8 мая 2016

«Хоффа»: монтировка в руке, ствол у виска

Продолжение цикла статей об отражении рабочей и профсоюзной борьбы в кино

Вадим БОЛЬШАКОВ

Если вы не знаете, как прожить жизнь, посмотрите фильм "Хоффа"

Если вы не знаете, как прожить 40 лет жизни, посмотрите фильм «Хоффа»

Самая противоречивая роль великого Джека Николсона в кинокартине о самом неоднозначном деятеле американского профдвижения — Джеймсе Риддли Хоффе.

Когда фильм «Хоффа» (режиссёр Дэнни ДеВито; род. 1944) вышел на экраны (1992), зрительский мир раскололся на два лагеря. Одни аплодировали, другие плевались. Случилась редкость: актёрскую работу Джека Николсона (род. 1937) одновременно номинировали на очередной «Оскар» и на антипремию «Золотая малина». В 1992-м ильм провалился в прокате, а спустя десятилетия его превозносят. Так в чём дело?

В личности главного героя «Хоффы» — лидера Межнационального братства водителей грузовиков Джимми Хоффы-старшего (1913-1975?). Ругаясь как сапожник, тот рассуждал о демократии и политике. Стоял за рабочую правду, но был связан с бандитами. Антикоммунист, но защищал «красных» в своём профсоюзе. Тимстеры (так в Штатах называют водителей грузовиков) вспоминают об эпохе Хоффы как о «золотом веке». А в глазах «прогрессивной» общественности Хоффа является, пожалуй, самой яркой иллюстрации тезиса, что профсоюзы — это разновидность мафии. В общем, Хоффа не чёрный, не белый, а какой-то полосатый. Вот сыграй такого.

Но как джокер заменяет любую карту, так Джек Николсон способен на абсолютное перевоплощение. Ему по плечу роли президента и гангстера, коммуниста и бродяги, и ещё — пару строчек «и». Как Николсон вжился в образ здесь? Идеально. Когда Хоффа-младший появился на съёмочной площадке и увидел его в образе Хоффы-старшего, то расплакался со словами: «Вот мой папа»…  И это 50-летний мужик, ставший впоследствии, вслед за отцом, президентом Братства водителей грузовиков.

Перед нами разворачивается панорама 40-летней войны водителей грузовиков во главе с Хоффой против хозяев. Взрывы, кровь, сжатые кулаки, монтировка в руке, ствол у виска.

Перед нами разворачивается панорама 40-летней войны водителей грузовиков во главе с Хоффой против хозяев. Взрывы, кровь, сжатые кулаки, монтировка в руке, ствол у виска.

Итак, Хоффа в исполнении Николсона блистает на экране своими гранями. Завязка проста: лето 1975 года, он кого-то дожидается в «Кадиллаке» у пригородного кафе со своим другом и заместителем по профсоюзу Бобби Чаро (Дэнни ДеВито). Пока Хоффа ругается и волнуется, но терпеливо отсчитывает минуты, Чаро предаётся воспоминаниям о знакомстве с боссом, об их совместной борьбе в профсоюзе. Перед нами разворачивается панорама 40-летней войны водителей грузовиков во главе с Хоффой против хозяев. Взрывы, кровь, сжатые кулаки, монтировка в руке, ствол у виска. И бесстрашный Хоффа, подобно Моисею ведущий свой избранный тимстерский народ в обетованную землю «среднего класса». Аминь.

Но грешен Моисей! Грешен, а упорствует. И вот весь фильм разбираешься в его системе координат, в локализации всех его «плохо — хорошо». Однако самый интересный вопрос — уж не Господа ли Бога дожидается Моисей у заброшенного кафе?..

Фильм наполнен профсоюзной афористикой и — площадной руганью. Кого-то, наверное, шокирует, что слово “f*ck” с производными от него использовано в фильме 153 раза. Но мы же с вами не ждём розовых бабочек от водителей грузовиков? Впрочем, русский перевод вычищен и побрит. Так что пристегнулись и — поехали!

Реплика из зала

Объясняю: Джеймс Риддли Хоффа — самый известный в Америке профсоюзный деятель. При нём Братство водителей достигло пика своего могущества, лупило (strike по-английски и забастовка, и удар) по денежным мешкам в любой точке Америки, просто перестав возить туда грузы. Его яркую речь разобрали на цитаты. Самая известная фраза Хоффы, вошедшая в обиход через фильм: «Я собираюсь сделать то, что должен!» На английском афоризм блистает ритмикой и лаконизмом формы — “I’m gonna do what I gotta do!” Вокруг связей Хоффы с бандитами постоянно вздувались скандалы. Своей смертью (он пропал без вести) породил целую волну слухов, расследований и фольклора. На экране мы видим лишь одну из версий происшедшего. Но ладно фильм — я опять выйду за рамки фильма.

Мне кажется интересной одна параллель — проект «Хоффа» как будто продолжился после его смерти. Я уже упоминал, что Джеймс Филип Хоффа-младший стал в 1999 году Генеральным президентом Межнационального братства водителей грузовиков. Есть что-то символичное в том, что он реализует планы и мечты отца: Хоффа-младший добился не только восстановления единства профсоюза, расстроенного междоусобицами боссов и интервенциями властей под флагом борьбы с коррупцией. Он возобновил наступление на хозяев по всему фронту, вслед за отцом концентрируя максимальные ресурсы Братства на актуальных участках, против отдельных упрямых компаний, не желающих делиться прибылью с рабочими.

Самая известная фраза Хоффы, вошедшая в обиход через фильм: «Я собираюсь сделать то, что должен!» На английском афоризм блистает ритмикой и лаконизмом формы - “I'm gonna do what I gotta do!”

Самая известная фраза Хоффы, вошедшая в обиход через фильм: «Я собираюсь сделать то, что должен!» На английском афоризм блистает ритмикой и лаконизмом формы — “I’m gonna do what I gotta do!”

При Хоффе-младшем Братство опять, спустя четверть века потерь и неудач, стало расти численно (правда, последний кризис остановил рост). Как и отец, он не любит оппозицию: будь то фронда региональных боссов или движение рядовых водителей «Тимстеры за демократический профсоюз». Подобно отцу, Хоффа-младший проводит политику органайзинга — активного вовлечения рабочих в профдвижение. Именно на этой почве Братство повторно, как при отце, создало сепаратное профобъединение вне Американской федерации труда — Конгресс производственных профсоюзов.

Хоффа-младший считает, что рано или поздно Братство должно объединить ВСЕХ работников, так или иначе, связанных с транспортной сферой. Он достиг на этом поприще серьёзных успехов, самым удивительным из которых для меня было присоединение Братства локомотивных машинистов, фасонистого и элитарного, старейшего в США профсоюза, на 40 лет более седого, чем само Братство водителей (родившееся в 1903-м).

Кстати сказать, в середине 1950-х, когда АФТ по обвинению в коррупции исключила из своего состава Межнациональную ассоциацию береговых рабочих (МАБР), о которой рассказывается в фильме Элиа Казана «В порту» (1954), Хоффа-старший потерпел неудачу, пытаясь поставить испытывавшую трудности Ассоциацию под контроль: навязывая сначала своего ставленника в качестве вице-президента, а потом денежную помощь. Но МАБР не поддалась.

И наконец, немного перца. В День труда 5 сентября 2011 года, на митинге в Детройте, предваряя спич президента Барака Обамы, приход которого в Белый дом Братство считает одним из своих главных политических успехов, Хоффа-младший выступил с брутальной речью в защиту рабочего класса и против неких «сукиных детей», которых надо изгнать, вернув себе Америку. Эта речь вызвала скандал, кто-то из комментаторов в глянцевых СМИ высказался в том духе, что Хоффа едва ли не единственный, кто ещё может выражаться по-мужски.

Короче, сынок в отца пошёл. У них там, в Америке, до сих пор есть такие профсоюзники, о которых потом снимают не тускнеющие фильмы!

Оригинал

Читайте также:

Вадим БОЛЬШАКОВ. «Молли Магуайерс»: хэппи-энда быть не могло

Вадим БОЛЬШАКОВ. Кричали грузчики «В порту»

Продолжение серии статей об отражении темы рабочей и профсоюзной борьбы следует