это деньги, и их ребятам приходиться искать самим. Если актёров, гримёров, осветителей, операторов North Film Factory привлекает на волонтёрской основе, то за всё остальное нужно платить. Суточная аренда одной только профессиональной камеры обходится в весьма недешево. Государство даже в Год кино не спешит раздавать деньги молодым талантам на реализацию их проектов.

Авторы сценария ненарочито, штрихами, обозначают общество, похожее на «дисциплинарный санаторий».

Эльгуджа Жвания и Никита Ворожищев работали над сценарием «Исступления» около года и это кропотливая работа над несколькими страницами печатного текста. «Молодой режиссёр замахивается на драму, местами даже высокую. Эльгуджа попробовал интегрировать тему любви, души, поиска, потери, находки. Сценарий ещё интересен и тем, что он щупает эту тему через недалекое будущее», — говорит продюсер картины Денис Лафанов, который обратил внимание на сценарий «Исступления» на седьмом питчинге дебютантов (презентации кинопроектов с целью нахождения инвесторов) при Молодёжном центре Союза кинематографистов России (сценарий стал призёром на этом питченге).

«Исступление» Жвания никак не перекликается с одноименным фильмом Альфреда Хичкока. Фильм Хичкока — детективный триллер, экранизация романа Артура Ла Берна «До свидания, Пикадилли, прощай, Лестер-сквер». Жвания и North Film Factory снимают антиутопию, фокусируя внимание на отношениях пары: мужчины и… существа женского пола, то ли биологического робота в виде его погибшей в автокатастрофе жены, то ли её клона. Та, настоящая, жена живёт лишь в памяти главного героя.

На сильные эмоции способен только главный герой «Исступления», а также его жена, которая живёт в его воспоминаниях. Остальные же — существа с кастрированными эмоциями.

Авторы сценария ненарочито, штрихами, обозначают общество, похожее на «дисциплинарный санаторий». Из радио доносится: «Только благодаря нашей программе мы победили перенаселение планеты, сбалансировали рождаемость и смертность. Кризис эпохи потребления был преодолён»… Кем? Как? Ответа мы не получаем. По штрихам, сделанным сценаристами, можно предположить, что главный герой «Исступления» живёт в обществе, похожем на то, что показано в фильме норвежца Йенса Лиена «Неуместный человек» (2006). Речь не о заимствованиях и цитатах, а об атмосфере, которой проникнут сценарий. Во всяком случае, на сильные эмоции способен только главный герой «Исступления», а также его жена, которая живёт в его воспоминаниях. Остальные же — существа с кастрированными эмоциями. Это не то ближайшее будущее совсем не похоже на то, что мы видим в блокбастерах Голливуда. В сценарии «Исступления» нет даже намёка на героя, призванного спасти мир. Да и нужно ли его спасать, когда такая тоска кругом?

Однако одно дело написать, а другое снять. Посмотрим, как воплотят свой замысел Эльгуджа Жвания и North Film Factory.

Продюсер Денис Лафанов о фильме Эльгуджи Жвания «Исступление»