1 марта 2013

Постклассические анархисты: «Бросьте жён!»

Что ни говори, а анархисты прошлого были весьма оригинальными людьми, и предлагали они весьма своеобразные решения самых сложных вопросов, например, женского. Можно соглашаться с анархистами начала ХХ века, а можно считать их идеи завиральными, но нельзя не отметить того, что они никогда не боялись дать бой обывательским представлениям о морали, семье и браке. И в этом смысле их идеи весьма актуальны в наше время, когда нормой для любого политика, из оппозиционного стана в том числе, является подлаживание под заскорузлого обывателя. Иногда действительного  ничего не остаётся, как завидовать тем людям, которые жили во времена, когда политика была поэзией. В исполнении анархистов – поэзией в прямом смысле этого слова. Предлагаю ознакомиться со статьёй петербургского историка Алексея Гарявина, в которой рассказывается об анархистской политической поэзии на тему освобождения женщин.

Дмитрий Жвания, редактор сайта «Новый смысл»

Алексей ГАРЯВИН, кандидат исторических наук, преподаватель истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

Дайте женщине свободу и равноправие с мужчиной — и она не будет более убогим существом, кухаркой и рабыней, считали постклассические анархисты

Труды деятелей раннего российского постклассического анархизма (РПКА) только недавно стали предметом научного  изучения. Специфика этого периода состоит в многообразии идей, суждений, оттенков мысли, художественных и стилистических  форм. Хронологически этап РПКА охватывает время с начала до середины 30-х годов XX века. Представителей этого этапа развития отечественной  анархистской  мысли  очень беспокоила проблема о положении женщин в современном им и будущем обществе. Поэтому в своих произведениях они считали  необходимым оценить «женский вопрос» и предложить рецепт его разрешения.

Большое  внимание «женскому вопросу» уделили основатели пананархизма (все-анархизма) братья Абба и Владимир Гордины. Помимо идеала безвластия, пананархия, по представлениям её родоначальников, включала ещё четыре: коммунизм; педизм  (освобождение от воспитания детей и молодёжи); космизм, или национал-космополитизм (полное освобождение угнетённых национальностей) и  гениантропизм (освобождение и «очеловечение» женщины). Олицетворением пананархии был Союз пяти угнетённых — Рабочего-Босяка,  Женщины, Угнетённой национальности, Молодёжи и Личности.

Братья Гордины — сторонники полного равноправия женщины и мужчины. Они считали, что в современном им обществе женщина — «рабыня», «самка», «предмет потребления», «орудие производства». Они — противники многожёнства, господства мужа в семье (андриархата) и в жизни (андрократии), а также «полового либерализма» сильного пола и свободной любви, которую Гордины считали «свободой эксплуатации женщины».

Основоположники пананархизма пропагандировали свои идеи в оригинальной форме. В частности, своеобразным является произведение «Анархия духа» — рифмованное, но не разделённое на строфы. В нём рефреном выступает нежное, трепетное  отношение к единственной Женщине — жене, матери, сестре, как к олицетворению любви. «Анархия духа» — это и протест против законного брака: «Знай, Женщина есть Творчество. Она -единоборчество. О, не учите! Не учите! В любви любить всем разрешите! И бросьте ваших брака жён, законных жён и весь Закон. Ведь это жалкость подражанья и мысли, чувства, прозябанья, и это ведь один шаблон — законных ваших бросьте жён!» Авторы этих строк,  кроме того, ратовали за привлечение женщин к пропаганде идей пананархии.

И всё-таки братья Гордины, даже учитывая оригинальность их рецепта решения «женского  вопроса» и социальную значимость их идейных изысканий в этой области, занимают в нём нишу, близкую к анархо-индивидуалистам, наиболее последовательно, на мой взгляд, пропагандировавшим свободу женщины как личности. К сожалению, мы не имеем сведений о публикации лиро-драмы «Буржуазный брак», которая, возможно, внесла бы дополнительную ясность в то, как понимали Гордины так сильно интересовавшую их проблему.

Что касается анархистов-индивидуалистов, то они были слепыми последователями Макса Штирнера, Бенджамина Такера и Джона Генри Макэя и в большинстве случаев ограничились переводами работ первых двух и стихов последнего на русский язык. Некоторые из них, правда, проявили себя и на поэтическом поприще, не упустив из своего поля зрения проблему равноправия прекрасного пола в обществе:

Замужество словно завесой скрывает

Все Ваши грехи и разврат,

И свет Вам охотно пороки прощает,

А нас… нас презрением клеймят.

Анархо-индивидуалист, который подписывал свои статьи Виконт О., выдвинул лозунг «Долой брак, семью и супругов!», причём он отвергал и законный, и гражданский брак. Он считал брак «странным сочетанием вьючного животного с рабыней-наложницей». Этим анархо-индивидуалистом не пропагандировалось половое воздержание, но принцип «Не делай из половых отношений святыни» признавался правильным. В современном обществе им не провозглашались ни мера, ни обоюдность, ни равноправие в половых отношениях между мужчиной и женщиной. Все точки над «i» расставит время, когда наступит «царство сильного духа, царство самобытных, сильных индивидуумов».

Анархо-коммунист и один из лидеров движения анархо-мистиков в России Аполлон Андреевич Карелин начал свою деятельность в 80-90-х годах XIX века, до наступления периода РПКА. Его, в большей степени, интересовало социально-экономическое положение женщин, в частности, проблема наделения землёй вдов, «девок» при замужестве, «по едокам» и арендная плата за землю, обрабатываемую женщиной. При этом автор ссылался на опубликованные сведения земских статистиков, касавшихся разных регионов, не предлагая собственного решения проблемы. Перу Карелина принадлежит и статья о женском труде во Франции. Он — тоже поборник равноправия женщин: «Анархия отрицает принудительную власть в семье, “право” мужа обращать жену в служанку и  рабу, делая невыносимой жизнь повинующейся ему женщины».

Подводя итог, можно сказать, что рецепт решения женского вопроса, предложенный представителями РПКА, прост. Дайте женщине свободу и равноправие с мужчиной — и она не будет более убогим существом, кухаркой и рабыней. Она должна стать самостоятельным  членом общества и занимать в нём высокое социальное положение. В унижении женщины, в низведении её  до уровня домашней прислуги и объекта каждодневного полового удовлетворения повинны не мужчины, а государство, власть, старое общество, законы,  привычки. Только освободившись от них, можно освободить и женщину.

Список использованной литературы:

1.  Братья Гордины [Гордины А. Л.  и В. Л.]: 1) Пансоциалистический манифест Союза пяти угнетенных. Пг.-М. [191?]; 2) Долой анархию. Книжка первая. Пг., 1917; 3) Манифест пананархистов. М., 1918 и др.

2. Гид. «Уйдите от нас! Вы — невинны,  за злато…»//Сборник статей анархистов-индивидуалистов. № 2. М., 1907. С. 87.

3. Виконт О. Долой брак, семью и супругов! (Взгляд анархиста-индивидуалиста)//Индивидуалист. М., 1907. С. 75-77, 80.

4. Карелин А. А.: 1) Общинное  владение в России. СПб., 1893. С. 15-20; 2) ИРЛИ РАН. Ф. 266. Оп. 2. Д. 598; 3) Что такое анархия? М., 1923. С. 4.