11 мая 2012

Чем закончится беготня из кабинета в кабинет

Владимир СОЛОВЕЙЧИК

Ещё не была смыта кровь избитых при задержании участников «Марша миллионов» с московских мостовых, как под звон колоколов, благословения руководящих функционеров РПЦ и звон фужеров на кремлёвском банкете вступил в свою должность новый — старый президент Российской Федерации. Однако, не дожидаясь процедуры формального вступления в должность Владимира Путина и связанных с этим обстоятельством кадровых перестановок в федеральных органах исполнительной власти, начались назначения новых лиц на должности в курирующих внутреннюю политику структурах президентской администрации. Процесс пошёл.

Кто куда

Новые «первые лица» администрации президента РФ (АП РФ) – руководитель Сергей Иванов и его первый заместитель, отвечающий за «внутриполитический блок», Вячеслав Володин – пришли на свои должности ещё в декабре прошлого года. Тогда, сразу после думских выборов и на фоне массовых акций протеста, вызванных массовыми фальсификациями их итогов в пользу «партии власти» «Единая Россия», и были намечены контуры «политической реформы», осуществлять которую г.г. Иванов и Володин будут руками вновь набираемых на службу подчинённых. В этой связи у наших читателей не может не возникнуть резонный вопрос: «А стоит ли отвлекать наше время и внимание описанием перемещений тех или иных чиновников отнюдь не первого ранга, далеко не публичных персон, явно не стремящихся блистать на думских или сенатских подмостках?» Думаю, стоит. Во-первых, для большинства лиц, в той или иной степени задействованных в современной российской политике, очевидна весьма важная, не побоюсь этого слова «ключевая», роль сотрудников АП РФ при работе властей с общественными объединениями и лидерами зарегистрированных политических партий.  Это касается как представителей парламентских партий, так и  непарламентских. Во-вторых, эти же чиновники проводят мониторинг создающихся политических партий, и можно смело предположить, что их экспертная оценка играла до сих пор немаловажную роль при принятии решения о государственной регистрации партий, либо об отказе в оной. В-третьих, в Управлении внутренней политики администрации президента РФ (УВП АП РФ) осуществляются мониторинг социально-экономической ситуации в субъектах Федерации и кураторство над прохождением региональных избирательных кампаний в дополнение к кураторству выборов федеральных. Само собой разумеется, что «политическая реформа», предусматривающая, в частности, серьёзный рост числа зарегистрированных политических партий и возврат, пусть и с ограничениями, выборности глав исполнительной власти регионов, потребовала увеличения числа департаментов под новые задачи УВП АП РФ, появления новых сотрудников в их руководстве. Отсюда вполне логично вытекает и интерес аналитиков к ситуации, складывающейся вокруг изменений в структурах президентской администрации.

Начались изменения ещё до президентских выборов, но с прицелом на решение послевыборных задач. В феврале завершился первый этап реорганизации УВП АП РФ. О том, что в администрации запущена так называемая реорганизация под нового президента, «РБК daily» рассказали два информированных собеседника в Кремле. В свете нововведений было решено усилить экспертно-аналитическую составляющую и подразделения, курирующие региональные проблемы. Как и положено в бюрократическом государстве, новые задачи воплотились в новые ставки и должности: в УВП АП РФ было увеличено число заместителей начальников. 13 февраля стало известно, что одним из них стал лидер «Молодой гвардии “Единой России”», депутат Государственной Думы от «ЕдРа» Тимур Прокопенко. Ему был отдан департамент по работе с молодёжными организациями, который до него курировал популярный ранее телеведущий Иван Демидов. Пришедший в Кремль вместе с первым заместителем руководителя АП РФ Вячеславом Володиным в статусе заместителя начальника УВП РФ Дмитрий Бадовский стал курировать два департамента: по информационной политике и по взаимодействию с экспертным сообществом. Сразу отметим, что оба новых назначенца считаются близкими к главному инициатору создания «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Вячеславу Володину.

Спустя два дня после выборов президента России на работу в кремлевские структуры перешёл заместитель руководителя избирательного штаба Владимира Путина Алексей Анисимов. Он возглавил департамент региональной политики УВП АП РФ. Известно, что г-н Анисимов «вёл всю техническую работу в ОНФ, показал себя отличным менеджером и опытным аппаратчиком. Именно он выстраивал всю работу региональных отделений ОНФ, на базе которых и велась работа в рамках президентской кампании Владимира Путина. Его назначение в администрацию президента — не только знак благодарности за проделанную работу, но и свидетельство того, что ОНФ планируется и дальше развивать и усиливать». Помимо штаба, Анисимов работал в «Единой России», где занимал пост руководителя Центральной общественной приёмной Владимира Путина.

Через несколько дней было объявлено о новой замене: жертвой кадровых перестановок стал, казалось бы, доселе «непотопляемый» Иван Демидов, протеже долголетнего «кремлёвского серого кардинала» Владислава Суркова. Его сменит заместитель директора департамента пресс-службы и информации аппарата правительства РФ Павел Зенькович. Сам же г-н Демидов, как утверждается, уйдёт в правительственные структуры, поближе к своему покровителю. Это подтвердил и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, уточнив, что в правительственную пресс-службу Иван Демидов не переходит, а будет непосредственно работать рука об руку с заместителем председателя правительства РФ Владиславом  Сурковым. Последние месяцы Зенькович работу в пресс-службе правительства совмещал с деятельностью в  предвыборном штабе кандидата в президенты Владимира Путина — он был заместителем начальника штаба Станислава Говорухина.

Что покажут трещины

Факты показывают, что налицо тенденция к формированию двух центров влияния на политические процессы в центре и на местах. Во-первых, вокруг первого заместителя руководителя АП РФ Вячеслава Володина, который комплектуется из лиц, в той или иной степени причастных к возникновению и деятельности ОНФ. Во-вторых, из «старых сурковских кадров», традиционно ориентирующихся на «ЕдРо» и ныне постепенно группирующихся рядом со своим шефом в структурах федерального правительства. Это ещё одно, весьма важное, подтверждение версий о конкуренции между властными кураторами ОНФ и «ЕдРа» за влияние на процесс принятия управленческих решений. Речь идёт, как нам кажется, о серьёзных противоречиях не столько даже внутри «правящего тандема» — вряд ли новоиспеченный премьер сможет в серьёзных вопросах противоречить своему старшему товарищу, — сколько среди возглавляющих различные кланы буржуазной власти высокопоставленных аппаратчиков и их клиентелы. Разумеется, эти «верхушечные разборки», на первый взгляд, выглядят весьма далёкими от текущих дел и стратегических интересов социального движения и левых сил. Но только, на первый взгляд.

Расшатывая кажущийся внешне нерушимым «монолит вертикали власти», который начал давать первые трещины ещё в период президентства Дмитрия Медведева, свидетельством чему «дискуссия о втором сроке», в которой сам осторожный Дмитрий Анатольевич предусмотрительно участвовать не стал, борьба кураторов ОНФ с кураторами «ЕдРа» даст возможность оппозиционным партиям по максимуму воспользоваться ситуацией на выборах. Особенно в тех регионах, где позиции «ЕдРа» традиционно не столь сильны либо ослаблены борьбой за проходные места в партийных списках и губернаторство соперничающими между собой группировками внутри двух фракций «партии власти», то есть собственно функционерами «ЕдРа» и выдвиженцами из рядов ОНФ.

«Верхушечные разборки» чиновников из Кремля с «политическими функционерами» из аппарата правительства РФ наверняка послужат и делу политического просвещения граждан. В ходе борьбы за влияние и власть, неизбежно сопровождающейся, как показывает практика, серией «информационных войн», многие наши соотечественники не просто получат доступ к немалому количеству компрометирующих власть фактов, но и смогут, при наличии качественного обобщения и грамотного анализа этих фактов со стороны представителей левых сил, сделать адекватные ситуации политические выводы. А за выводами могут последовать и конкретные политические действия.

История русского рабочего движения показывает, как достаточно успешно использовали противоречия различных групп царской бюрократии и буржуазно-помещичьих сил большевики в ходе кампании по выборам депутатов IV Государственной Думы сто лет тому назад, прежде всего, для просвещения трудящихся. Их пример – наука нынешним российским левым. Пренебрегать возможностями, которые в этом смысле может принести назревающий конфликт конкурирующих между собой группировок внутри федеральной власти, не использовать его в описанных выше целях, мне кажется, было бы непростительной ошибкой.