19 ноября 2013

Смерть отечественного автопрома – не затянувшаяся расплата за ВТО

Владимир СОЛОВЕЙЧИК

«Не надо нас “кошмарить”, ничего страшного не случится!» — заявляли многие наши сограждане в ответ на предупреждения независимых от правительственных чиновников экспертов-экономистов и левых активистов о том, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) принесёт вред отечественной экономике. Над аргументами о крахе целых отраслей обыватели лишь смеялись. «Национальный лидер» не допустит-де, чтобы нашим народным хозяйством заправляли из Вашингтона, Брюсселя и Токио.

К сожалению, получилось ровно наоборот, и события, прошедшие с лета прошлого года, пессимистические прогнозы полностью подтверждают. Особенно характерна в этой связи история, развернувшаяся вокруг утилизационного сбора. Уже после начала полноправного членства РФ в ВТО, осенью 2012 года, единороссовское правительство Дмитрия Медведева решило защитить отечественную автомобильную промышленность, попавшую под удар удачливых иностранных конкурентов с более высоким, нежели у нас в стране, уровнем государственной поддержки. Тогда был введён утилизационный сбор для производителей автомобилей. Но не всех, а только зарубежных. Российский автопром в условиях отмененной по требованиям ВТО таможенной пошлины на импортные автомобили от этого сбора был освобожден: наши предприятия могли его не платить при условии утилизации в будущем производимой ими продукции за свой счёт. Летом 2013 года, аккурат на первую годовщину полноправного членства РФ в ВТО, брюссельские еврокомиссары решили оспорить меры, предпринятые ради защиты российского автопрома.

Смерть российского автопрома наступит в 2014 году

Российский автопром окончательно добьют  в 2014 году

Выяснилось, что именно в Брюсселе отныне уже вполне открыто, не таясь, решаются судьбы нашей экономики. Брюссельские бюрократы, похоже, всерьёз полагают нашу страну своей колонией и сразу после введения нового утилизационного сбора ультимативно потребовали распространить его действие и на отечественных автомобильных производителей. Неисполнение в указанные сроки ультиматума повлекло соответствующий иск. Пригрозив России иском, евросоюзовские функционеры энергично нажали на правительство РФ. Оно и понятно: все козыри были у них на руках.

Как выяснилось уже после подачи иска, за долгие годы переговоров о вступлении в ВТО все правительства РФ, включая нынешнее, уже совсем беспомощное, так и не удосужились позаботиться о подготовке должного числа толковых и компетентных в тяжбах по линии ВТО специалистов, которые могли бы защитить от недобросовестной конкуренции и торговых войн интересы нашей страны в международных судах. Об этом откровенно поведал медведевский заместитель Аркадий Дворкович: «Вступив в ВТО, мы начинаем играть по общим правилам игры и имеем возможность влиять на формирование этих правил и использовать их для защиты своих интересов. Пока прошло слишком мало времени, и мы ещё не научились этими механизмами пользоваться».

Долгих лет переговоров и года полноправного членства, как выяснилось, не хватило, поскольку, согласно г-ну Дворковичу, «штат экспертов и специалистов, которые способны вести торговые переговоры и отстаивать интересы России» ещё только формируется. И пока он неспешно формируется, «мы, соответственно, не получаем полной выгоды от международной торговли, на которую рассчитывали».

Итог подобной «защиты» интересов отечественного автопрома оказался предсказуем: в середине октября Государственная Дума «в пожарном порядке» — второе и третье чтения законопроекта прошли в один день! — отменила ограничения по утилизационному сбору. Медведевское правительство спешило не зря. Как заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, представлявший законопроект депутатам, «принять условия ВТО мы должны до 15 октября. В ином случае нам придётся платить штрафы». В итоге с января 2014 года российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях.

Это требование ВТО Россия должна исполнять наравне с другими членами данной организации. Сбор будет также распространяться на автомобили, ввозимые с территории Белоруссии и Казахстана — вот тебе и «альтернативная» европейской интеграция на базе Таможенного Союза! — на равных условиях с российскими автопроизводителями и импортёрами из третьих стран. Кроме того, порядок коснётся транспортных средств, помещённых в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны. Закон предполагает, что размер сбора будет устанавливаться с учётом года выпуска автомобиля, а также его массы и объёма двигателя.

В общем, налицо явное отступление под диктатом Евросоюза как плата за членство в ВТО. Что характерно, брюссельских столоначальников такая сдача позиций удовлетворила не вполне. Как известно, аппетит приходит во время еды, и почувствовав слабину правительства Медведева, руководство Евросоюза в лице чиновников Еврокомиссии уже потребовало созыва Органа по разрешению споров ВТО. Брюссельские аппаратчики полагают, что поставщиков нельзя дискриминировать в том числе и по такому показателю как объём двигателя. Таким образом, полной сдачи позиций по защите отечественного автопрома посредством принятия закона об утилизационном сборе оказалось недостаточно для прекращения разбирательства по линии ВТО.

Дело идёт к полной и безоговорочной капитуляции. А за капитуляцией последует фактическая ликвидация отрасли, ибо даже при существующем уровне тарифной защиты производство автомобилей в стране нерентабельно. Что же, в таком случае, произойдёт после 1 января 2014 года? Ответ на этот вопрос очевиден: закрытие предприятий, потеря рабочих мест, всплеск безработицы. Буржуазная власть не в состоянии защитить отечественный автопром, да и иные отрасли обрабатывающей промышленности тоже. На национальные интересы нашей страны ей наплевать, а место России в мировом разделении труда как сырьевой периферии глобального капиталистического рынка г-на Медведева и его министров вполне устраивает. Им там, в отличие от трудящегося большинства наших соотечественников, вполне комфортно.