2 мая 2016

Право на рисунок. Или бунт против строгой серости

Георгий МАЕВ

Как верно заметила арт-критик Татьяна Москвина, в российском кинематографе «со времён “Прогулки” Алексея Учителя в показе Петербурга образовалась целая “прогулочная эстетика”… Сложнейшее, многослойное пространство города превратилось в уютные декорации, стильные картинки приятного дизайна». Герои фильмов не живут в Купчине, на Гражданке, в Ульянке. Они обитают исключительно в историческом центре города, не подозревая, что существуют социальные проблемы.

 «Смазал карту будня, плеснувши краску из стакана» - это про него...

«Смазал карту будня, плеснувши краску из стакана» — это про него…

А главное — Петербург почти не снимают со стороны Финского залива. И от этого в кино пропадает главная изначальная ипостась Северной столицы России: окна в Европу.

Молодой режиссёр Эльгуджа Жвания в своей дебютной картине Trase, вбрасывая зрителя в Петербург с волнами Финского залива, оставляет его в новом жилом квартале. Серые коробки домов. Серые камни недостроенной набережной. Но мы ни секунды не сомневаемся, что оказались в Петербурге. Крики чаек. Шум волн. Это — непарадный Васильевский остров.

Петербург — строгий серый город. Ярмарки краски — не для него. Попытки его «весело раскрасить» нередко оборачиваются пошлостью. Но эта строгая серость свинцовой тучей давит на его обитателей. Недаром в Петербурге так много сообществ любителей той или иной экзотики. Петербуржцам хочется раскрасить свою жизнь. Это своего рода бунт против «унылого чухонства».

Тут и там камера выхватывает цветные кляксы граффити. Главный герой ленты — юный граффитчик, который дома слушает регги. Когда он рисовал шрифты на набережной, его избили какие-то тёмные силы – злые духи серого города. Он оказывается в больнице с переломанной челюстью. «Это цена за право на рисунок, за право на граффити», — говорит он, сравнивая свою челюсть с ухом Ван Гога.

Выйдя из больницы, парень продолжает рисовать. Он не сдаётся. Он продолжает бросать вызов серости кварталов и жилых массивов. «Смазал карту будня, плеснувши краску из стакана» — это про него. И в конце мы видим город, наполненный спокойными, естественными для него красками, с высоты птичьего полёта. А главный герой стоит к морю и Европе лицом в кенгурухе с надписью “Irridicibile”, что в переводе с итальянского – родного языка многих петербургских зодчих — означает «Непреклонный».

Фильм Trase (2015)