18 февраля 2013

Маргарете фон Тротта и её бунтующие героини

Владимир СОЛОВЕЙЧИК

Маргарете фон Тротта — одна из крупнейших современных немецких актрис, кинорежиссёров и сценаристов — родилась в Берлине 21 февраля 1942 года. Её отец — художник Альфред Ролофф. Однако фамилию Маргарете унаследовала от матери

Осенним вечером 1986 года я шёл по дождливым улочкам немецкого Мерзебурга к киноклубу, единственному в этом небольшом городке на юго-западе тогдашней ГДР. Спешил на премьеру нового фильма до того момента абсолютно мне неизвестного западногерманского кинорежиссёра Маргарете фон Тротта, о которой на востоке Германии только и знали, как о воинствующей феминистке и активной деятельнице СДПГ. Видимо, последнее обстоятельство и оказалось решающим для руководителей ГДР, давших своё согласие на показ только что смонтированной ленты «Терпение Розы Люксембург» с Барбарой Зуковой и Даниэлем Ольбрыхским в главных ролях.

Давным-давно канула в лету ГДР, сочетавшая официальное почитание зверски убитых контрреволюционерами в 1919 году Карла Либкнехта, Розы Люксембург и Лео Иогихеса-Тышки (двух последних — соратников, которым разрыв любовной связи не помешал остаться единомышленниками, — прекрасно и романтически-одухотворённо как раз и сыграли Зукова и Ольбрыхский) с серьёзным забвением их заветов, сформулированных накануне создания Коммунистической партии Германии.  Ушёл в прошлое — жизнь повторила кино — жизненный союз Зуковой и Ольбрыхского. Нет и в помине среди нынешних «властителей дум» старого континента того духа оптимизма революционной перспективы, которым, несмотря ни на что, пронизан трагический финал этого лучшего, на мой взгляд, фильма Маргарете фон Тротта, а сама кинорежиссёр по-прежнему не сдаётся, не отходит от своих политических воззрений, активно борется за левое будущее Германии и Европы в рядах немецкой социал-демократии и снимает, снимает, снимает… И по-прежнему в центре её картин — неординарные, бунтующие, ищущие в борьбе своё личное и одновременно общее, человеческое, счастье неординарные, сильные, пронзительно обаятельные женщины.

Одна из крупнейших современных немецких актрис, кинорежиссёров и сценаристов родилась в Берлине 21 февраля 1942 года. Её отец — художник Альфред Ролофф. Однако фамилию Маргарете унаследовала от матери — репатриантки из СССР (после советско-германского договора от 28 сентября 1939 года о дружбе и совместной границе многие этнические немцы, особенно из прибалтийских республик, вполне легально покинули Советский Союз и переехали на историческую родину) Элизабет фон Тротта — фамилию древнюю, аристократическую. Расставшись с любовником, который так и не стал её мужем, Элизабет фон Тротта с внебрачной дочерью переезжает из Берлина в западногерманский Дюссельдорф, где будущая кинозвезда и закончила среднюю школу. А затем и Высшую торговую школу. Поработав пару лет после её окончания секретаршей, Маргарете испытала отвращение к канцелярской рутине и уехала в Париж. Именно там она приобщилась к миру кинематографа, точнее — молодых, в те годы совсем неизвестных талантливых юношей, ставших впоследствии лидерами «новой волны» 60-х годов прошлого века.

Вернувшись для учёбы в университете в Мюнхен, Маргарете в 1964 году вышла замуж за сотрудника крупного издательства Юргена Меллера, родила сына Феликса. Четыре года длилась её спокойная монотонная семейная жизнь в обстановке комфорта, затем молодая актриса получила приглашение сняться в фильме режиссёра Густава Эмка «Поиграй с птичкой». Муж был против, считая артистическую карьеру далёкой от филистерской морали, и они развелись. При этом сильно озабоченный сохранением «традиционных ценностей» буржуазный суд постановил отдать её сына на воспитание в семью бывшего мужа. Шесть лет она боролась за право соединиться с собственным ребёнком, и лишь в 1975 году справедливость восторжествовала. Именно в этом году она вместе со своим новым мужем Фолькером Шлёндорфом, житейский и кинематографический союз с которым у фон Тротта продлился два десятилетия, приступила к экранизации  повести Нобелевского лауреата по литературе Генриха Бёлля «Поруганная честь Катарины Блюм», где она предъявила свой личный счёт ханжеству капиталистической элиты, господствующей в её кругах двойной морали, обслуживающим власть и деньги имущих «правоохранителям» и продажным журналистам, специализирующимся на беспардонном вмешательстве в чужую частную жизнь, антикоммунистической истерии, организации «добровольной народной юстиции в форме охоты за отдельным человеком».

В те годы Маргарете фон Тротта стала одной из ведущих актрис «нового немецкого кино». Красивая, но красотой неброской, и стремящаяся казаться не столько красивой, сколько подлинной, стильной, обаятельной. Прямая чёлка, волосы, небрежно рассыпанные по плечам. Энергичная мимика, жестикуляция. Очки, скрывающие близорукие глаза. Пренебрежение к косметике, модной одежде. Много ролей за годы работы в кино исполнила фон Тротта, отдавая предпочтение, прежде всего, образам женщин, осознавших необходимость обретения собственного места в жизни, стремящихся к реализации своего идеала, вовлечённых в борьбу за общественную справедливость. Среди них — четыре роли в фильмах Райнера Вернера Фассбиндера. В картине «Поруганная честь Катарины Блюм» она впервые выступила в роли полноценного соавтора своего мужа Фолькера Шлёндорфа — как сценарист (сценарии начала писать ещё в 1970 году) и режиссёр, а через два года начала снимать самостоятельно.

Основные темы, интересующие Маргарете фон Тротта, — «страх и любовь в жизни женщины», истории любви, пробуждения общественной активности, обретения личного счастья и его утраты. Взгляд на мир глазами женщины, ибо в фильмах фон Тротта практически нет главных героев — одни героини…

Основные темы, интересующие художника, — «страх и любовь в жизни женщины», истории любви, пробуждения общественной активности, обретения личного счастья и его утраты. Взгляд на мир глазами женщины, ибо в фильмах фон Тротта практически нет главных героев — одни героини… Как отмечала немецкая кинокритика, в фильмах фон Тротта почти всегда наличествуют «невозможные поиски женской идентичности, запретные и основанные на эмоциональной взаимозависимости двух женщин… её героини всегда являются политическими существами».  И любимый приём — житейский, любовный и политический антагонизм двух сестёр, весьма далёких друг от друга. Или двух женщин, тесно связанных друг с другом совместной деятельностью, но таких разных в любви, в отношении к вопросам морали. Именно по этой схеме развивается конфликт между Розой Люксембург и Кларой Цеткин в «Терпении Розы Люксембург» — в ходе романа «красной Розы» с много младшим её годами сыном Цеткин Константином. Несогласие матери на брак, неодобрение этой любовной связи ведёт к охлаждению личных отношений двух основательниц Коммунистической партии Германии, не исчезнувшему в полной мере даже после гибели Константина Цеткина.

Показательно, что сама режиссёр не считает свои фильмы «женскими», считая, что различия между фильмами, снятыми женской и мужской рукой, лежат, скорее, в области выбора тем, определённой чувствительности и способа, которым женская режиссёрская рука выстраивает характеры действующих лиц, какими критериями руководствуется при подборе исполнителей, стремясь к синтезу тем частных и политических, общественных и личных. Фактически речь идёт об изображении действительности посредством эволюции главных героев. «Ведь испокон веков историю писали и творили мужчины, а о женщинах умалчивали, ничего он них не рассказывали, как будто и не было их вовсе в истории… Да, они сильные, но никто из них не застрахован от слабости, — говорит о своих героинях Маргарете фон Тротта. — Я никогда не пытаюсь представить моих женщин в ореоле героического совершенства. Они сильны тем, что не пасуют перед трудностями и идут своим путём, несмотря на сопротивление. Вот такие моменты, когда обнажается душа во всём её противоречии, мне очень нравятся».

После поглощения ГДР западногерманским капиталистическим государством Маргарете фон Тротта почувствовала себя чужой в объединённой Германии концернов и финансовых воротил, против которой до последнего дыхания боролась Роза Люксембург. Шесть лет фон Тротта снимала в Италии, занималась театральными проектами, режиссировала озвучание на немецкий язык зарубежных кинолент, снимала телесериалы. Уже в 2003 году увидел свет фильм «Розенштрассе». Это — пересказанная средствами кино история двухдневной акции протеста против расовой политики гитлеровцев — стихийной демонстрации «арийских» жён арестованных берлинских евреев в феврале 1943 года возле тюрьмы на Розенштрассе, где перед отправкой в газовые камеры Освенцима сидели их мужья. Свой 70-летний юбилей Маргарете фон Тротта встретила на съемочной площадке, экранизируя биографию немецкого философа Ханны Арендт. В главной роли «фильма идей», вышедшего на экран в январе этого года, снялась любимая актриса режиссёра фон Тротта — Барбара Зукова.

  • FIP

    Не так много имен в мировом кинематографе , которые бы выступали одновременно в трёх ипостасях : актёра( актрисы), режиссёра и сценариста ! Маргарете фон Троппе — одна из немногих….

    Особое место в её творчестве занимает фильм » Розенштрассе» — редкий и интересный, впечатляющий деталями того жуткого времени . Посмотрите , не пожалеете!

    Спасибо автору за неизменно интересные и редкие темы статей!

  • http://Вконтакте Med-za

    Посмотрела работы Маргарете фон Тротта.Фильмы потрясают своей глубиной и значительностью!