7 февраля 2011

Сеть как орудие музыкальной революции

Сергей ЕРЕМЕЕВ

Всё больше молодых музыкантов, начиная свой творческий путь, традиционной схеме покорения вершин шоу-бизнеса предпочитают раскрутку через интернет. При этом они руководствуются не только тем, что это проще и быстрее, но и тем, что среди людей, ищущих музыку в глобальной паутине, найти своих слушателей гораздо проще, чем в рядах потребителей теле- и радиопрограмм.

Эпоха сети

— Продвинутая музыкальная общественность давно игнорирует и ТВ, и радио; у неё другие поляны — клубы и интернет, — отметил в своей колонке для журнала «Cosmopolitan» известный критик Артемий Троицкий. По мнению гуру музыкальной журналистики, будущее музыки за интернетом, и чем дальше, тем больше старым «звёздам» придётся с этим считаться.

Солистка группы "Барто" Мария Любичева

А молодёжь уже вовсю пользуется новыми технологиями. Одним из первых успешных проектов стали протеже самого Троицкого — электропанк-группа «Барто». Всё началось с проекта MuseON — интернет-конкурса молодых исполнителей, председателем жюри которого является Артемий Кивович. Критика впечатлила группа, звучавшая совершенно по-новому для российской сцены: синтипоп вперемежку с панком — в музыкальном плане, и эротика вперемежку с левацким протестом — в текстовом. (Например, в песне «Готов» есть такие слова: «Я готова. А ты готов?/ Поджигать ночью машины ментов». За то, что солистка группы Мария Любичева прочла слова этой песни на митинге в защиту Химкинского леса, на неё чуть не завели уголовное дело по статье «экстремизм».) Троицкий сам вышел на «Барто» и предложил сотрудничество. Благодаря Троицкому группа выпустила все три свои альбома на маститом лейбле «Союз», но, по словам самих музыкантов, количество купленных дисков не может сравниться с количеством скачиваний их альбомов. Сами они относятся к этому положительно:

— У нас на Myspace много прослушиваний, то есть откуда-то люди узнают, приходят и слушают. Это приятно. Мне вообще кажется, что идёт эпоха сети, достаточно сравнить результаты продажи дисков и скачивания.  Когда мы выступали в Томске (был зал на 300 человек), все люди знали наши песни. Если б не было сети — этого не случилось, — сказал в интервью Punkgazetka.ru автор текстов и идейный вдохновитель группы Алексей Отраднов.

Люди узнали песни "Барто" благодаря сети

Путь хулиганов и романтиков

— Меня всегда угнетала перспектива, что придется ходить со своим диском и кому-то  впаривать. Стараюсь этого избегать. Всё, что происходило, всегда происходило само, — рассуждал в 2007 году Пётр Налич, отвечая на вопросы редакции газеты «Известия».

Это было одно из первых интервью музыканта. В то время у него даже ансамбля не было. Зато был сольный клип на песню «Гитар» снятый на собственной даче при помощи любительской камеры. Видео появилось в сети YouTube весной 2007 года и сразу же начало гулять по блогам, побивая все рекорды популярности. В сентябре того же года клип посмотрело 70 000 человек. На волне своего виртуального успеха Налич начал активную концертную деятельность и вскоре собрал «Музыкальный коллектив Петра Налича», с которым гастролировал по всей России, выступал в Западной и Восточной Европе. В 2010 году ансамбль представил Россию на фестивале «Евровидение» в Осло.

Пётр Налич

За один месяц клип Петра Налича в сети посмотрели 70 000 человек

Сегодня музыкант признаётся, что доволен своими гонорарами, его коллектив всё чаще мелькает на центральных телеканал, а организаторы концертов МКПН вынуждены соблюдать условия пятнадцатистраничного райдера группы. Тем не менее, до сих пор Пётр Налич выкладывает в интернет все новые песни, отдавая дань своим слушателем и всей виртуальной системе, способствовавшей его популярности.

Интернет-путями к славе пришли не только артисты-романтики типа Налича, но и музыканты-хулиганы, выступающие не то что на грани фола, а просто фолящие на всю катушку. Спрос на такого рода творчество у нас в стране был всегда, и никакая цензура не могла служить для него преградой. Если в 90-е годы по всей стране во дворах пели под гитару песни группы «Сектор Газа», то в конце 2000-х – слушали на мобильных репера Сяву. А стал известен Сява после того, как его клип «Бодрячком» появился на YouTube в конце августа 2009 года. Как оказалось, это был просто прикол Вячеслава Хахалкина, известного пермского ди-джея, радиоведущего и звукорежиссёра. По его признанию, песня и видео на неё были сделаны за два дня. Но результат оказался неожиданным – новый сценический образ за кротчайшие сроки стал известнее всего того, что Вячеслав делал раньше. Появились совместные проекты с Ноггано и АК-47, кстати, также прославившимися благодаря всемирной сети, и Сергеем Шнуровым. Дальше – больше: Сяву зовут выступать в Москву и Санкт-Петербург, а также в страны Прибалтики и даже в Австрию. Появлялись интересные предложения из мира шоу-бизнеса, но артист отвечал «нет».

Сява работает за идею и не хочет быть клоуном

— Мы работаем за идею, а не за бабки… Сяву хотят использовать в рекламе. Но я что клоун, что ли — в рекламе сниматься? Я не клоун, я нормальный пацан. Я говорю за тему, говорю за жизнь. Я в шоу-бизнес не стремлюсь. Мне эта звездность ни к чему, вообще-то, — говорил Вячеслав в интервью телеканалу «А1».

Быстро и сердито

Тем не менее, Сява всё-таки стал героем нескольких телепрограмм и даже снялся в молодёжном сериале «Школа». Гораздо чаще на ТВ мелькает его коллега по хип-хоп цеху Noize MC, вошедший по итогам 2010 года в десятку лучших деятелей культуры России по версии журнала «Русский Репортёр». Путь к славе кумира подростков, ненавидимого большинством «старых» репперов, не похож на тот, по которому шли Пётр Налич или, скажем, французская группа ZaZ. Известным на всю страну он стал после того, как получил ротацию на канале МУЗ-ТВ и роль в художественном фильме «Розыгрыш», для которого написал саундтрек. Однако тот авторитет, который артист получил со временем в народе, без интернета был бы просто не возможен. Нойза полюбили за высокую скорость реакции на происходящие события. 25 февраля прошлого года вицепрезидент компании «Лукойл» Анатолий Барков стал виновником автомобильной аварии, в ходе которой погибли две женщины. 4 марта на YouTube уже был выложен клип «Mercedes S666», посвящённый случившейся трагедии. За несколько дней тысячи пользователей социальных сетей добавили видео к себе на страницы. 24 сентября группа «Ленинград» запустила в сеть свой клип «Химкинский лес», а уже через неделю там же оказался ответ Noize MC — «Побрей звезду». Сложно представить, чтобы песня или видеоклип, посвященный насущной проблеме, попала на радио или телеканал настолько быстро, если бы музыкант пользовался традиционной схемой. Да и не особо стараются связываться с правдорубами в теле- и радио-редакциях. Мало ли чего. Социальные сети в этом плане служат более демократической и оперативной альтернативой.

Noize MC благодаря сети оперативно реагирует на события в стране

— Как потребитель (к скачиванию песен — прим. автора) отношусь положительно, скачиваю какую-то музыку. С другой стороны, если мне что-то по-настоящему нравится, я всё равно иду и покупаю пластинку, потому что для меня важно разглядывать полиграфию, читать, кто на чём сыграл… — признался Noize MC в интервью газете «Акция», — что же касается собственного творчества: если пиратят и таким образом музыка доходит до большего количества людей, это хорошо. Естественно, из-за этого может расстраиваться звукозаписывающая компания, но это уже их проблемы.

Изабель Жeффруа - солистка французской группы ZaZ

Победители и проигравшие

Но многие музыканты «старой школы» считают это и проблемой личной. По словам Дмитрия Хакимова, барабанщика группы «Глеб Самойлоff & The Matrix», нынешнее поколение растёт на бездуховном восприятии музыки: на вырванных из концепции синглах, а не дисках, которые являются оформленной концептуальной работой.

— Это обижает артистов как художников, но таковы реалии, — отметил музыкант на одной из пресс-конференций. — Даже большие группы не могут продать больше 1000 экземпляров. Музыка в основном распространяется через интернет. Выпустили мы альбом или не выпустили – значения не имеет. Как большая акция, выход альбома потерял своё значение уже несколько лет назад.

Дмитрий Хакимов - один из тех, по чьим интересам ударила музыкальная революция в сети

Не стоит забывать, что Дмитрий Хакимов занимается не только музыкальной, но и продюсерской деятельностью, по которой новые порядки ударяют особенно сильно. Также как и по бизнесменам и звукозаписывающим компаниям, многие из которых в ближайшее время могут просто остаться не у дел. Революция в музыкальной индустрии удовлетворяет интересы, как слушателей, которые быстро находят музыкантов, звучащих свежо, актуально и, что называется, «без купюр», так и артистов, у которых появляется возможность завоёвывать любовь аудитории, не играя по правилам шоу-бизнеса. Такие люди, не желающие действовать по готовым шаблонам, были во все времена, но в наш век возможностей для их реализации много как никогда. В проигрыше остаются посредники, стоящие между музыкантом и слушателем и стригущие с этого купоны. Похоже, их время уходит навсегда.