28 августа 2012

Американский либерализм: а был ли мальчик?

Михаэль ДОРФМАН

(Статья первая)

Существует ли сегодня старый добрый либерализм в Америке? Чем он был и во что превратился? Как получилось, что гуманистическая идея либерализма превратилась в бесчеловечный свободно-рыночный неолиберализм? Книга известных либеральных обозревателей, публицистов и профессиональных историков Эрика Альтермана и Кевина Мадсона «Борьба за американский либерализм от Франклина Рузвельта до Барака Обамы» (“The Cause: The Fight for American Liberalism from Franklin Roosevelt to Barack Obama”) рассказывает много интересного о великих американских либералах, но заставляет задуматься: а был ли либерализм в Америке?

Идея либерализма родилась в эпоху Просвещения. Это – идея о том, что человек должен думать и жить свободно, согласно своей воле, говорить свободно о том, что думает,  в отличие от воли религии, государя и любой другой навязанной извне власти, скажем, диктатуры пролетариата или корпоративного коллективизма, да и всего, что вне человеческого разума. С самим определением согласились бы многие либералы и консерваторы на Западе и на Востоке, Джимми Картер и Маргарет Тэтчер, Мейнард Кейнс и Милтон Фридман, Григорий Явлинский и Дмитрий Галковский. (Но только не Джордж Буш младший, руководствовавшийся Божьей волей). В Европе либералы традиционно считались золотой серединой, скажем, в Англии – между консерваторами и лейбористами. Демократическая партия США, по традиции считающаяся либеральной, в любой европейской стране была бы названа право-консервативной. В Америке политика круто закручена вправо благодаря тому, что американцы позволили большим деньгам играть слишком большую роль в своей политической системе.

По-русски либерализм назывался ещё свободомыслием. Было и другое название, не столь положительное – своеволие. Желание жить по своей воле на Руси осуждалось и Церковью и государством. Да и в наше корпоративное время своеволие мало где поощряется.

Уже в 1920-е годы в Америке стало ясно, что сам по себе либерализм потерял всякий смысл. Теоретически всё оставалось по-прежнему, человек имел право выбирать, что делать в жизни и кем быть. Практически же силы большого бизнеса и всепроникающая коррупция лишали смысла все эти свободы, отбирали возможность жить, как хочешь, лишали равной стартовой позиции в жизни. Великая депрессия положила конец иллюзии, что в Америке каждый человек может начать счастливую жизнь. Из всех свобод доступна была в те годы, по известному выражению, лишь свобода голодать.

Либералы ответили на вызов времени идеями о том, что правительство должно выступить на стороне простых людей, среднего и рабочего класса, чтобы уравнять их шансы в борьбе за существование. Франклин Делано Рузвельт начал известный «Новый курс»  (“New Deal”). Он же назвал новую концепцию «воинствующим либерализмом». Рузвельт первым определил также, что общество разделено на «либеральную часть» и противостоящую ей «консервативную часть» (партию), «искренне и последовательно верящей, что частная инициатива и филантропия способны решить все проблемы».

Рузвельту удалось добиться беспрецедентного политического успеха. Под знаменем либерализма ему удалось собрать впечатляющую коалицию рабочей Америки, профсоюзов, меньшинств, прогрессивной интеллигенции. Он продержался у власти четыре срока, обладал большинством в обеих палатах Конгресса. Многие считают, что тем самым Рузвельт спас американский капитализм и сумел погасить назревающий общественный взрыв, способный вылиться в радикальную (скорей фашистскую, чем сталинистскую) революцию.

Американский либерализм времён Рузвельта как раз отличался исключительным прагматизмом. Рузвельт был практическим политиком, и смело пробовал всё, что работает, независимо от идеологии – применял капиталистические, антилиберальные и откровенно социалистические методы. Главное для него было – добиться результата. Кое-что получалось, кое-что нет. Как раз правые в Америке всегда отличались негибкостью и догматизмом, но и твердостью. Прагматизм отличал американских либералов и позже, но их поиски компромисса перерастали в беспринципность, а гибкость становилась бесхребетностью.

Американский либерализм связывают с теориями экономиста Джона Мейнарда Кейнса, однако эта связь вовсе не очевидна. Принципы кейнсианской экономики были поднята, как знамя, уже позже, когда американским либералам важно было отмежеваться от социализма. Либералы никогда не верили, что государство должно вмешиваться в производство. Экономические успехи «Нового курса» не были столь впечатляющими, как политические. Изменения не шли далеко, и лишь бум, вызванный участием Америки во Второй мировой войне, позволил преодолеть Великую депрессию.

Социализм по разным причинам никогда не пользовался в Америке широкой популярностью. Пик успеха социализма приходился на 1912 год, когда Социалистическая партия под руководством Юджина Виктора Дебса собрала на президентских выборах миллион голосов. Однако большой любви либералов к социалистам не наблюдалось и тогда. Предтеча американского либерализма, президент-демократ Вудро Вильсон посадил социалиста Дебса в тюрьму. Приступы массовой паранойи одолевали Америку не раз. В основном ополчались на левых («рейды Палмера» в 1920-е, Красная паника и маккартизм конца 1940-1950-х), но были и депортации немцев и японцев во время Второй мировой войны, вспышки антисемитизма в 1940-1960-е, тяжёлый внутренний терроризм против чёрных и активистов борьбы за гражданские права, панический страх после запуска советского спутника, вспышка исламофобии в 2000-х.  Истерический антикоммунизм после Второй мировой войны заставил американских либералов всячески отгородиться от любой ассоциации с социализмом.

Трудно понять, почему истерическая паника могла обуять самую сильную и богатую мировую сверхдержаву, только что одержавшую победу во Второй мировой войне. Составлялись чёрные списки, люди лишались работы, их имена оглашались публично. Многие тысячи карьер и жизни были разбиты. Правые в Америке всегда борются со своими собственными фобиями. Сенатору Маккарти так и не удалось разоблачить ни одного реального советского шпиона.

Много говорят о маккратизме, забывая, что либералы были среди главных организаторов охоты на ведьм. Антикоммунизм был интегральной частью идеологии американских либералов. Вице-президент США Хьюберт Хемфри (по праву заслуживший прозвище Мистер  Либерализм) в бытность конгрессменом предлагал законопроект о пятилетнем тюремном заключении за членство в Коммунистической партии. Длинная и бесславная, совсем не либеральная история и у других видных либералов.

Правда, либералы и левые оказались в тяжёлом положении. В лице коммунистов им приходилось защитить своих врагов. Сталинисты вели нечестную игру. Зачастую дело было не в убеждениях, а в том, что они работали на СССР. Коммунисты старались подчинить своему контролю либеральные и левые организации. Однако многие участвовали в коммунистической деятельности ещё во время войны, когда СССР был союзником и никто не был заинтересован рассказывать американцам о сталинских преступлениях.

(Продолжение следует)

  • Aleksandr

    Очень хорошая статья. Человеку, живущему за пределами Америки и не имеющему зачастую элементарных знаний по истории США, такая статья даёт возможность узнать интересные факты из недавнего прошлого ведущей страны современного мира… Социализм не пользовался большой популярностью в США, вероятно, потому, что страна долгое время имела возможность отвлекать недовольных рабочих землями Дикого Запада, на которые те при большом желании могли уйти и стать сельскими хозяевами… Никакие теории (в том числе и о «пролетарской солидарности») подавляющее большинство людей не интересуют, их интересует в первую очередь собственная выгода… Даже Гитлер собирался за счёт завоевания «жизненного пространства» для немцев дать земельные участки возможно большему числу их, а рабочими сделать иностранных рабов… И, таким образом, угроза революции в Германии, по его замыслу, исчезала бы навсегда…

  • http://rus-vopros.livejournal.com/ александр

    много хорошего написано, но можно еще проще — свободы без ответственности не бывает ( апокаликсис, — как
    напоминание и никакой гешефт с чертями тут не поможет )
    и лучшая форма — это уже государство как социальная корпорация или по другому
    социальный национализм …
    а крайняя степень лучшего — христианское теократическое государство …